г. Вологда
28 июля 2011 г. |
Дело N А05-3396/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу негосударственного образовательного учреждения "Английская школа" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 июня 2011 года по делу N А05-3396/2011 (судья Ипаев С.Г.),
установил
негосударственное образовательное учреждение "Английская школа" (далее - учреждение, НОУ "Английская школа") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Инспекции по надзору в сфере образования Архангельской области (далее - инспекция) о признании незаконными действия руководителя инспекции Горяшиной Е.Н., выразившегося в нарушении порядка и сроков принятия аккредитационным органом решения о государственной аккредитации, и бездействия руководителя инспекции Горяшиной Е.Н., выразившегося в непредставлении распорядительного документа (решения) аккредитационного органа НОУ "Английская школа".
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 июня 2011 года в удовлетворении заявленных требований учреждению отказано.
Учреждение с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу не согласна с ней, решение суда считает законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Департаментом образования и науки Архангельской области 16.05.2008 выдано НОУ "Английская школа" свидетельство о государственной аккредитации, которое действительно по 18.06.2008.
НОУ "Английская школа" 19.02.2010 обратилось в инспекцию с заявлением о выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности, на срок до 27.06.2010.
Инспекцией 16.03.2010 НОУ "Английская школа" выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности по образовательном программам, указанным в приложении к лицензии. Срок действия лицензии установлен с 16.03.2010 по 27.06.2010.
НОУ "Английская школа" 28.04.2010 обратилось в инспекцию с заявлением о включении в график аккредитации на ноябрь 2010 года, с учетом результатов экспертизы качества знаний, проведенной в период 20.04.2009 по 08.05.2009 и в марте 2008 года.
Согласно распоряжению Комитета по надзору в сфере образования Архангельской области от 23.09.2009 N 909 "Об утверждении графика государственной аккредитации образовательных учреждений Архангельской области на 2010 год" и дополнений в график, учреждение включено в график государственной аккредитации на ноябрь 2010 года.
По истечении срока действия лицензии (до 27.06.2010) на осуществление образовательной деятельности выданной 16.03.2010, НОУ "Английская школа" обратилось в инспекцию с заявлением о получении лицензии.
В связи с тем, что НОУ "Английская школа" представило неполный пакет документов для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, инспекция направила в адрес учреждения уведомление от 02.07.2010 N 03-10/533, в котором предложило учреждению представить недостающие документы, перечисленные в приложении к уведомлению в течение двух месяцев.
Поскольку недостающие документы соискателем лицензии в установленный срок не представлены, инспекция письмом от 03.09.2010 N 03-10/691 возвратила учреждению заявление о выдаче лицензии и приложенные к нему документы.
Инспекция 04.04.2011 письмом N 03-10/337 отказала НОУ "Английская школа" в рассмотрении заявления о проведении государственной аккредитации по существу, в связи с отсутствием лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации.
Не согласившись с действиями руководителя инспекции, выразившимися в нарушении порядка и сроков принятия аккредитационным органом решения о государственной аккредитации, и бездействием руководителя инспекции, выразившимся в непредставлении распорядительного документа (решения) аккредитационного органа, НОУ "Английская школа" обратилось в Арбитражный суд Архангельской с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (пункт 1 статьи 12 Закона об образовании).
В соответствии с пунктом 1 статьи 33.1 Закона об образовании лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Таким образом, образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Согласно пункту 1 статьи 33.2 Закона об образовании государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.
Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено статьей 12 настоящего Закона, установление его государственного статуса.
Пунктом 8 статьи 33.2 Закона об образовании предусмотрено, что для проведения государственной аккредитации образовательное учреждение или научная организация представляет в аккредитационный орган заявление о проведении государственной аккредитации с приложением документов, которые необходимы для проведения государственной аккредитации и перечень которых устанавливается положением, указанным в пункте 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 9 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 522 (далее - Положение о государственной аккредитации), действовавшего в спорный период, для проведения государственной аккредитации образовательные учреждения и научные организации представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или аккредитационный орган субъекта Российской Федерации (далее - аккредитационные органы) заявление о проведении государственной аккредитации.
В соответствии с пунктом 11 Положения о государственной аккредитации, государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации включает в себя установленную законодательством Российской Федерации экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения или научной организации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, экспертизу соответствия реализуемых образовательным учреждением образовательных программ различных уровня и направленности федеральным государственным требованиям, а также экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории.
Государственная аккредитация ранее аккредитованного образовательного учреждения для установления иного государственного статуса в период действия свидетельства включает в себя экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории.
Согласно пункту 16 названного Положения экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и реализуемым образовательным программам, экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории, а также экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников научной организации федеральным государственным требованиям проводится комиссией по государственной аккредитации в соответствии с графиком, установленным аккредитационным органом.
Порядок создания и работы комиссии по государственной аккредитации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, пунктом 16 Положения о государственной аккредитации вводится понятие графика, в соответствии с которым комиссия по государственной аккредитации, формируемая аккредитационным органом, проводит экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории.
