г. Санкт-Петербург
29 июля 2011 г. |
Дело N А26-2047/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10221/2011) ООО "Северная торговая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21 апреля 2011 года по делу N А26-2047/2011 (судья Кришталь Н.А.), принятое
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах
к обществу с ограниченной ответственностью "Северная Торговая Компания"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах (далее - Территориальный отдел Роспотребнадзора) (Республика Карелия, Костомукша, ул. Звездная, д. 23, ОРГН 1051000011677) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Северная Торговая Компания" (Петрозаводск, ул. Боровая, д. 16, кв.1, ОРГН 1091001014202) (далее - общество) к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что поставляемое Обществом в адрес МДОУ детский сад N 14 "Кораблик" сухое цельное молоко не соответствует требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Технический регламент).
Решением суда от 21.04.2011 заявление административного органа удовлетворено, ООО "Северная Торговая Компания" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ в виде вынесения предупреждения.
Не согласившись с решением суда, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 21.04.2011 отменить. Податель жалобы указывает на нарушение Территориальным отделом Роспотребнадзора процедуры проведения экспертизы и считает заключение эксперта ненадлежащим доказательством вины ООО "Северная торговая компания" в совершении инкриминируемого правонарушения. Общество указало, что на поставляемую в адрес детского сада продукцию имелся сертификат соответствия N С-RU.АЕ45.В.00501, согласно которому молоко сухое цельное (изготовитель ООО "Импульс") соответствует требованиям Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". Обязанность лица, покупающего сертифицированную продукцию у производителя для последующей реализации, по перепроверке действий органа по сертификации и соответствия сведений, указанных в сертификатах, отсутствует.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) начальника Территориального отдела Роспотребнадзора N 10 от 10.02.2011 проведена проверка муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 14 "Кораблик", расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Антикайнена, д.23
В ходе проверки, оформленной актом N 10 от 04.03.2010, установлено, что на упаковке с сухим цельным молоком, изготовленным ООО "Импульс", отсутствуют сведения о конечном сроке годности, составе продукта и неправильно указан ГОСТ.
Выявленные нарушения послужили Территориальному отделу Роспотребнадзора основанием для возбуждения в отношении МДОУ детский сад 14 "Кораблик" дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 21 от 15.02.2011.
Территориальным отделом Роспотребнадзора проведен отбор проб сухого цельного молока, изготовленного ООО "Импульс" в фольгированной промышленной упаковке массой нетто 400грамм, составлен протокол о взятии проб и образцов.
Согласно экспертному заключению филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах" N 29 от 21.02.2011, информация для потребителей, нанесенная на потребительскую упаковку молока сухого цельного жирностью 25%, производства ООО "Импульс" в части обозначения, состава продукта и срока годности не соответствует требованиям статьи 36 Технического регламента; проба сухого молока по органолептическим показателям (вкус и запах) не соответствует требованиям технического регламента.
Территориальный отдел Роспотребнадзора, установив, что молочная продукция поставлялась детскому саду ООО "Северная торговая компания", составило в отношении указанного лица протокол об административном правонарушении от 22.03.2010.
Учитывая, что дела о привлечении к административной ответственности по статье 19.19 КоАП РФ в силу положений части 1 статьи 23.1 КоАП РФ подлежат рассмотрению арбитражными судами, протокол об административном правонарушении от 19.03.2010 и материалы административного производства направлены управлением в Арбитражный суд Республики Карелия.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 указанного Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного этой нормой, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований государственных стандартов.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) определяет стандарт как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации.
В соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона N 184-ФЗ защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
Требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ).
Таким образом, требования государственных стандартов, касающиеся безопасности продукции, являются обязательными к исполнению. Отклонение от обязательных требований стандартов в процессе производства и реализации продукции влечет применение административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов и в сопроводительных документах, установлены Федеральным законом N 88-ФЗ от 12.06.2008 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 36 Закона N 88-ФЗ молоко и продукты
его переработки должны сопровождаться информацией для потребителей, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и требованиям настоящего Федерального закона.
На каждую единицу групповой упаковки, единицу многооборотной тары или транспортной тары такой продукции наносится маркировка, содержащая информацию для потребителей, в том числе обозначение стандарта, нормативного или технического документа, в соответствии с которыми произведена такая продукция.
Согласно подпункту 7 пункта 25 статьи 36 Закона N 88-ФЗ молоко и продукты его переработки, расфасованные в потребительскую тару и реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, должны иметь маркировку, содержащую, в том числе информацию о составе таких продуктов с указанием входящих в них компонентов.
При маркировке концентрированных (сгущенных) и сухих продуктов переработки молока должна быть указана дата изготовления и срок годности таких продуктов на крышке или на дне банок либо пачек (подпункт 1 пункта 26 статьи 36).
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждается (фотографией упаковки молока, протоколом об административном правонарушении, товарной накладной от 08.02.2011, муниципальным контрактом), что ООО "Северная торговая компания" при реализации продукции допустилл нарушения положений Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" от 12.06.2008 N 88-ФЗ, выразившиеся в отсутствии на потребительской упаковке состава продукции и конечного срока годности.
Податель жалобы ссылается на то, что у него отсутствовала обязанность по проверке сертифицированного товара.
Согласно статье 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" именно на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, возложена обязанность по организации и проведению производственного контроля за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов. Такой производственный контроль проводится в соответствии с программой, разрабатываемой индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов. Факт реализации обществом молочной продукции подтверждается материалами дела и подателем жалобы не оспаривается.
Также, на основании статьи 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу частей 1, 2 статьи 32 указанного Закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и(или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном Санитарными правилами и государственными стандартами.
Указанные положения обеспечивают безопасность реализуемой продукции, в целях исключения риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью граждан.
Таким образом, поскольку общество осуществляло поставку продукции, то оно обязано было исполнить требования по организации и проведению производственного контроля в отношении реализуемой ей продукции.
Наличие сертификата соответствия на реализуемую продукцию не освобождает общество от проведения производственного контроля, в том числе, путем проведения лабораторных испытаний.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, выразившегося в отсутствии на упаковке с сухим цельным молоком сведений о конечном сроке годности, составе продукта, неправильном указании ГОСТа.
Кроме того, в ходе проведения проверки сотрудниками Территориального отдела Роспотребнадзора выявлено несоответствие сухого цельного молока установленным органолептическим показателям.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на нарушение административным органом процедуры проведения экспертизы.
Суд первой инстанции, установив, что ООО "Северная торговая компания" с определением о назначении экспертизы ознакомлено не было, вследствие чего было лишено возможности пользоваться своими правами, предусмотренными частью 4 статьи 126.4 КоАП РФ, признал доводы общества в данной части обоснованными.
Поскольку протокол лабораторных исследований N 389 от 21.02.2011 и экспертное заключение N 29 от 21.02.2011 в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не являются допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении Общества, другие доказательства, подтверждающие несоответствие молока требованиям Технического регламента по органолептическим показателям в материалах дела отсутствуют, то суд первой инстанции правомерно исключил указанный эпизод из числа нарушений, вменяемых в вину обществу.
Принимая во внимание, что нарушение обществом требований Технического регламента в части отсутствия на упаковке сведений о конечном сроке годности и составе продукта подтверждается материалами дела, суд первой инстанции правомерно привлек ООО "Северная торговая компания" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, законные основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21 апреля 2011 года по делу N А26-2047/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Северная Торговая Компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2047/2011
Истец: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах
Ответчик: ООО "Северная торговая компания"
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10221/11