г. Пермь
01 августа 2011 г. |
Дело N А60-3543/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В.,
при участии:
от истца ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга (ОГРН 1026605228154, ИНН 6661102940) - не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер" (ОГРН 1036604392330, ИНН 6662005682) - не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица ГУ - УПФ РФ в Октябрьском районе г. Екатеринбурга,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 апреля 2011 года
по делу N А60-3543/2011,
принятое судьей Ивановой С.О.,
по иску ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга
к ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер"
третье лицо: ГУ - УПФ РФ в Октябрьском районе г. Екатеринбурга,
о взыскании штрафа в сумме 596 625 руб,
установил:
ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с правопреемника ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер" в бюджет Пенсионного фонда РФ штрафа в размере 596 625 руб. за несвоевременное представление ГУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер N 2" расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2010 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2011 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования Управления.
В качестве доводов в апелляционной жалобе указано, что реорганизованное лицо представило сведения в орган Пенсионного фонда РФ с нарушением сроков.
От ответчика представлен отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым оспариваемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Третье лицо отзыв не представило.
Представители сторон по делу не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции; от третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения проверки ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга установлено, что ГУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер N 2" нарушен срок представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2010 года.
Указанные сведения представлены 27.08.2010 года, при сроке представления - не позднее 01.05.2010 года.
По результатам камеральной проверки составлен акт проверки N 07503130006119 от 16.09.2010 года, на основании которого Управлением вынесено решение N 07503110РК0006014 от 26.11.2010 года о привлечении ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер" к ответственности по п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за нарушение срока представления сведений по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2010 года в виде штрафа в сумме 596 625 руб.
В связи с реорганизацией должника, требование N 07503140150138 от 22.12.2010 года об уплате штрафа направлено Управлением в адрес правопреемника должника ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер" с установлением срока для добровольного исполнения до 21.01.2011 года.
Поскольку штраф в установленный срок правопреемником не уплачен, Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия основания для привлечения должника к ответственности, а также взыскания штрафа с его правопреемника.
Выводы суда являются верными.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу ч.ч. 4, 5 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и(или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Согласно п. 1 ст. 40 Закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Законом установлена ответственность.
Пунктом 1 ст. 41 Закона от 24.07.2009 года N 212 предусмотрено, что ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
Подпунктом 1 ст. 2 данного Закона предусмотрено, что организацией признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Частью 2 ст. 58 ГК РФ определено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании Постановления Правительства Свердловской области N 1173-ПП от 08.10.2009 года Свердловское областное государственное учреждение здравоохранения "Противотуберкулезный диспансер" подлежит реорганизации путем присоединения к нему государственного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N 2".
Согласно свидетельству серии 66 N 006495036 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - государственного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N 2" путем реорганизации в форме присоединения.
Свидетельством серии 66 N 006495037 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о реорганизации Свердловского областного государственного учреждения здравоохранения "Противотуберкулезный диспансер"; свидетельством серии 66 N 006495684 от 25.02.2010 года подтверждается, что в ЕГРЮЛ внесена запись о смене наименования Свердловского областного государственного учреждения здравоохранения "Противотуберкулезный диспансер" на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер".
Из указанных свидетельств, а также имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРЮЛ на Государственное учреждение здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N 2" и Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер" следует, что Государственное учреждение здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N 2" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер".
При этом, согласно Уставу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер", Учреждение является правопреемником прав и обязанностей Государственного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N 2", в связи с реорганизацией.
В соответствии с п. 16 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у реорганизованного Государственного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N 2" отсутствовала обязанность по представлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2010 года в ГУ УПФ РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга.
При этом, судом установлено и подтверждено материалами дела, что Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер", являясь правопреемником реорганизованного Государственного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N 2", произвело исчисление страховых взносов по каждому работнику с начала отчетного периода нарастающим итогом, и 30.04.2010 года, то есть в установленный законом срок, представило единый расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 1 квартал 2010 года по месту своего учета - в Управление Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга. Указанный факт истцом не оспаривается.
Более того, в связи с требованиями ГУ УПФ РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга сведений за 1 квартал 2010 по начисленным и уплаченным Государственного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N 2" страховым взносам, ответчиком 27.08.2010 года справочно представлены соответствующие сведения и в ГУ УПФ РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга.
Доводы истца о том, что Государственное учреждение здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N 2" было ликвидировано, соответственно, в данном случае должны применяться положения п. 15 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ, предусматривающие, что случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно, правомерно отклонены судом, поскольку в силу положений п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В рассматриваемом случае, имеет место реорганизация юридического лица - Государственного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер N 2" в форме присоединения в порядке ст.ст. 57, 58 ГК РФ, влекущая иные правовые последствия.
В силу ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на истца.
Вопреки указанной норме Управление не доказало обстоятельства совершенного ни ГУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер N 2", правопреемником которого является ответчик, ни ответчиком правонарушения.
Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для взыскания с ответчика штрафа за несвоевременное представление сведений по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2010 года, является законным и обоснованным.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на подателя апелляционной жалобы, который в силу положений п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст. ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2011 года по делу N А60-3543/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение срока, не превышающего двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-3543/2011
Истец: ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга, ГУ УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга
Ответчик: ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер", ГУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер N 2"
Третье лицо: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5403/11