г. Санкт-Петербург
04 августа 2011 г. |
Дело N А56-36445/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Медведевой И.Г., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Какушкиной Д.Ц.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23386/2010) ООО " Универсальный перегрузочный комплекс " на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 ноября 2010 года по делу N А56-36445/2010 (судья Киселев А.В.), принятое
по иску ООО " Универсальный перегрузочный комплекс ",
к ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога",
о взыскании неустойку за просрочку доставки груза
при участии:
от истца: Орешко Н.А. по дов. от 09.07.10 г.,
от ответчика:Кудряшов С.В. по дов.от 14.12.10 г.,
установил:
В арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратилось ООО " Универсальный перегрузочный комплекс " с иском к ОАО "Российские Железные Дороги" о взыскании неустойки за просрочку доставки грузов в сумме 190624,41 руб.
В обоснование иска было указано, что 25.06.09 г. на станцию Лужская Октябрьской железной дороги в адрес ОАО "Универсальный перегрузочный комплекс" по накладной N ЭЭ714843 прибыл груз "чугун передельный в чушках" прямым отправительским маршрутом.
Прием груза к перевозке был осуществлен на ст. Присады Московской ЖД 18.06.09 г. со сроком доставки 7 суток после приема к перевозке.
На основании ст. 97 УЖТ РФ об ответственности перевозчика за несвоевременную доставку груза истец просит взыскать с ответчика неустойку в размере 9% платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не более суммы платы, т.е. 190624,41 руб.
Решением арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 ноября 2010 года по делу А56-36445/2010 в удовлетворении иска отказано.
При исследовании материалов дела, доводов участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу о том, что в соответствии со ст.119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, др. юридических лиц, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы, иными актами.
Поскольку истцом не представлено доказательств уклонения ответчика от составления соответствующих актов, а отсутствие коммерческого акта, акта общей формы, который должен был быть составлен перевозчиком, либо по требованию стороны перевозки, является основанием, исключающим ответственность перевозчика перед другими лицами.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу.
В жалобе указано о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, по следующим основаниям.
В данном случае просрочка доставки груза составила 1 сутки. Расчет просрочки произведен в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, согласно п. 6.6 которых сроки доставки грузов увеличиваются за все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки на ж/д путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Непредставление ответчиком доказательств невозможности приема вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, исключает возможность увеличения сроков доставки грузов. -Ответчик не представил доказательств невозможности приема спорных вагонов станцией назначения.
Выслушав в судебном заседании пояснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене или изменению решения суда, по следующим основаниям.
В соответствии статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату исчисления срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В соответствии со статьей 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержд. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27, установлено, что сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1), время задержки грузов на промежуточных станциях по причине неприема грузов на железнодорожной станции назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей (пункт 6.6).
Согласно абз.2 п. 6.7 Правил исчисления сроков установлено, что о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о том, на какой станции задержан груз, о причинах задержки, о сроках, на которые увеличивается срок доставки груза, о том, что составлен акт общей формы, с указанием номера акта и даты. Кроме того, указанная отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Согласно п. 3.2.1 Правил составления грузов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержд. МПС РФ приказом от 18.06.03 г. N 45 также установлено, что при составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра:
первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу; второй экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика.
О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов, аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что на промежуточных станциях составлены акты общей формы от 22.06.09 г. N 181 и от 23.06.09 г. N 62.
При этом акты содержат информацию о задержке грузов в пути следования по причине неприема грузов на железнодорожной станции назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, как это предусмотрено Правилами исчисления сроков.
Так, на станции Родионово ( акт 181 л.д. 78 т.1) Березки ( акт 62 л.д. 15 т.1) составлены акты общей формы с указанием неприема груза Октябрьской железной дорогой и указанием о задержке груза на соответствующий период по причине задержки поезда станцией назначения из-за занятости выгрузочных фронтов грузоотправителя.
Транспортная железнодорожная накладная и дорожная ведомость также содержат отметки о составлении данных актов ( л.д. 8 т.1). Акты приложены к накладной и дорожной ведомости ( л.д. 75 т.1).
Таким образом, в соответствие с указанными выше Правилами составления актов и Правил исчисления сроков доставки, перевозчик доказал отсутствие своей вины в нарушение сроков доставки перевозки грузов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2010 года по делу N А56-36445/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-36445/2010
Истец: ООО " Универсальный перегрузочный комплекс "
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога"
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23386/10