Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 июня 2007 г. N КГ-А40/5138-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2007 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Москве (далее - УФРС по Москве) от 9 августа 2006 года N 14/002/2006-182 в регистрации права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Иловайская, д. 5 и обязании УФРС по Москве зарегистрировать право собственности ОАО "РЖД" на указанный земельный участок, площадью 105212,2 кв.м. в границах кадастрового плана от 10 октября 2005 года N Л1/05-232.
Требования мотивированы тем, что отказ УФРС по Москве от 9 августа 2006 года не соответствует положениям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также земельному законодательству, поскольку представленные для регистрации документы подтверждают наличие у заявителя прав на спорный земельный участок, на нем находится недвижимое имущество, внесенное в уставный капитал ОАО "РЖД"; заявленный к регистрации участок относится к землям железнодорожного транспорта - объекту права собственности Российской Федерации, в связи с чем, его государственная регистрация не требуется, а часть спорного земельного участка площадью 11493,8 кв.м. не относится к землям общего пользования, приватизация которых запрещена.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ), Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по городу Москве (далее - ФГУ "ЗКП" по г. Москве), Государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана города Москвы (далее - ГУП НИиПИ Генплана Москвы), Департамент земельных ресурсов города Москвы.
Решением от 28 февраля 2007 года Арбитражный суд города Москвы признал незаконным и отменил решение УФРС по Москве от 9 августа 2006 года N 14/002/2006-182 об отказе в регистрации права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул.Иловайская, д.5, площадью 105212,2 кв.м. (кадастровый номер 77:04:03010:107), а также обязал УФРС по Москве зарегистрировать право собственности ОАО "РЖД" на данный земельный участок.
Суд первой инстанции мотивировал свое решение тем, что представленная заявителем техническая документация свидетельствует о принадлежности спорного земельного участка к землям Федерального железнодорожного транспорта, отнесенным к исключительной федеральной собственности; в числе прочих документов ОАО "РЖД" предоставлялся подлинник передаточного акта, кадастровый план земельного участка с указанием номера и размера участка; УФРС по Москве не доказан факт отнесения части спорного участка к землям общего пользования.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
Законность вынесенного решения проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе УФРС по Москве, которая считает, что при принятии решения судом неправильно применены нормы материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, часть земельного участка, заявленного к регистрации, расположена на землях общего пользования, приватизация и отчуждение земель общего пользования запрещено действующим законодательством; истребование документов, послуживших основанием для внесения информации в кадастровый план земельного участка, у органа ответственного за ведение государственного земельного кадастра, не входит в компетенцию регистрирующего органа; в представленных документах не содержится данных о внесении земельного участка с кадастровым номером 77:04:03010:107 в уставный капитал ОАО "РЖД".
Представитель заявителя кассационной жалобы в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представители ОАО "РЖД", ФГУ "ЗКП" по г. Москве в судебном заседании возражали против доводов кассационной жалобы, просили в ее удовлетворении отказать.
Представитель Департамента земельных ресурсов г. Москвы в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение суда отменить.
Кассационным судом направлены в адрес ФАУФИ, ГУП НИиПИ Генплана Москвы копии определения о назначении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, о получении которых имеются почтовые уведомления, однако их представители в суд не явились. От ГУП НИиПИ Генплана Москвы поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Принимая во внимание принятые судом меры по надлежащему извещению указанных лиц, суд кассационной инстанции, совещаясь на месте, вынес определение о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при вынесении решения, Федеральный арбитражный суд Московского округа находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, с направлением дела на новое рассмотрение, в связи со следующим.
Как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами дела, 9 августа 2006 года ГУ ФРС по Москве на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" приняло решение N 14/002/2006-182 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Иловайская, д.5.
Регистрирующий орган сослался на непредставление заявителем документов, подтверждающих наличие прав у государственного предприятия по материально-техническому обеспечению железнодорожного транспорта "Росжелдорснаб" на вносимый в уставный капитал ОАО "РЖД" земельный участок; в предоставленной копии передаточного акта на имущество и обязательства "Росжелдорснаб" отсутствует кадастровый номер и площадь земельного участка, подлинный экземпляр передаточного акта не представлен. Также регистрирующий орган указал на расположение части земельного участка размером 11493,8 кв.м. (учетный кадастровый номер 002) земельного участка с кадастровым номером 77:04:03010:107 на землях общего пользования и расположение части земельного участка (учетный кадастровый номер 001) размером 3227,6 кв.м. этого же земельного участка на территории полосы отвода Курского направления Московской железной дороги.
При этом ГУ ФРС по Москве сослалось на установленный Земельным кодексом Российской Федерации запрет приватизации земель общего пользования и ограниченность в обороте земельных участков, предоставленных для нужд организации транспорта.
Суд первой инстанции признал отказ ГУ ФРС по МО незаконным, нарушающим права и законные интересы ОАО "РЖД", поскольку сведения, содержащиеся в представленных для регистрации документах, подтверждают наличие у ГП "Росжелдорснаб" прав на земельный участок, вносимый в уставный капитал ОАО "РЖД" и свидетельствуют о правомерном обращении заявителя за государственной регистрацией права, доказательств отнесения спорного участка к землям общего пользования не представлено.
Однако с такими выводами нельзя согласиться, поскольку они приняты при неполном исследовании обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права, в связи со следующим.
