г. Чита |
Дело N А19-22623/2010 |
"11" августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2011.
Полный текст постановления изготовлен 11.08.2011.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Макарцева А.В., Клочковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красильниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 апреля 2011 года по делу N А19-22623/2010 по иску Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (ОГРН 1083818000133, ИНН 3818023395) к Обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" (ОГРН 1053808031287, ИНН 3808119644) о взыскании 2 185 283 руб. 73 коп. (суд первой инстанции: Ушакова О.В.),
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
установил:
Территориальное управление лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" о взыскании 2 185 283 руб. 73 коп. основного долга по договору аренды лесного участка N 19/8 от 20.11.2008 за 2 квартал 2010 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 апреля 2011 года в удовлетворении иска отказано.
С принятым судебным актом не согласен истец, который в апелляционной жалобе просит отменить его, поскольку решение вынесено по неполно и не всесторонне исследованным обстоятельствам дела, суд не применил нормы права, подлежавшие применению, не в полном объеме исследованы доказательства, имеющие значение для дела. Указывает, что с учетом оплаты обществом задолженности в федеральный бюджет РФ и частичной оплаты задолженности перед бюджетом субъекта РФ, задолженность по арендной плате согласно договору аренды лесного участка N 19/8 от 20.11.2008 в части, превышающей минимальный размер, составляет 1 561 604,50 руб.
Полагает, что обязательства ответчика по внесению арендной платы, вытекающие из договора аренды в размере, установленном этим договором, не прекращены и должны исполняться в соответствии с достигнутыми договоренностями. Считает, что норма Бюджетного кодекса РФ о том, что неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствие со ст. 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, соответствует положению Конституции РФ (статья 9) и обеспечивает его реализацию.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 20.10.05 состоялся лесной конкурс на право возмездного долгосрочного пользования участком лесного фонда, местонахождение: на территории Киренского района, в лесном фонде Киренского лесхоза (по материалам лесоустройства 1989 года с внесением текущих изменений на 01.01.2005) в лесах: 3 группы Нижне-Тунгусского лесничества в составе кварталов N 252-260, 285-298, 324-339, 364-379, 400-414, 434- 448,467-483, 499-512, 530-544, 560-572, 583-595, 604-612 (п. 1.1., п. 1.2 Протокола N 6, л.д. 23-25), победителем признано ООО "Транс-Сибирская лесная компания".
Согласно п. 2.1. Протокола победитель лесного конкурса принимает на себя обязательство вносить арендную плату на 11% выше установленного ежегодного размера.
20.11.2008 Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству (Арендодатель) и ООО "Транс-Сибирская лесная компания" (Арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда N 19/8, согласно условиям которого, Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, определенный в пункте 2 настоящего Договора (п. 1.1.Договора).
Лесной участок в границах, определенных планом лесного участка (приложение N 7 к настоящему Договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре 566 - 2008-11, площадью 133091 га, предоставляемый в аренду по настоящему Договору, имеет местоположение: Иркутская область, Киренский район, Киренское лесничество, ранее (Киренский лесхоз), Киренское участковое лесничество Нижне-Тунгусская дача в составе кварталов NN 252-260, 285-298, 324-339, 364-379, 400-414, 434- 448,467-483, 499-512, 530-544, 560-572, 583-595, 604-612 (п. 1.2 Договора).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N N 1, 2, 3, 4 к настоящему Договору (п. 3. Договора).
Арендная плата по настоящему договору составляет 7 286 412 руб. в год (п. 2.1.Договора).
Арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными частями в размере _ части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала, согласно приложению N 6 к настоящему Договору по реквизитам, указанным Арендодателем в направляемых ежеквартально Арендатору уведомлениях на внесение в бюджет исчисленных сумм платежей за пользование лесным фондом, и предоставляет в течение 1 месяца Арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату. Арендная плата начисляется с момента государственной регистрации настоящего Договора (п. 2.2. Договора).
Срок действия договора устанавливается с 17 декабря 2005 года по 17 декабря 2030 года (п. 6.1. Договора).
Указанный договор зарегистрирован 13.12.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области.
