г. Тула
11 августа 2011 г. |
А54-313/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Стахановой В.Н. и Тучковой О.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шульгач И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Сезонный рынок"
на решение Арбитражного суда Рязанской области от 30.05.2011
по делу N А54-313/2011 (судья Шуман И.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сезонный рынок" (г. Рязань; ОГРН 1026201109373; ИНН 6230004970)
к администрации города Рязани (г. Рязань; ОГРН 1026201270260),
треть лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (г. Рязань), Правительство Рязанской области (г. Рязань), ГОУ ВПО "Рязанский Государственный Радиотехнический Университет" (г. Рязань)
о признании незаконным бездействия администрации,
при участии:
от заявителя: Векшин А.В., доверенность от 20.10.2010;
от ответчика: не явились;
от третьих лиц: не явились;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сезонный рынок" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Рязани (далее - администрация), выразившегося в ненаправлении в уполномоченный орган ходатайства о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Сезонный рынок" земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта вместе с согласованным актом о выборе земельного участка и проектом границ, и обязании администрации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества (с учетом уточнения).
Определением арбитражного суда от 10.03.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Правительство Рязанской области, ГОУ ВПО "Рязанский Государственный Радиотехнический Университет".
Решением арбитражного суда от 30.05.2011 в удовлетворении требований отказано.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направил. Третьи лица - Правительство Рязанской области и ГОУ ВПО "Рязанский государственный радиотехнический университет - направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей. Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области представителя в судебное заседание не направило, копию первого судебного акта по рассматриваемому делу получало, что подтверждается имеющимся в деле почтовым уведомлением от 18.03.2011 (т.1 л.д.147). Поэтому в силу положений ст. 121, 123 АПК РФ данное лицо считается извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Выслушав пояснения заявителя, изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, по результатам рассмотрения заявления ООО "Сезонный рынок" от 07.05.2004 о выделении земельного участка под строительство детского кафе по адресу: г. Рязань, ул.Пушкина, поданного в администрацию г. Рязани, 25.10.2004 Межведомственной комиссией по выбору и обследованию земельных участков подготовлено заключение о возможности предварительного согласования места размещения объекта (акт выбора земельного участка под проектирование и строительство N б.д.5065-у) (т.1, л.д.11-12). В газете "Рязанские ведомости" 10.03.2005 была опубликована информация о намерении предоставления земельного участка с предложением заинтересованным лицам в 30-дневный срок представить свои возражения и предложения. В установленный срок возражений от заинтересованных лиц не поступило. Администрацией города Рязани издано постановление 06.11.2007 N3994 об утверждении проекта границ земельного участка по адресу: г. Рязань, ул.Пушкина.
На последующие запросы общества от 30.07.2008 и от 26.11.2009 о результатах рассмотрения заявления администрация не ответила, а в ответ на заявление от 26.07.2010 сообщила, что предоставить заявителю указанный участок не представляется возможным, поскольку данный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГОУ ВПО "Рязанский государственный радиотехнический университет" для благоустройства территории (для целей не связанных со строительством) (т.1, л.д.32).
Считая незаконным бездействие администрации, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно пунктам 3 статьи 10 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение таким земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Как предусмотрено ст. 5 Закона Рязанской области от 23.11.2004 "126-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" (в редакции от 15.12.2006), Правительство Рязанской области принимает решение о предоставлении земельных участков в аренду для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, если предоставление земельных участков не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 7 Закона Рязанской области от 23.11.2004 N 126-ОЗ органы местного самоуправления согласно действующему в спорный период законодательству принимали решения:
1) о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков для: а) индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства;
б) коллективного и индивидуального гаражного строительства; в) строительства индивидуальных погребов и хозблоков; г) строительства торговых павильонов, если площадь участка не превышает 0,01 га;
д) строительства (прокладки) коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, а также проведения иных видов работ на этих объектах, в границах городских и сельских поселений; 2) о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, за исключением случаев, установленных настоящим Законом;
3) о предоставлении в собственность или аренду земельных участков при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, за исключением случаев, установленных настоящим Законом и законами Рязанской области;
4) утратил силу - Закон Рязанской области от 20.09.2005 N 98-ОЗ;
5) об установлении или прекращении публичных сервитутов в соответствии с настоящим Законом;
6) принимают в соответствии с действующим законодательством иные решения, не отнесенные настоящим Законом к полномочиям Рязанской областной Думы, Правительства Рязанской области, управления государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области.
Общество просило администрацию предоставить ему в аренду земельный участок площадью 400 кв.м для строительства детского кафе.
Исходя положений указанных норм, предоставление земельного участка относилось к компетенции Правительства Рязанской области.
Статьей 13 Закона Рязанской области от 23.11.2004 регламентирована процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Пунктом 4 ст. 13 указанного Закона предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 дней после окончания срока информирования населения: - принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта, если предоставление земельного участка отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
- принимает решение о согласовании и направлении акта о выборе земельного участка с проектом границ в управление государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области, если предоставление земельного участка отнесено к компетенции Правительства Рязанской области.
Из материалов дела следует, что администрация города Рязани по истечении 30-дневного срока после публикации 10.03.2005 в газете "Рязанские ведомости" информации о намерении предоставить ООО "Сезонный рынок" земельный участок для строительства детского кафе, обязана была принять решение о согласовании и направить акт о выборе земельного участка с проектом границ в Управление государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области.
06.11.2007 постановление N 3994 об утверждении проекта границ земельного участка по адресу: г.Рязань, ул.Пушкина издано администрацией города Рязани, однако и в Управление государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области не направлено.
Из положений пункта 4 статьи 13 Закона Рязанской области от 23.11.2004 N 126-ОЗ следует, что данные действия администрации города Рязани надлежало исполнить одновременно.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить пропущенный срок, нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат.
Оценка уважительности причин, повлекших за собой пропуск срока, осуществляется судом, рассматривающим спор.
Как правильно указано судом первой инстанции, трехмесячный срок для обжалования бездействия администрации города Рязани исчисляется со дня истечения срока для направления ходатайства о предоставлении Обществу земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта вместе с согласованным актом о выборе земельного участка и проектом границ в уполномоченный орган.
Согласно штампу Арбитражного суда Рязанской области Общество обратилось с заявлением 01.02.2011, то есть с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К этому времени истек также срок для оспаривания сообщения администрации о предоставлении участка университету (письмо от 23.08.2010).
Доказательств уважительности причин пропуска указанного срока ООО "Сезонный рынок" в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представило ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанций.
Ввиду того, что пропуск трехмесячного срока на обжалование ненормативного акта является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Судебные расходы по госпошлине распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ. Излишне уплаченная госпошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату заявителю, поскольку согласно разъяснению, данному в п.1 Информационного письма ВАС РФ от 11.05.2010 N 139, при подаче апелляционной жалобы по рассмотренной категории споров юридические лица уплачивают госпошлину в сумме 1 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 30.05.2011 по делу N А54-313/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сезонный рынок" (390000, г. Рязань, ул. Есенина, ст. 70 А; ОГРН 1026201109373; ИНН 6230004970) из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину по квитанции от 30.06.2011 СБ8606/0020 в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-313/2011
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Сезонный рынок"
Ответчик: Администрация г.Рязани
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Правительство Рязанской области, ГОУ ВПО "Рязанский Государственный Радиотехнический Университет"