В соответствии с нормами ст.ст. 9, 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующий орган должен проводить правовую экспертизу документов, представленных для регистрации права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверяет законность сделки и устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными.
В соответствии с пунктом 1 статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество являются документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие или возникновение этих прав.
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок является кадастровый план данного земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки (п. 1 ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.
Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
Согласно статьям 13-14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" к одному из основных документов государственного земельного кадастра относится Единый государственный реестр земель, содержащий основные сведения о земельном участке, в том числе категория земель и разрешенное использование земельных участков.
Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр (п. 3 ст. 17 ФЗ "О государственном земельном кадастре").
Требования к оформлению выписки из государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана земельного участка, изготавливаемого для предоставления сведений государственного земельного кадастра в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления сведений государственного земельного кадастра" от 2 декабря 2000 года N 918, установлены Правилами оформления кадастрового плана земельного участка, утвержденными Росземкадастром 10 апреля 2001 года.
Кадастровый план земельного участка представляет собой единый документ, состоящий из разделов, предназначенных для отражения определенных групп характеристик поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка.
При этом каждый раздел кадастрового плана земельного участка имеет свой состав и назначение. Так в разделе В.З отражаются сведения о частях и обременениях земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что при обращении за государственной регистрации прав на земельный участок площадью 105212,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Иловайская, д. 5, с кадастровым номером 77:04:03010:107, ОАО "РЖД" был представлен кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 10 октября 2005 года N Л1/05-0232.
Согласно разделу В.З указанного кадастрового плана, часть земельного участка площадью 3227,6 кв.м. с учетным кадастровым номером 001 является территорией особого режима использования, а именно полосой отвода Курского направления Московской железной дороги. Часть земельного участка с учетным кадастровым номером 002, площадью 11493,8 кв.м. расположена на землях общего пользования (в пределах красных линий, ограничивающих территорию улично-дорожной сети - проектируемый проезд N 4108). При этом имеется ссылка на постановление Правительства г. Москвы от 13.07.04 г. N 490-ПП (т. 1 л.д. 53).
Суд первой инстанции указал на то, что регистрирующий орган не доказал факт отнесения части спорного земельного участка к землям общего пользования. При этом суд посчитал, что Постановление Правительства г. Москвы от 13.07.04 г. N 490-ПП не может служить основанием для отнесения части спорного земельного участка к землям общего пользования в силу прямого указания закона, а именно Устава города Москвы, согласно которого землями общего пользования признаются земли определенных категорий в соответствии с перечнем, установленным законом города Москвы.
Однако, в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 13.07.04 г. N 490-ПП "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельный участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обременяемых сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы" Правительство Москвы постановило выделить из состава земель города Москвы земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы. К ним отнесены, в том числе земельные участки, не подлежащие отчуждению из собственности города Москвы (земли общего пользования, особо охраняемые природные территории, памятники истории и культуры, иные объекты историко-культурного назначения, объекты оздоровительного назначения, земельные участки, под которыми проходят магистральные подземные инженерные коммуникации).
В целях дальнейшего повышения эффективности использования земель города Москвы указанным правовым актом Правительство Москвы постановило утвердить Перечень земельных участков общего пользования существующей улично-дорожной сети как не подлежащих приватизации и отчуждению из собственности города Москвы.
Вместе с тем, суд не дал оценку положениям Постановления Правительства г. Москвы от 13.07.04 г. N 490-ПП, положенного в основу кадастрового плана, составленного на спорный земельный участок.
В то же время, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) не подлежат отчуждению.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Однако, суд первой инстанции не дал надлежащей оценки кадастровому плану спорного участка, а именно разделу В.З, с учетом названных норм закона.
При этом в судебном заседании кассационной инстанции представитель Департамента земельных ресурсов г. Москвы подтвердил достоверность сведений, отраженных в государственном земельном кадастре относительно расположения части земельного участка с кадастровым номером 77:04:03010:107 на землях общего пользования и правильность выдачи кадастровой карты.
Кроме того, ни Постановление Правительства г. Москвы от 13.07.04 г. N 490-ПП, ни кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 77:04:03010:107 от 10 октября 2005 года N Л1/05-0232 не оспорены в установленном законом порядке и не признаны недействительными.
Помимо этого, учитывая специфику настоящего дела и конкретные обстоятельства, суду надлежало проверить, имеется ли в данном случае спор о праве на спорный земельный участок между заявителем ОАО "РЖД" и субъектом Российской Федерации - городом Москва.
Также суд не принял во внимание, что заявитель является акционерным обществом, между тем, регистрация права собственности подтверждает переход права собственности на объект в частную собственность, тогда как переход объекта из государственной собственности в частную собственность регулируется специальным законодательством.
Поскольку названные выше обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, не были исследованы судом первой инстанции, решение подлежит отмене, а дело направлению в тот же арбитражный суд.
При новом рассмотрении дела, суду следует учесть вышеизложенное, дать надлежащую оценку сведениям, содержащимся в кадастровом плане, привлечь к участию в дело Правительство г. Москвы в качестве заинтересованного лица, исследовать вопрос о том, нет ли установленных законодательством препятствий для регистрации за заявителем права собственности на спорный земельный участок, после чего правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, 286, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч.ч. 1-3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 февраля 2007 г. по делу N А40-70526/06-96-268 отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 июня 2007 г. N КГ-А40/5138-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании