г. Хабаровск
02 августа 2011 г. |
N 06АП-2823/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И. В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кумаевым А.В.
при участии в заседании:
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Михлик Даниил Андреевич - представитель по доверенности от 11.01.2011 N 176-08;
от Муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 11" Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска: Малашкин Владислав Владимирович - представитель по доверенности от 04.02.2011;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования
на решение от 09.06.2011
по делу N А73-2717/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Захаренко Е.Н.
по иску (заявлению) Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования
к Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 11" Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска
о взыскании 4 461 337, 08 руб.
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования ОГРН 1022700921880, ИНН 2700000539, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69 (далее - Фонд, ХКФОМС, истец, заявитель жалобы) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 11" Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска ОГРН 1022701194724, ИНН 2723001994, г. Хабаровск, ул. Аксенова, 41 (далее - Учреждение, МУЗ "Городская клиническая больница N 11", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 4 461 337, 08 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.06.2011 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Шестой арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 09.06.2011 и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение от 09.06.2011, вынести новый судебный акт.
Представитель ответчика полагал жалобы необоснованными, а решение суда соответствующим нормам права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.02.2008 между Фондом (заказчиком) и ответчиком (учреждением) заключен договор N 134/06-08 на предоставление медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования с обеспечением необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, предметом которого явилось предоставление учреждением лечебно-профилактической помощи гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования на условиях и в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Хабаровского края, утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2007 N 246-пр "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 год" в рамках Программы ОМС и ее оплата заказчиком.
В пункте 7.1 договора сторонами согласован срок действия договора с 01.01.2008 по 31.12.2008.
В соответствии с пунктом 2.1.7 договора учреждение обязано вести индивидуальный (персонифицированный) учет оказанной медицинской помощи по объемам и стоимости в соответствии с Программой ОМС, формировать реестры и счета за оказанную медицинскую помощь в соответствии с Порядком, утвержденным Правлением ХКФОМС, и предъявлять их к оплате ХКФОМС ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно предоставленных ответчиком истцу в 2008 году реестров на оплату оказанной медицинской помощи, в указанный период неработающим гражданам, имеющим полисы Дальросмед, гражданам полисы ОМС СМО, которых прекратили деятельность за 2008, оказана медицинская помощь на сумму 4 461 337, 08 руб.
Данная сумма была полностью оплачена истцом.
Ссылаясь на то, что медицинская помощь оказана больным, не имеющим действующего полиса ОМС, в связи с чем, лечение не подлежало оплате в рамках Программы ОМС, истец обратился с требованием о взыскании полученной ответчиком суммы 4 461 337, 08 руб., как неосновательного обогащения.
На основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
Таким образом, иск о взыскании суммы неосновательного обогащения подлежит удовлетворению при наличии доказанности факта получения имущества (денежных средств) ответчиком, в отсутствие должного для этого основания, а также возникновения неосновательного обогащения за счет истца.
На основании части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Способы реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы).
В соответствии с частью 4 статьи 20 Основ гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В силу части 1 статьи 20.1 Основ, программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
Согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 20.1 Основ).
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" (далее - Программа) определены нормативы финансовых затрат на единицу медицинской помощи и объемов медицинской помощи, которые не ограничены объемом финансирования лечебных учреждений по программе обязательного медицинского страхования.
Разделом II Программы предусмотрено финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования первичной медико-санитарной, неотложной и специализированной медицинской помощи, предусматривающей в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами
В соответствии с разделом III указанной Программы, медицинская помощь оказывается за счет средств всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286 в спорный период действовала Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденная Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2007 N 246-пр (далее - Территориальная программа), которой не предусмотрен отказ оказания медицинской помощи в случае отсутствия полиса обязательного медицинского страхования или предъявления полиса с истекшим сроком действия.
В соответствие с разделом II Территориальной программы гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края в рамках Территориальной программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь; неотложная медицинская помощь; скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная); специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.
На основании пункта 2.1 Условий и порядка предоставления гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и других медицинских учреждениях, участвующих в реализации Территориальной программы по Приложению N 1 (далее - Условия и порядок) медицинская помощь оказывается при представлении: - документа, удостоверяющего личность; - страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования. Отсутствие страхового полиса и документов, удостоверяющих личность, не является причиной отказа в экстренной медицинской помощи.
Законом о медицинском страховании также не предусмотрено обязательное наличие страхового медицинского полиса для возникновения права на получение медицинской помощи.
Факт оказания ответчиком медицинских услуг гражданам услуг истцом не оспаривается.
При этом установлено, что специалистами учреждения при выставлении счетов и составлении реестров в данных о застрахованных гражданах, получивших медицинскую помощь, указывался номер медицинского полиса, наименование страховой медицинской организации.
Фонд принимал счета за медицинскую помощь к оплате, производил экспертизу счетов - реестров в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Хабаровского края от 14.03.2006 N 74 "Об утверждении Положения о контроле качества медицинской помощи".
Принятие и оплата выставленных счетов - реестров, после проведения медико-экономической экспертизы, свидетельствует об отсутствии оснований для признания наличия неосновательного обогащения на стороне учреждения.
На основании изложенного, доводы иска о наличии неосновательного обогащения на стороне ответчика не основаны на законе и материалах дела, в связи с чем, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводов, основанных на доказательствах, апелляционная жалоба не содержит, положения норм материального права, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение правильность выводов суда по данному делу, в связи с чем, доводы жалобы не могут быть приняты во внимание.
Поскольку обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.06.2011 по делу N А73-2717/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2717/2011
Истец: Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования, Хабаровский краевой Фонд обязательного медстрахования
Ответчик: здравоохранения "Городская клиническая больница N 11" Управления здравоохранения администрации г. Хабаровска, МУЗ "Городская клиническая больница N 11"