Город Омск
28 июля 2011 г. |
Дело N А75-930/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4498/2011, 08АП-4498/2011) открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.04.2011 по делу N А75-930/2011 (судья Шабанова Г.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" (ОГРН 1028601354088, ИНН 8605003932)
к Государственному учреждению - региональному отделению фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принять к зачету расходы, произведенные страхователем на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 45 983 рублей 04 копейки
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Барабаш Н.В. по доверенности от 17.02.2011 сроком действия до 31.12.2011;
от заинтересованного лица: Пеленаев В.В. по доверенности N 145 от 13.03.2011 сроком действия 30.05.2012;
установил:
Открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее по тексту - общество, ОАО "СН-МНГ", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - ГУ - РО ФСС по ХМАО, фонд социального страхования, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принять к зачету расходы, произведенные страхователем на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 45 983 рублей 04 копейки.
Решением от 06.04.2011 по делу N А75-930/2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении требований ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" отказал.
В обоснование решения Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры указал, что пособие по временной нетрудоспособности должно быть назначено Хакимову Ф.Р. с 13.12.2008 по 18.01.2009; нарушения в оформлении листка нетрудоспособности могли быть выявлены представителем общества; расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке; факт наступления страхового случая и выплаты пособия застрахованному лицу не является безусловным основанием для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию.
ОАО "СН-МНГ" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда 1 инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку федеральным законодательством установлено, что пособие при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу до дня установления инвалидности; подзаконный акт, на который ссылается заинтересованное лицо, норме данного закона противоречит; в листке нетрудоспособности Хакимова Ф.Р. датой установления инвалидности является 22.01.2009; общество не имело возможности выявить нарушение в оформлении листка нетрудоспособности, поскольку он не имеет видимых дефектов и нарушений; права требовать дополнительные документы у застрахованного лица общество не имеет.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУ - РО ФСС по ХМАО указало, что в соответствии с действующими правилами признания гражданина инвалидом установлено, что датой установления инвалидности считается день поступления заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ), а срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ; ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя; документ, подтверждающий право лица на получение государственного пособия должен быть оформлен надлежащим образом.
В судебном заседании представить заявителя поддержал доводы своей апелляционной жалобы, а представитель заинтересованного лица - доводы отзыва.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства. Филиалом N 1 государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре проведена документальная выездная проверка ОАО "СН-МНГ" - страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, по результатам которой составлен акт N 107 н/с от 04.10.2010 (т.1 л.д.9-12).
По результатам рассмотрения акта проверки и представленных на него обществом возражений (т.1 л.д.16-17), руководителем Фонда было принято решение не принимать к зачету расходы страхователя в размере 45 983 рублей 04 копейки по выплате пособия по временной нетрудоспособности в результате несчастного случая на производстве, что отражено в протоколе от 09.11.2010 N 107н/с (т.1 л.д.18-20).
Основанием для принятия решения послужили выводы проверяющих о том, что ООО "СН-МНГ" начислило и выплатило пособие по временной нетрудоспособности Хакимову Ф.Р. по листку нетрудоспособности (т.1 л.д.22-23), оформленному с нарушением п.29 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514 (Порядок N514).
Полагая, что действия фонда социального страхования не соответствуют требованиям действующего законодательства, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано. Означенное решение обжалуется налоговыми органами в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в названной части, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части, а решение - изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (ФЗ N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 24.08.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ФЗ N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования.
В силу ст.8 ФЗ N 125-ФЗ одним из видов обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются пособия по временной нетрудоспособности, назначаемые в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности (ст.9 ФЗ N 125-ФЗ).
В соответствии со ст.15 ФЗ N 125-ФЗ назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.
Согласно п.1, 5 ст.13 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ФЗ N255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" (Порядок N 514).
В силу п.29 указанного Приказа N 514 при установлении инвалидности со степенью ограничения способности к трудовой деятельности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в результате несчастного случая на производстве Хакимову Ф.Р. обществом было назначено пособие по временной нетрудоспособности с 13.12.2008 по 19.01.2009 на основании листка нетрудоспособности серия ВР N 2943018. На регистрацию в учреждение МСЭ документы Хакимова Ф.Р. поступили 19.01.2010, о чем свидетельствует отметка в листке нетрудоспособности N ВР 2943018. Согласно справке МСЭК N 0004201802 данному гражданину была установлена инвалидность с 19.01.2009.
Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности Хакимову Ф.Р. должно было быть назначено с 13.12.2008 по 18.01.2009.
Довод заявителя о том, что п.29 Порядка N 514 в данном случае не может быть применен, поскольку противоречит ст.6 ФЗ N 255-ФЗ, согласно которому пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), судом апелляционной инстанции не принимается.
Как следует из ч.2 ст.1 ФЗ N 255-ФЗ настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 12, 13, 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей ФЗ N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Таким образом, к отношениям, связанным с обеспечениями пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболевание применяются только 4 названные выше статьи ФЗ N 255-ФЗ, статья 6 данного закона к названным правоотношениям применяться не может.
