г. Пермь
16 марта 2009 г. |
Дело N А71-13251/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Нилоговой Т.С., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.
при участии:
от заявителя Управления Федеральной Регистрационной службы по Удмуртской Республике : не явились, извещены надлежащим образом
от ответчика арбитражного управляющего Карелина А. В.: арелин А.В. - предъявлен паспорт
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
арбитражного управляющего Карелина А. В. (ответчика по делу)
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 января 2009 года
по делу N А71-13251/2008,
принятое судьей Смаевой С.Г.
по заявлению Управления Федеральной Регистрационной службы по Удмуртской Республике
к арбитражному управляющему Карелину А. В.
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной Регистрационной службы по Удмуртской Республике обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Карелина Алексея Васильевича, на основании ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ за неисполнение им обязанностей, установленных ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 января 2009 г.. заявленные требования удовлетворены. Арбитражный управляющий Карелин А.В. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст. 14.13 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 2 500 руб.
Арбитражный управляющий Карелин А. В. (ответчик по делу), не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ. В обоснование апелляционной жалобы просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ. Судом первой инстанции не учтены такие обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного нарушения, как отсутствие вредных последствий, незначительность угрозы охраняемым общественным отношениям. Просит учесть, что формирование конкурсной массы составляет большой объем работы и требует значительных финансовых затрат, которые выделяются из личных средств.
Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике (заявитель по делу) представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В отзыве на жалобу указывает на то, что ссылка заявителя жалобы на отсутствие вредных последствий и угрозы охраняемым общественным отношениям является несостоятельной, так как данное административное правонарушение относится к формальному составу и считается оконченным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве); ответственность наступает независимо от доказанности возникновения или не возникновения убытков у конкретного кредитора или должника; наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба с формальным составом не доказывается.
Заявитель по делу, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной Регистрационной службы по Удмуртской Республике (далее - Управление) на основании поступившей 12.11.2008 г.. жалобы ООО "Центральная база производственного обслуживания" о ненадлежащем исполнении обязанностей конкурсного управляющего ООО "Ижевская буровая компания" Карелина А.В., проведена проверка его деятельности.
В ходе проверки установлено, что конкурсный управляющий Карелин А.В. ООО "Ижевская буровая компания" не исполнил обязанность, установленную статьей 142 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 г.. "О несостоятельности (банкротстве)", пунктами 5 и 10 Общих правил подготовки отчетов арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства от 22.05.2003 г.. N299, пунктом 1 Общих правил ведения реестра требований кредиторов, утвержденных Постановлением Правительства от 09.07.2004 г.. N 345: отсутствие даты и места составления отчета за период с 26.08.2008 г.. по 30.09.2008 г..; отчет конкурсного управляющего не содержит разделов о сформированной конкурсной массе, о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках денежных поступлений, о принятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц, не содержит сведения о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии законодательством РФ субсидиарную ответственность по обязательствам ООО "Ижевская буровая компания; в таблице 5 раздела 2 реестра требований кредиторов ООО "Ижевская буровая компания" начиная с порядкового номера 324 по номер 514 не заполнены графы "Дата внесении записи о требовании в реестр", "Реквизиты документа, являющего основанием возникновения требований", "Ссылка на часть 1 раздела 3"; реестр требований кредиторов ООО "Ижевская буровая компания" по состоянию на 08.12.2008 г.. не содержит дату закрытия реестра.
Должностным лицом Управления в отношении арбитражного управляющего 24.12.2008 г.. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Карелина А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования пришел к выводу о наличии в действиях конкурсного управляющего Карелина А.В. состава административного правонарушения по ч.3 ст.14.13 КоАП РФ.
Указанный вывод суда является правильным.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.08.2008 г.. по делу N А71-10326/2007 ООО "Ижевская буровая компания" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим утвержден Карелин Алексей Васильевич.
Обязанности конкурсного управляющего установлены статьей 129 Закона о банкротстве, в соответствии с которой, предусмотрено исполнение конкурсным управляющим обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 г.. N 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего.
Перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в отчете конкурсного управляющего, установлен пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве, а также пунктами 1, 5, 10, 11, 12 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего.
При этом п. 5, 10 Правил определено, что в каждом отчете (заключении) арбитражного управляющего указывается дата и место составления отчета (заключения); отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные п. 2 ст. 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения, в том числе о сформированной конкурсной массе; о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц; о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что отчет конкурсного управляющего Карелина А.В. о проведении процедуры конкурсного производства за период с 26.08.2008 г.. по 30.09.2008 г.. (л.д. 25-30) не содержит даты и места составления отчета, разделов о сформированной конкурсной массе, о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках денежных поступлений, о принятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц, не содержит сведения о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии законодательством РФ субсидиарную ответственность по обязательствам ООО "Ижевская буровая компания".
Таким образом, конкурсным управляющим не выполнялись предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве) правила, применяемые в период конкурсного производства, обязанность по выполнению которых возложена на него пунктом 1 статьи 143 названного Закона.
Согласно пункту 1 Общих правил ведения реестра требований кредиторов, утвержденных Постановлением Правительства от 09.07.2004 г.. N 345 реестр требований кредиторов представляет собой единую систему записей о кредиторах, содержащих, в том числе, следующие сведения: дату внесения каждого требования кредиторов в реестр и основания возникновения требований кредиторов. Реестр требований кредиторов состоит из первого, второго и третьего разделов, содержащих сведения о требованиях кредиторов соответственно первой, второй и третьей очереди.
Материалами дела установлено, что в таблице 5 раздела 2 реестра требований кредиторов ООО "Ижевская буровая компания" начиная с порядкового номера 324 по номер 514 не заполнены графы "Дата внесении записи о требовании в реестр", "Реквизиты документа, являющего основанием возникновения требований", "Ссылка на часть 1 раздела 3".
В соответствии с пунктом 2 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 г.. N 127-ФЗ реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Как следует из материалов дела, сообщение о признании должника банкротом опубликовано в ЗАО "Коммерсантъ. Издательский дом" от 06.09.2008 г.. N 160, следовательно, реестр требований кредиторов ООО "Ижевская буровая компания" подлежал закрытию 06.11.2008 г.. Представленный в материалы дела реестр требования кредиторов по состоянию на 08.12.2008 г.. не содержит даты закрытия реестра.
Таким образом, факты противоправного осуществления арбитражным управляющим в период конкурсного производства деятельности с нарушением правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) подтверждаются материалами дела.
Заявитель апелляционной жалобы, не оспаривает наличие состава вменяемого административного правонарушения, однако полагает возможным признать деяние малозначительным и применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Довод арбитражного управляющего о применении положений ст.2.9 КоАП РФ был исследован судом первой инстанции, ему была дана надлежащая правовая оценка.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае обстоятельства совершения правонарушения не позволяют квалифицировать деяние как малозначительное. Допущенные конкурсным управляющим правонарушения, посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота, в Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (так как состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении конкурсного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей (значительное количество совершенных нарушений).
Процедурных нарушений привлечения к административной ответственности судом не установлено; срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден; наказание конкурсному управляющему ООО "Ижевская буровая компания" Карелину А.В. судом первой инстанции назначено в пределах санкции, установленной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ; судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 26 января 2009 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу арбитражного управляющего Карелина А. В. - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 января 2009 года по делу N А71-13251/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу арбитражного управляющего Карелина А. В. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получитьна интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
Е. Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-13251/2008
Истец: Управление Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
Ответчик: Арбитражный управляющий, ИП Карелин А. В., Арбитражный управляющий, ИП Карелин А.В., Карелин Алексей Васильевич
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1246/09