город Омск
02 августа 2011 г. |
Дело N А46-22864/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладышевой Е.В.,
судей Семеновой Т.П., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Карпущенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4523/2011) конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Исилькульского муниципального района Омской области Кузьмина Александра Петровича на определение Арбитражного суда Омской области от 23.05.2011, вынесенное по результатам рассмотрения заявления конкурсного управляющего Кузьмина Александра Петровича к Администрации Исилькульского муниципального района Омской области о привлечении к субсидиарной ответственности по делу N А46-22864/2009 (судья Мельник С.А.) о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Исилькульского муниципального района Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Исилькульского муниципального района Омской области - Тарасов С.М. по доверенности от 12.01.2011 N 01-20/4;
от Федеральной налоговой службы - Бавыкин М.С. по доверенности от 28.01.2011, сроком до 14.01.2012;
конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Исилькульского муниципального района Омской области Кузьмин Александр Петрович - не явился;
установил:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Исилькульского муниципального района Омской области (далее - МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района Омской области, должник).
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.01.2011 по делу N А46- 22864/2009 МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района Омской области признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Кузьмин Александр Петрович.
Конкурсный управляющий МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района Омской области Кузьмин А.П. в порядке пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением (с учётом уточнения) о привлечении собственника имущества должника - Администрации Исилькульского муниципального района Омской области к субсидиарной ответственности в размере 24 122 914 руб. 34 коп.
Определением Арбитражного суда Омской области от 23.05.2011 по делу N А46-22864/2009 в удовлетворении заявления конкурсного управляющего должника Кузьмина А.П. отказано.
Не согласившись с определением суда, конкурсный управляющий должника в апелляционной жалобе просил его отменить, разрешить вопрос по существу - привлечь собственника имущества должника к субсидиарной ответственности, определив размер субсидиарной ответственности в размере 24 122 914 руб. 34 коп.
В обоснование апелляционной жалобы конкурсный управляющий должника Кузьмин А.П. указал, что изъятое имущество относилось к основным средствам и непосредственно участвовало в производственной деятельности. Изъятие имущества привело к невозможности осуществления производственной деятельности, что причинило ущерб кредиторам. Банкротство должника стало следствием виновных действий (бездействия) Администрации Исилькульского муниципального района Омской области. Собственник имущества должника не обратился в арбитражный суд с заявлением о признании МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района Омской области несостоятельным (банкротом).
Администрация Исилькульского муниципального района Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу указала на необоснованность доводов конкурсного управляющего должника, просила оставить определение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ФНС России в письменном отзыве на апелляционную жалобу указала на обоснованность доводов конкурсного управляющего должника, просила удовлетворить жалобу.
Конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Исилькульского муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. На основании части 1 статьи 266, части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФНС России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе конкурсного управляющего должника и своем отзыве на нее, просит отменить определение суда первой инстанции.
Представитель Администрации Исилькульского муниципального района Омской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая определение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзывы на жалобу, выслушав представителей ФНС России и Администрации Исилькульского муниципального района, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Из материалов дела усматривается, что Устав МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района утвержден постановлением Главы Исилькульского муниципального района от 05.06.2007 N 1062.
В соответствии с Постановлением Главы Исилькульского муниципального района от 30.07.2007 N 1576, договором от 31.07.2007 в хозяйственное ведение МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района передано муниципальное имущество балансовой стоимостью 60 290 799 руб.
Постановлением Главы Исилькульского муниципального района от 08.09.2008 N 1581 на основании ходатайства МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района неиспользуемое муниципальное имущество на общую сумму 52 706 814 руб. 79 коп. передано в казну муниципального района.
На основании постановления Главы Исилькульского муниципального района от 15.09.2008 N 1607, договора хранения муниципального имущества от 15.09.2008 N 1 это же имущество передано МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района на хранение.
