г. Чита |
дело N А58-1317/2011 |
01 августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрелкова А.В.,
судей Куклина О.А., Ошировой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козыревым А.В.,
рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Алданский район" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2011 года по делу N А58-1317/2011 по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (ИНН 2801108200, ОГРН 1052800111308) в лице филиала "Южно-Якутские электрические сети" к Администрации муниципального образования "Алданский район" (ИНН 1402013393, ОГРН 1031400017230) об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка от 07.09.2010 N 12 "Т" (суд первой инстанции: судья Шамаева Т.С.),
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" в лице филиала "Южно-Якутские электрические сети" (ОАО "ДРСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Администрации муниципального образования "Алданский район" (Администрация, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, в части цены выкупа земельного участка, размера земельного налога, кратности ставки земельного налога, кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента к выкупной цене.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.05.2011 по делу N А58-1317/2011 исковые требования удовлетворены. Требование об исключении Приложения N 1 договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности ОАО "ДРСК" от 07 .09.2010 N 12"Т" оставлено без рассмотрения. С Администрации муниципального образования "Алданский район" в пользу ОАО "ДПСК" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из того, что ОАО "ДРСК" в лице филиала "Южно-Якутские электрические сети" относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка - 2,5% от кадастровой стоимости.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик, Администрация муниципального образования "Алданский район" обратилась с апелляционной жалобой, приводя в обоснование те же доводы, что изложены в отзыве на исковое заявление, находя принятый судебный акт незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, с неполным выяснением обстоятельств по делу, полагая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ДРСК" принятый судебный акт находит законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте заседания арбитражного апелляционного суда извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили. Истец просил о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. При таком положении, в соответствии частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствовала рассмотрению дела.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда первой инстанции по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое сооружение назначение под ремонтно-производственную базу (главный корпус) общей площадью 619,03 кв.м, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), Алданский улус, город Томмот, улица Нагорная, 23, кадастровый (условный) номер 14:02:11:0126:02, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 14- АА 359701 от 19.05.2007.
Согласно акту приёма-передачи от 01.03.2006 N 15 вышеуказанное имущество было передано открытым акционерным обществом Акционерной компанией "Якутскэнерго" в уставный капитал открытого акционерного общества "Южное Якутскэнерго".
Право собственности на здание производственной базы было приобретено истцом на основании договора купли-продажи ценных бумаг от 16.11.2006, заключённого с открытым акционерным обществом "Южное Якутскэнерго".
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации истец обратился с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок общей площадью 0,3 га, кадастровый номер 14:02:110126:0013, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), город Томмот.
Главой администрации муниципального образования "Алданский район" было принято распоряжение от 03.09.10 N 2191-р "О предоставлении за плату в собственность находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, находящийся на праве собственности ОАО "ДРСК", которым истцу предоставляется в собственность за плату земельный участок 14:02:110126:0013, направлен проект договора купли-продажи земельного участка с выкупной ценой 91 915,20 руб.
ОАО "ДРСК" в лице филиала "Южно-Якутские электрические сети", полагая, что имеет право выкупа земельного участка по льготной цене - 2,5% от кадастровой стоимости, поскольку объект недвижимости приобретён заявителем из государственной собственности, направило в адрес ответчика протокол разногласий, предложив изменить выкупную цену земельного участка, кадастровую стоимость земельного участка и коэффициент к выкупной цене.
Неурегулирование разногласий относительно стоимости земельного участка послужило основанием для предъявления настоящего иска.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьёй 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении 15 действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В частности, к этим лицам относятся: коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если лги здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении этими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек; 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Субъектом Российской Федерации - Республикой Саха (Якутия) в Законе от 09.10.2008 604-3 N 99-1V установлена выкупная цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Установив, что объект недвижимого имущества, расположенный на спорном земельном участке, ранее приобретён в процессе приватизации государственных предприятий, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отнесении истца к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка из расчёта 2,5% от его кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса.
Данный вывод соответствует правовой позиции постановления Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 765 960 руб.
Соответственно, выкупная земельного участка в размере 19 149 руб. (765 960 руб.*2,5 %) определена истцом верно.
В указанной связи, арбитражным судом сделан правильный вывод об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы в этой части отклоняются как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исковое заявление следовало оставить без рассмотрения по причине того, что оно подписано неуполномоченным лицом, являются необоснованными и отклоняются.
Исковое заявление подписано директором филиала ОАО "ДРСК" "Южно-Якутские электрические сети" Шкурко И.В., полномочия которого подтверждены доверенностью N 49 от 01.01.2011.
С учётом изложенного, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не выявлено. Апелляционная жалоба Администрации Муниципального образования "Алданский район" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2011 года по делу N А58-1317/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.В. Стрелков |
Судьи |
О.А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1317/2011
Истец: ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" филиал "Южно-Якутские электрические сети"
Ответчик: Администрация МО "Алданский район", Админстрация Муниципального образования "Алданский район"
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2456/11