По акту приема-передачи земельного участка Арендодатель передал, а Арендатор принял во временное возмездное владение и пользование предмет договора аренды участка лесного фонда N 19/8 от 20.11.2008.
Согласно п. 2.3. Договора аренды N 19/8 размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Размер арендной платы изменяется Арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения основания или (и) порядка расчета арендной платы, изменений в распределении площади лесного участка по лесотаксовым разрядам, минимального размера арендной платы, а также в иных устанавливаемых законодательством Российской Федерации случаях. Расчет в данном случае производится Арендодателем без акцепта Арендатора. Заключение дополнительного соглашения не требуется.
Согласно Приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской области N 261-апр от 03.03.2010 в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству предписано в течение 30 дней внести изменения в договоры аренды, заключенные между Киренским лесничеством и ООО "Транс-Сибирская лесная компания" для заготовки древесины, в части увеличения срока аренды до 49 лет, и уменьшения ежегодного размера арендной платы, в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов: в т.ч. и по договору
аренды лесного участка N 19/8 от 20.11.2008.
Соглашением от 01.04.2010 о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 19/8 от 20.11.08, стороны внесли следующие изменения в договор:
- пункт 2.1. Договора изложили в следующей редакции - "В течение срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта Общества с ограниченной ответственностью "Транс-Сибирская лесная компания" (до "31" декабря 2011 года) арендная плата по настоящему Договору составляет 3 850 531,40 (три миллиона восемьсот пятьдесят тысяч пятьсот тридцать один рубль 40 копеек) в год. По истечении срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта арендная плата рассчитывается исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации";
- пункт 6.1. Договора изложили в следующей редакции - " Срок действия настоящего Договора устанавливается с "17" декабря 2005 года по "16" декабря 2054 года".
Указанное соглашение от 01.04.2010 зарегистрировано 22.04.2010 Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области.
Истцом в материалы дела представлен расчет арендной платы за 2010 год по договору аренды лесного участка N 19/8 от 20.11.08 с ООО "Транс-Сибирская лесная компания", Второй Восточно-Сибирский лесотаксовый район, установлен ежегодный отпуск 257,0 тыс. куб.м., согласно которому, годовой размер арендной платы по минимальным ставкам составляет 1 952 006 руб. 00 коп., в части превышения 214 720 руб. 66 коп., всего 2 166 726 руб. 66 коп.
Указанный расчет произведен истцом с учетом корректирующего коэффициента 0,5, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419.
Согласно расчета за 21 день 2 квартала 2010 года подлежала уплате арендная плата в федеральный бюджет в размере 224 614 руб. 33 коп. в бюджет субъекта 1 187 247 руб. 18 коп. и 11 процентов превышения в размере 24 707 руб. 58 коп., итого 1436569 руб. 09 коп.
С учетом приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов за 2 квартал (70 дней) подлежала уплате арендная плата в доход федерального бюджета в размере 374 357 руб. 32 коп., в бюджет субъекта бюджета в размере 374 357 руб. 32 коп.
За взысканием основного долга в сумме 2 185 283 руб. 73 коп. по договору аренды лесного участка N 19/8 от 20.11.2008 за 2 квартал 2010 года истец обратился в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Иркутской области, отказывая в удовлетворении иска, исходил из установления факта исполнения ответчиком обязательств по уплате арендной платы по договору аренды N 19/8 от 20.11.2008.
Судебный акт принят со ссылками на положения статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 73, 74, 78, 80 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Суд апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не находит, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам по делу, сделаны на основе полного, всестороннего и объективного исследования доказательств по делу, правильном применении норм материального права. Нарушения норм процессуального права не допущено.
Согласно пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлены ставки платы в Иркутской области.
Подпунктом "в" пункта 7 Примечания 1 Таблицы 2 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки при проведении сплошных рубок корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки путем их умножения на следующие коэффициенты: 1,05 - при ликвидном запасе древесины от 150,1 и более плотных куб. метров на 1 гектар.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального Закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,30.
Стало быть, истцом при расчете арендной платы на 2010 год по минимальным ставкам правомерно применены ставки, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для второго Восточно-Сибирского лесотаксового района, разряд такс - 2,1, с применением коэффициента - 1,05 и коэффициента - 1,30.