В силу пункта 18 Положения о государственной аккредитации вопрос о государственной аккредитации рассматривается коллегиальным органом аккредитационного органа на основании заключения комиссии по государственной аккредитации образовательного учреждения и сведений о соответствии показателей деятельности образовательного учреждения критериям показателей, необходимых для определения его вида или категории.
В соответствии с пунктом 20 указанного Положения на основании результатов рассмотрения коллегиальным органом вопроса о государственной аккредитации образовательного учреждения, аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации образовательного учреждения или об отказе в государственной аккредитации. Решение коллегиального органа оформляется распорядительным документом аккредитационного органа.
Вместе с тем согласно подпункту "б" пункта 10 Положения о государственной аккредитации аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению в принятии документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, в случае если заявление о проведении государственной аккредитации представлено образовательным учреждением или научной организацией при отсутствии лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Как следует из материалов дела, учреждение, обращаясь 28.04.2010 в инспекцию с заявлением о включении в график аккредитации на ноябрь 2010 года, имело лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам со сроком действия по 27.06.2010. НОУ "Английская школа" было включено в график государственной аккредитации образовательных учреждений Архангельской области на ноябрь 2010 года. Вместе с тем, срок действия лицензии истек 27.06.2010, новая лицензия у учреждения отсутствовала. Следовательно, в силу вышеприведенных норм инспекция не имела право рассматривать заявление НОУ "Английская школа" о проведении государственной аккредитации по существу, поскольку у учреждения отсутствовала соответствующая лицензия.
Как было указано выше, в силу подпункта "б" пункта 10 Положения о государственной аккредитации в рассматриваемом случае учреждению надлежало отказать в принятии документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, в связи с отсутствием лицензии на право ведения образовательной деятельности.
При этом, учитывая, что данное обстоятельство возникло после принятия документов у учреждения, инспекция отказала в рассмотрении спорного вопроса по существу только после того, как учреждению было возвращено заявление на выдачу очередной лицензии в связи с непредставлением всех необходимых документов для получения лицензии.
Следовательно, как обоснованно указано судом первой инстанции, инспекцией не нарушен порядок принятия аккредитационным органом решения о государственной регистрации, поскольку отсутствовали основания для принятия такого решения.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы учреждения со ссылкой на пункт 20 статьи 33.2 Закона об образовании о нарушении инспекцией срока принятия аккредитационным органом решения о государственной аккредитации, поскольку Федеральный закон от 08.11.2010 N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" (далее - Закон N 293-ФЗ), дополнивший Закон об образовании статьей 33.2, вступил в силу с 01.01.2011.
Таким образом, на день обращения НОУ "Английская школа" с заявлением в инспекцию (28.04.2010) не были установлены соответствующие сроки принятия аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательного учреждения.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, исходя из положений пункта 20 статьи 33.2 Закона об образований (в редакции Закона N 293-ФЗ) решение о государственной аккредитации должно быть принято в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия таких заявления и документов требованиям, установленным настоящим Законом и указанным в пункте 4 настоящей статьи положением.
Вместе с тем, в силу подпункта 2 пункта 30 статьи 33.2 Закона об образовании аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению или научной организации в принятии документов к рассмотрению по существу, если у образовательного учреждения отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности по одной или нескольким образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации.
В рассматриваемом случае у НОУ "Английская школа" на ноябрь 2010 года отсутствовала лицензия на образовательную деятельность. Следовательно, у инспекции отсутствовали основания принятия документов к рассмотрению по существу и проведению всех последующих действий по аккредитации образовательного учреждения.
Апелляционной инстанцией не принимаются ссылки подателя жалобы на
распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 N 297-р "О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования" согласно которому в целях совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования признано необходимым, в том числе, сократить сроки проведения лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций в 2 раза (соответственно с 90 до 45 и с 210 до 105 дней). Однако указанное распоряжение не утверждает нормы о сокращении соответствующих сроков, а лишь признает необходимым провести данное сокращение.
Апелляционная инстанция также не принимает во внимание ссылку подателя жалобы на национальный стандарт Российской Федерации "Общие требования к органам по аккредитации, аккредитирующим органом по оценке соответствия" ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетике Российской Федерации от 31.01.2088 N 10-ст, поскольку названный приказ утратил силу в связи с изданием приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.07.2010 N 88-ст.
Приказом от 01.07.2010 N 88-ст введен в действие с 01.07.2010 для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009 "Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия", идентичный международному стандарту ИСО/МЭК 17011:2004 "Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия".
Несостоятельны ссылки подателя жалобы на письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науке от 14.07.2008 N 01-455/05-01, поскольку названное письмо не является нормативным правовым актом, регламентирующим порядок аккредитации образовательных учреждений.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 июня 2011 года по делу N А05-3396/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу негосударственного образовательного учреждения "Английская школа" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3396/2011
Истец: Негосударственное образовательное учреждение "Английская школа"
Ответчик: Инспекция по надзору в сфере образования Архангельской области