г. Владивосток |
Дело |
02 августа 2011 г. |
N А51-3747/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.А. Симоновой
судей Н.В. Алфёровой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Якушева Т.А., доверенность от 23.12.2010 N 29/03-20-22143, сроком действия до 31.12.2011, удостоверение;
от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю: Шестакова Е.В., доверенность от 12.07.2011, сроком действия до 31.12.2011;
от Дачного некоммерческого товарищество "Заря": Сергеева А.К., доверенность от 15.11.2010, сроком действия на 1 год;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Дачного некоммерческого товарищества "Заря"
апелляционное производство N 05АП-4447/2011
на решение от 02.06.2011
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-3747/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Заря" (ИНН 2537052286, ОГРН 1082537002657)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю (ИНН 2538062430, ОГРН 1022501911882) об оспаривании действий и решений.
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Заря" (далее - заявитель, Товарищество, ДНТ "Заря") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент), выразившихся в подаче в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю заявлений о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050052:213 и 25:28:050052:214, решений ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю от 13.12.2010 и от 18.12.2010 о снятии указанных земельных участков с кадастрового учета, и об обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:050052:213 и 25:28:050052:214.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.06.2011 в удовлетворении заявленных товариществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 02.06.2011. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Заявитель настаивает на том, что у ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю отсутствовали основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования спорного земельного участка. В обоснование указанного довода апелляционной жалобы Товарищество ссылается на то, что в данной ситуации особенности, указанные в статье 24 Федерального закона N 221-ФЗ отсутствовали. Кроме того, заявитель ссылается на то, что оспариваемые решения были приняты в период действия обеспечительных мер в виде запрета Департаменту совершать действия в отношении спорных земельных участков. Также заявитель не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что испрашиваемые ДНТ "Заря" земельные участки сформированы с нарушением установленного порядка.
Представитель Дачного некоммерческого товарищество "Заря" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Департамента в судебном заседании и в представленных в материалы дела письменных возражениях с доводами апелляционной жалобы не согласился. Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.06.2011 считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю в судебном заседании поддержал доводы Департамента. Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.06.2011 считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Дачное некоммерческое товарищество "Заря" зарегистрировано в качестве юридического лица 04.06.2008 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г.Владивостока, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации серия 25 N 003000703.
29.08.2008 ДНТ "Заря" обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (в настоящее время - Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 9500 кв.м сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу ул. Залесная, 28-32.
Распоряжением Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 31.10.2008 N 3280 были утверждены проекты границ земельных участков в г. Владивостоке в районе ул. Залесная, 28-36 ДНТ "Заря" для ведения дачного хозяйства: площадью 6594 кв.м и 8224 кв.м.
28.04.2010 данные земельные участки поставлены на кадастровый учет:
участку площадью 6594 кв.м присвоен кадастровый номер 25:28:050052:213, определено его местоположение примерно в 85 м по направлению на северо-восток от ориентира с почтовым адресом г. Владивосток, ул. Залесная, д. 32 (кадастровый паспорт от 28.04.2010 N 25/00-3817);
участку площадью 8224 кв.м присвоен кадастровый номер 25:28:050052:214, определено его местоположение примерно в 103 м по направлению на юго-запад от ориентира с почтовым адресом г. Владивосток, ул. Залесная, д. 32 (кадастровый паспорт от 28.04.2010 N 25/00-3818).
Письмом от 01.11.2010 N 29/06-20-18196 Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края отказал ДНТ "Заря" в предоставлении в собственность земельных участков площадью 6594 кв.м и 8224 кв.м. Данный отказ обжалован Товариществом в арбитражном суде (дело N А51-18492/2010).
08.12.2010 Департамент обратился в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю с заявлениями о снятии земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050052:213 и 25:28:050052:214 с кадастрового учета.
13.12.2010 Учреждением было принято решение N Ф01/10-23884 о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 25:28:050052:213, а 18.12.2010 - решение N Ф01/10-25074 о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 25:28:050052:214.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ДНТ "Заря" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая товариществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент был вправе обратиться в орган кадастрового учета за аннулированием сведений о земельных участках, сформированных с нарушением установленного порядка, а у ДНТ "Заря" не могли возникнуть ни права, ни законные интересы, подлежащие судебной защите, в отношении этих земельных участков.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности вынесения оспариваемого акта и совершения оспариваемых действий лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемыми действиями законных прав и интересов заявителя лежит на последнем.
В силу части 3 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Из положений части 1 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости следует, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Таким образом, названной нормой регламентировано правило, согласно которому кадастровый учет осуществляется в связи с образованием (созданием), прекращением или изменением объекта недвижимости. Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (пункт 1 статьи 23 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно материалам дела Департамент обратился в ФГУ "Земельная кадастровая палата" с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с номерами 25:28:050052:213 и 25:28:050052:214 по тому основанию, что предоставление испрашиваемых земельных участков Обществу невозможно.
Между тем, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что указанные действия регистрирующего органа нельзя признать соответствующими закону.
Исчерпывающий перечень оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета прямо предусмотрен Законом о кадастре недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 25 Закона о кадастре недвижимости (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 названного закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Как следует из ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия и подтверждающих государственную регистрацию прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Указанный учет осуществляется на основании таких документов в срок не более чем три рабочих дня со дня их поступления в орган кадастрового учета (пункт 3).
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости (пункт 4).
В рассматриваемом случае, спорные земельные участки на основании распоряжения УМИГА от 31.10.2008 N 3280 были поставлены на государственный кадастровый учет 28.04.2010.