Постановлением Главы Исилькульского муниципального района от 19.06.2009 N 632 на основании ходатайства МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района в казну принято неиспользуемое муниципальное имущество на общую сумму 1 233 328 руб. 98 коп.
Заявление конкурсного управляющего должника мотивировано неправомерным изъятием имущества должника, принадлежащего МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района на праве хозяйственного ведения, которое повлекло невозможность осуществления производственной деятельности и, как следствие, неспособность обеспечить исполнение должником обязательств перед кредиторами, неосуществлением полномочий по предотвращению банкротства предприятия.
Кроме этого, в обоснование заявления конкурсный управляющий должника указал, что в связи с наличием признаков банкротства Администрация Исилькульского муниципального района Омской области на основании пункта 1 статьи 9 Закона о банкротстве была обязана обратиться в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района несостоятельным (банкротом).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований конкурсного управляющего должника, указал следующее.
Изъятие муниципального имущества общей стоимостью 53 940 143 руб. 77 коп., ранее переданного должнику для осуществления уставной деятельности, изъято в казну по установленным законом основаниям.
Так, статьей 2.4. Устава МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района первоначально к уставной деятельности предприятия было отнесено оказание коммунальных услуг по теплоснабжению, водоотведению, вывозу канализационных вод и бытового мусора, транспортные, бытовые услуги, строительно-монтажные работы, прием и выгрузка опасных (мазут) и других грузов.
Наделение МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района имуществом было осуществлено с целью обеспечения предусмотренной уставом деятельности.
Постановлением N 526 от 27.05.2009 утверждены изменения в устав МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района. Согласно пункту 2.4. Устава МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района (в новой редакции) к деятельности предприятия отнесены услуги по утилизации твердых отходов, приему сточных вод и транспортные услуги.
Постановлением N 1424 от 06.11.2009 утверждены изменения в устав МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района. Согласно пункту 2.4. Устава (в новой редакции) к деятельности предприятия были отнесены только транспортные услуги.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.
В соответствии с положением части 2 статьи 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
В рассматриваемом случае изъятие имущества в казну муниципального образования осуществлялось собственником исключительно на основании ходатайств руководителя МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района. При этом собственником изымалось имущество, не предназначенное в дальнейшем для деятельности, определенной уставом предприятия.
Фактически, в течение достаточно длительного времени (по существу, в течение отопительного сезона) МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района владело юридически изъятым у него имуществом и использовало его в целях недопущения срыва отопительного сезона.
Передача муниципального имущества на хранение МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района с правом его использования осуществлена администрацией в рамках компетенции, предусмотренной статьей 1.2 Закона Омской области от 28.11.2005 N 695-ОЗ "О реализации реформы местного самоуправления на территории Омской области".
Суд первой инстанции также указал, что в течение 2005-2010 годов Администрацией Исилькульского муниципального района Омской области осуществлялись инвестиции в жилищно-коммунальный комплекс района (за период фактической деятельности МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района объем таких инвестиций составил 55 792 000 руб.)., что свидетельствует о том, что Администрацией Исилькульского муниципального района Омской области предпринимались меры, направленные, в том числе, на оказание финансовой помощи предприятию, осуществлявшему деятельность по оказанию коммунальных услуг.
Отклоняя доводы конкурсного управляющего должника о том, что Администрация Исилькульского муниципального района Омской области на основании пункта 1 статьи 9 Закона о банкротстве была обязана обратиться в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района несостоятельным (банкротом), суд первой инстанции указал, что у собственника имущества унитарного предприятия отсутствует обязанность по обращению с таким заявлением.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения Администрации Исилькульского муниципального района Омской области к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в силу следующего.
В соответствии со статьёй 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пункту 7 статьи 114 ГК РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 56 ГК РФ, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу. Арбитражный суд вправе уменьшить размер ответственности контролирующего должника лица, если будет установлено, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине контролирующего должника лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет контролирующего должника лица, привлеченного к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
При этом согласно разъяснениям, изложенным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть вторая пункта 3 статьи 56), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями.