Тем не менее суд апелляционной инстанции считает, что решение ГУ - РО ФСС ХМАО об отказе принять к зачету расходы, произведенные страхователем на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 45 983 рублей 04 копейки не соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст.22 ФЗ N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Пунктом 3 части 1 ст.11 ФЗ N 165-ФЗ предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Как было выше сказано, заинтересованное лицо указывает на то, что пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве должно было быть выплачено за период с 13.12.2008 по 18.01.2009, т.е. до дня, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ, а не за период с 13.12.2008 по 19.01.2009, т.е. до дня установления инвалидности, как было указано в листе нетрудоспособности.
Таким образом, расходами, произведенными страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, является не оплата всего периода нетрудоспособности в размере 45 983 рублей 04 копейки, а лишь оплата 19.01.2009. Размер пособия за 1 излишне выплаченный день составляет 1 084 рублей 97 копеек, на что указано в возражениях на акт и не оспорено заинтересованным лицом (т.1 л.д.16-17).
Размер пособия за период с 13.12.2008 по 18.01.2009, т.е. до дня, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ, является обоснованным и составляет 44 772 рублей 96 копеек.
По мнению заинтересованного лица, все расходы в виде пособия, оплаченного по данному листку нетрудоспособности не могут быть возмещены страхователем, поскольку подтверждены документами, оформленными с нарушением правил.
В обоснование своего утверждения фонд социального страхования ссылается на п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, согласно которому расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает указанную ссылку необоснованной. Согласно названному правилу отказ в принятии к зачету сумм пособий является следствием либо полного отсутствия документов, либо оформления документов с нарушением установленного порядка.
Порядок оформления данных документов предусмотрен главой 1Х "Заполнение листка нетрудоспособности" Порядка N 514. В данной главе, в частности, предусмотрено, что лицевая сторона бланка листка нетрудоспособности заполняется медицинским работником при предъявлении гражданином паспорта или документа, его заменяющего. Записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке чернилами или шариковой ручкой синего, фиолетового или черного цвета, либо с применением печатающих устройств. Исправленный или зачеркнутый текст подтверждается записью "исправленному верить", подписью лечащего врача и печатью медицинской организации. Оттиски печатей и штампов медицинской организации должны быть четкими и соответствовать названию, указанному в уставе медицинской организации и т.д.
Из материалов дела следует, что заинтересованным лицом было выявлено неверное определение количества дней, подлежащих оплате пособием по временной нетрудоспособности. Факта ненадлежащего оформления документов (отсутствие данных паспорта, печати медицинского учреждения, подписи врачи, наличие неоговоренных исправлений и др.) выявлено не было.
При этом суд апелляционной инстанции считает необоснованной ссылку суда в тексте решения на ст.3 ФЗ N 165-ФЗ как на основание отнесение расходов на страхователя. В соответствии с данной нормой определено, что обеспечение по обязательному социальному страхованию - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, обеспечение по обязательному страхованию за счет средства страхователя осуществляется только в случаях, прямо установленных федеральным законом. Это, например, ч.2 п.1 ст.3 ФЗ N 255-ФЗ, согласно которому за первые три дня временной нетрудоспособности оплата осуществляется за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Исключением является и ст.15 ч.7 ФЗ N 125-ФЗ, согласно которой выплата обеспечения по страхованию застрахованному, за исключением выплаты пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем, и оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, которые производятся страхователем и засчитываются в счет уплаты страховых взносов, производится страховщиком.
Следовательно, по общему правилу оплата расходов по законно назначенному пособию по обязательному социальному страхованию осуществляется за счет средств страхователя (ФСС РФ), и лишь в случаях, прямо предусмотренных законом как исключения - за счет средств страховщика (работодателя).
Иное толкование закона фактически приведет к нарушению баланса публичных и частных интересов, который строится с учетом права страхователя не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (ст.11 ч.1 п.3 ФЗ N 165-ФЗ) и государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика (ст.4 ФЗ N 165-ФЗ).
В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей за рассмотрение дела в суде 1 инстанции и 1000 рублей за подачу апелляционной жалобы подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей за подачу апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета согласно ч.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 269, частью 1 пунктом 3 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.04.2011 по делу N А75-930/2011 изменить, изложив его в следующей редакции:
"Заявление открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" удовлетворить частично.
Признать незаконными действия, выразившихся в отказе принять к зачету расходы, произведенные страхователем на выплату пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 44 772 рублей 96 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Государственное учреждение - региональное отделение фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры в пользу открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" (ОГРН 1028601354088, ИНН 8605003932) 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной платежным поручением N 253 от 18.01.2010 и 1000 рублей государственной пошлины, уплаченной платежным поручением N 910406012 от 25.04.2011.
Возвратить открытому акционерному обществу "Славнефть-Мегионнефтегаз" (ОГРН 1028601354088, ИНН 8605003932) 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 910406012 от 25.04.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-930/2011
Истец: ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз"
Ответчик: ГУ - региональное отделение фонда социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры, ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ХМАО-Югре