Судом первой инстанции с учетом представленного истцом расчета и признания обстоятельств ответчиком установлено, что расчет размера арендной платы по минимальным ставкам за 2 квартал 2010 года истцом произведен правильно, составляет 598 971 руб. 65 коп. и подлежал зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации.
Указанная сумма перечислена ответчиком по платежному поручению N 808 от 22.12.10 (л.д. 60).
Вместе с тем, истцом не подтверждена со ссылками на нормативный акт правомерность произведенного им расчета арендной платы в части, превышающей минимальные ставки в размере 1 187 247 руб. 18 коп. за 21 день 2 квартала 2010 года и в размере 374 357 руб. 32 коп. за 70 дней 2 квартала 2010 года.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы истца о договорном характере указанной части арендной платы.
В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню", для Иркутской области установлен повышающий коэффициент - 2.
С 1 января 2007 года введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - IV и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Новый Лесной кодекс предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.
На момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22 мая 2007 года приказ Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 N 225 содержал соответствующие корректирующие коэффициенты. Указанный приказ действовал до его отмены приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 29.02.2008 N 60, который вступил в законную силу 24.04.2008.
Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 года N 413 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений".
Ни новым Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному указанным выше приказом.
В связи с тем, что Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не содержит понятия "лесные подати", в состав которых входил спорный коэффициент, с учетом определения данным Кодексом иного федерального государственного органа, к компетенции которого относится установление ставок за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для применения при расчете арендной платы за 2009 год коэффициента, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005.
При таких обстоятельствах, у Агентства лесного хозяйства по Иркутской области отсутствовали полномочия по установлению повышающего коэффициента - 2.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.06 N 200-ФЗ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, из положений статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей полномочия Правительства РФ по установлению ставок платы за аренду лесных участков, следует что, по договору аренды лесных участков, цена устанавливается уполномоченным органом, является регулируемой.
Посредством системного толкования приведенных правовых норм в их взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда является регулируемым.
Согласно пункта 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации по общему правилу договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Пунктом 1 статьи 78 названного Кодекса предусмотрено, что договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на "шаг аукциона".
Из материалов дела следует, что договор аренды с ООО "Транс-Сибирская лесная компания" заключен в 2008 году в связи с приведением в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации на основании статьи 4 Федерального закона от 04.12.06 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" ранее действующего договора. Вместе с тем основанием для предоставления спорного лесного участка явился протокол N 8 от 20.10.05 о результатах лесного конкурса.
Законодательство, действующее на момент проведения аукциона по предоставлению лесного участка в аренду, также содержало нормы, предусматривающие заключение такого рода договоров по результатам лесных конкурсов с повышением начальной цены предмета конкурса при его проведении.
Согласно п. 2.1. Протокола N 8 от 20.10.05, конкурсная надбавка составила 11%, таким образом, арендная плата в части, превышающей минимальный размер арендной платы, по договору аренды N 19/8 от 20.11.08 за 2009 год составила 3 903 780 руб. 00 коп. х 11%.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал, что за 21 день 2 квартала 2010 года подлежала уплате арендная плата в размере 3 904 011 руб. 00 коп. х 11% : 365 х 21 = 24 707 руб. 58 коп., где 3 904 011 руб. 00 коп. годовая арендная плата по минимальным ставкам, действующая до регистрации Соглашения от 01.04.10 и без применения коэффициента 0,5.
Ответчику надлежало перечислить в доход бюджета субъекта Российской Федерации арендную плату в части превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню по договору N 19/8 от 20.11.08 за 2 квартал 2010 года в размере 24 707 руб. 58 коп., что он и сделал, перечислив указанную сумму по платежному поручению N 808 от 22.12.10 (л.д. 59).
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом как несостоятельные, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не содержат фактов, влияющих на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Апелляционная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 апреля 2011 года по делу N А19-22623/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий: |
Е.Н.Скажутина |
Судьи |
А.В.Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22623/2010
Истец: ТУАЛХ Иркутской области по Киренскому лесничеству
Ответчик: ООО "ТСЛК"
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1932/11