По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что необходимым условием для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам должника на лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, является доказанность факта, что именно действия названных лиц послужили причиной банкротства должника.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве контролирующим должника лицом признается лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника.
Поскольку Администрация Исилькульского муниципального района является собственником имущества МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района Омской, она является лицом, контролирующим должника.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их в совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что конкурсным управляющим должника не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что несостоятельность МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района наступила по вине Администрации Исилькульского муниципального района Омской области, в результате изъятия из хозяйственного ведения должника имущества.
Изъятие имущества из хозяйственного ведения должника не привело к прекращению его хозяйственной деятельности, поскольку по договору хранения муниципального имущества 15.09.2008 N 1 изъятое на основании постановления Главы Исилькульского муниципального района от 08.09.2008 N 1581 имущество на сумму 52 706 814 руб. 79 коп. передано обратно МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района на хранение с правом пользования в целях осуществления хозяйственной деятельности (пункт 1.4 договора). Таким образом, оснований утверждать, что предприятие вследствие изъятия имущества не могло осуществлять свою хозяйственную деятельность и именно это привело к его банкротству, не имеется. Доказательства того, что фактически должник не мог пользоваться указанным имуществом, отсутствуют.
При этом следует принять во внимание, что собственник имущества в том числе во время нахождения его на условиях хранения у должника фактически осуществлял финансовое содержание этого имущества, перечислив за период фактической деятельности МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района 55 792 000 руб.
Конкурсный управляющий на данный довод районной администрации ни как не обосновал недостаточность этих средств для содержания спорного имущества, несение убытков (каких) предприятием вследствие изъятия имущества, несмотря на фактическое оставление его в пользовании у предприятия и возмещение средств на содержание.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции учитывает, что инициатива в изъятии имущества принадлежала должнику, который обращался к собственнику с соответствующими ходатайствами. Доказательств оспаривания и признания недействительными постановлений Главы Исилькульского муниципального района, на основании которых происходило изъятие имущества у должника, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив заявление конкурсного управляющего должника и материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих совершение каких-либо действий собственником, приведших к неплатежеспособности МУП ЖКХ Исилькульского муниципального района и вины администрации Исилькульского муниципального образования в признании предприятия банкротом.
В том числе заявителем не представлено доказательств того, что именно изъятие собственником из хозяйственного ведения предприятия имущества повлекло за собой банкротство последнего.
Сам по себе статус собственника имущества без предоставления доказательств, подтверждающих его вину, не является основанием для возложения на него субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у собственника имущества унитарного предприятия в случае наличия у него признаков банкротства отсутствует обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании унитарного предприятия банкротом. При этом конкурсный управляющий не мотивировал в этой части своего заявления, в том числе момент возникновения такой обязанности, вследствие каких обстоятельств и подтвержденных какими доказательствами.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявления конкурсного управляющего должника о привлечении Администрации Исилькульского муниципального района Омской области к субсидиарной ответственности по обязательствам должника следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
При таких обстоятельствах, основания для отмены определения суда первой инстанции отсутствуют.
Апелляционную жалобу конкурсного управляющего должника суд апелляционной инстанции оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Омской области от 23.05.2011 по делу N А46-22864/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.В. Гладышева |
Судьи |
Т.П. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-22864/2009
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Омской области
Ответчик: Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Исилькульского муниципального района Омской области
Третье лицо: Учреждение юстиции Омской области по государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним, Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Исилькульском районе Омской области, Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, НП "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Содействие", Арбитражный управляющий Кузьмин Александр Петрович, Арбитражный управляющий Кузьмин Александр Петрович
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8957/11
10.10.2011 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-22864/09
02.08.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4523/11
03.06.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4341/11
11.01.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-22864/09
26.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-22864/2009
28.07.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4267/2010
20.04.2010 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-22864/09