Таким образом, на дату принятия (13.12.2010 и 18.12.2010) оспариваемых Товариществом решений ФГУ "Земельная кадастровая палата" о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050052:213 и 25:28:050052:214 на основании заявления Департамента, не истек 2-х годичный срок, установленный Законом о кадастре недвижимости для государственной регистрации прав на них.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют и ФГУ "Земельная кадастровая палата" в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлены доказательства, подтверждающие преобразование спорных земельных участков. В силу чего оснований, установленных нормой части 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости, для снятия земельного участка с кадастрового учета не имелось.
Таким образом, коллегия апелляционной инстанции считает, что оснований, установленных нормой части 2 статьи 25 в совокупности с частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости, для снятия земельных участков с кадастрового учета не имелось.
Кроме того, в письме от 26.02.2010 N 14-1343-ВК "Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер" Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии разъяснено, что с целью реализации части 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости органу кадастрового учета рекомендуется не позднее дня, следующего за днем истечения указанного в части 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости срока, подготовить перечень земельных участков, сведения о которых подлежат аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости, и направить его в подразделение, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью получения информации о: зарегистрированных правах; зарегистрированных ограничениях (обременениях) прав (о государственной регистрации аренды); существующих на момент направления запроса правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования.
В рассматриваемом случае вопрос о наличии ограничений (обременений), правопритязаниях, правах требования, поданных заявлениях о государственной регистрации права на земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:050052:213 и 25:28:050052:214 не был исследован ни ФГУ "Земельная кадастровая палата", ни судом первой инстанции.
Между тем, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что в рамках дела N А51-18492/2010 Арбитражным судом Приморского края принято к производству заявление ДНТ "Заря" о признании незаконным решения Департамента N 29/06-20-18196 от 01.11.2010 и об обязании Департамент принять решение о предоставлении Товариществу спорных земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050052:213 и 25:28:050052:214. Таким образом, Департамент на дату принятия оспариваемых решений имел информацию о наличии правопритязаний на спорные земельные участки.
Кроме того, коллегия апелляционного суда не может согласится с выводами суда первой инстанции о том, что обеспечительные меры в виде запрета Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края совершать действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050052:213 и 25:28:050052:214 не могли послужить препятствием к совершению Департаментом оспариваемых действий, поскольку были приняты арбитражным судом в период после обращения Департамента в Земельную кадастровую палату (определение от 14.12.2010 по делу N А51-18492/2010).
Как установлено коллегией, определением Арбитражного суда Приморского края от 14.12.2010 по делу N А51-18492/2010 приняты обеспечительные меры в виде запрета Департаменту до принятия решения по названному делу и его вступления в законную силу совершать действия в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050052:213, расположенного по адресу: г.Владивосток ул. Залесная, 32 общей площадью 6 594 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 25:28:050052:214, расположенного по адресу: г. Владивосток ул. Залесная, 32, площадью 8224 кв. м.
Этим же определением устанавливался запрет Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" до принятия решения по настоящему делу и его вступления в законную силу совершать действия в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050052:213, расположенного по адресу: г.Владивосток ул. Залесная, 32 общей площадью 6 594 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 25:28:050052:214, расположенного по адресу: г. Владивосток ул. Залесная, 32, площадью 8224 кв. м.
Согласно части 1 статьи 96 АПК РФ определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно.
Частью 1 статьи 16 АПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, ФГУ не вправе было принимать решение от 18.12.2010 о снятии земельного участка с кадастровым номером 25:28:050052:214 с кадастрового учета.
Оспариваемые действия и решения ответчиков нарушают права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, государственный кадастровый учет является завершающим этапом формирования земельного участка как объекта гражданских прав, позволяющим определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Таким образом, снятие спорных земельных участков с кадастрового учета лишает Товарищество возможности осуществлять защиту своих прав в отношении испрашиваемых земельных участков в арбитражном деле N А51-18492/2010 по оспариванию отказа Департамента в предоставлении земельных участков.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, коллегия апелляционного суда считает подлежащим удовлетворению требование ДНТ "Заря" о признании незаконными действий Департамента в подаче в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю заявлений о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050052:213 и 25:28:050052:214, решений ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю от 13.12.2010 и от 18.12.2010 о снятии указанных земельных участков с кадастрового учета как несоответствующих Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Учитывая, что согласно ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, суд апелляционной инстанции находит необходимым обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:050052:213 и 25:28:050052:214.
По результатам рассмотрения дела понесенные ДНТ "Заря" расходы по оплате госпошлины по заявлению в сумме 2.000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 1.000 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на Департамент.
Излишне уплаченная ДНТ "Заря" при подаче апелляционной жалобы по чек-ордеру от 09.06.2011 госпошлина в сумме 1.000 руб. в силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с учетом абзаца 2 пункта 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.06.2011 по делу N А51-3747/2011 отменить.
Признать незаконными действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выразившихся в подаче в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю заявлений о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050052:213 и 25:28:050052:214, решений ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю от 13.12.2010 и от 18.12.2010 о снятии указанных земельных участков с кадастрового учета как несоответствующих Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:050052:213 и 25:28:050052:214.
Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу Дачного некоммерческого товарищества "Заря" государственную пошлину по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 3.000 (три тысячи) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Возвратить Дачному некоммерческому товариществу "Заря" из федерального бюджета 1.000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины, излишне оплаченной по чек-ордеру от 09.06.2011.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3747/2011
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Заря", ДНТ Заря
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Приморскому краю", ФГУ Земельная кадастровая палата по ПК