10 августа 2011 г. |
Дело N А55-1245/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "Тандер" - Таразанов И.А., доверенность от 01.09.2010 года;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - Чучакина Е.А., доверенность от 26.07.2011 года, N 12-05/14094;
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 августа 2011 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
закрытого акционерного общества "Тандер",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2011 года по делу N А55-1245/2011, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549),
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г. Самара,
о признании предписания незаконным в части,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным предписания N 10/150 201 от 01.12.2010 г. в части доведения до сведения потребителей цены реализации на электронных весах и расчете развесных продовольственных товаров на узле расчета ККТ (чек).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2011 года в удовлетворении требований заявителю отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание выдано обществу уполномоченным органом, в соответствии с требованиями закона. Заявителем не представлено суду несоответствия требованиям закона оспариваемого в части предписания.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт: предписание N 10/150 201 от 1.12.2010 г., выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в отношении ЗАО "Тандер" в части, обязывающей заявителя указывать в кассовом чеке цену за 1 кг товара, признать незаконным и отменить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что оспаривает предписание ответчика только в части, обязывающей заявителя указывать в кассовом чеке цену за 1 кг товара, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. Ссылается на то, что состав необходимой и достаточной для нанесения на кассовый чек информации приводится в пункте 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин". Иных требований к информации, которая должна указываться в кассовом чеке, в законодательстве не содержится.
Считает, что оспариваемое в части предписание нарушает права заявителя, поскольку повлечёт необоснованные затраты, связанные с перепрограммированием ККМ.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 27.07.2011 г. N 10-05/14102. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 27 июля 2011 года до 14 час 35 мин 03 августа 2011 года. Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Судебное заседание было продолжено 03 августа 2011 года в 14 час 35 мин.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лиц, участвующих в деле, отзыва на жалобу, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела на основании обращения (жалобы) Мащенко С.Д. на действия ЗАО "Тандер", расположенного по адресу : г. Самара, ул. Ново-Садовая, 24, выразившихся в том, что при покупке весового товара стоимость товара завышается, ввиду применения при расчете иных цен, заявленных в ценниках на данный товар, а также отсутствие информации о цене за 1 кг товара при взвешивании весового товара, который производится непосредственно на узле расчета, и на табло весов указана стоимость товара, и при расчете за данный товар в кассовом чеке, также указывается только стоимость товара, заинтересованным лицом было вынесено распоряжение N 10/0459 от 14.12.2010 г. о проведении внеплановой выездной проверки закрытого акционерного общества "Тандер".
По результатам проверки заинтересованным лицом был составлен акт N 10/100403 от 15.12.2010 г. и установлено, что факты, указанные в обращении потребителя подтвердились. Согласно материалам дела потребитель обращался с претензией на факт о не предоставлении информации о цене реализации при взвешивании за развесные товары (гранаты) при расчете за покупку на узле расчета ККТ. Развесные продовольственные товары (фрукты, овощи) набираются в пакеты потребителями методом самообслуживания в отделе "Фрукты и овощи", а взвешивание производится на узле расчета кассиром через электронные весы "Штрих МВЦ 15-2,5 N 1009 2010 г. без выдачи стикеров с полной информацией. При взвешивании на табло весов высвечивается информация для потребителей: "гранат свеж. (цена за 1 кг) * 0,474 38,35", то есть информация о цене за 1 кг не указывается, что не дает потребителю права проверки правильности применения цены за приобретаемый товар (л.д.68-69).
Заинтересованным лицом было вынесено предписание о нарушении прав потребителей N 10/150201 от 15.12.2010 г. (л.д. 7-8), которым заявителю предписано:
1) до сведений потребителей довести достоверную информацию о стоимости предварительно расфасованного товара в соответствии с массой нетто и ценой реализации (на стикерах);
2) довести до сведения потребителей цену реализации при взвешивании на электронных весах и расчете развесных продовольственных товаров на узле расчета ККТ (чек).
Заявитель, не согласившись с предписанием в части, обязывающей довести до сведения потребителей цену реализации при взвешивании на электронных весах и расчете развесных продовольственных товаров на узле расчета ККТ (чек), обратился в арбитражный суд Самарской области, судебным актом которого в удовлетворении требований заявителю отказано.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу и пояснениях, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции сослалось на то, что в данной торговой точке при взвешивании развесных продовольственных товаров (фруктов) для потребителя отсутствует информация о цене за 1 кг, что лишает потребителя права проверки правильности применения цены за приобретаемый товар. Указанная информация отсутствует и на кассовом чеке при расчете за покупку, что, по мнению, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области является нарушением требований статей 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктов 11, 34, 36 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, фасона, формы, габарита, расцветки или комплектации".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях; цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
В соответствии с пунктами 11, 34, 36 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", в случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, производимых продавцом, объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли.
На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика. При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится. Не подлежат продаже нерасфасованные и неупакованные продовольственные товары, за исключением определенных видов товаров, перечень которых утверждается в установленном федеральным законом порядке. Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.
Таким образом, указанными законодательными актами предусмотрена обязанность продавца своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах.
Довод подателя жалобы на то, что состав необходимой и достаточной для нанесения на кассовый чек информации приведен в пункте 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" (далее - Положение) и является исчерпывающим суд считает несостоятельной.
Поскольку, указанным выше Положением предусмотрено, что на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, могут содержаться (помимо наименования организации, идентификационного номера организации-налогоплательщика, даты и времени покупки, стоимости покупки, признака фискального режима, заводского номера ККТ, порядкового номера чека) и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ, с учетом особенностей сфер их применения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что предписание заинтересованного лица о требовании заявителя довести до сведения потребителей цену реализации при взвешивании на электронных весах и расчете развесных продовольственных товаров на узле расчета ККТ (чек) не противоречит нормам указанного законодательства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2011 года по делу N А55-1245/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1245/2011
Истец: ЗАО "Тандер"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
Третье лицо: ЗАО "Тандер"