г. Владивосток |
Дело |
02 августа 2011 г. |
N А24-1751/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Пятковой
судей Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Ю. Федосенко
при участии: явку представителей в суд стороны не обеспечили
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесного хозяйства Камчатского края
апелляционное производство N 05АП-4671/2011
на решение от 06.06.2011
судьи Жалудь И.Ю.
по делу N А24-1751/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Государственного учреждения "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
к Агентству лесного хозяйства Камчатского края
о признании незаконным и отмене постановления N 17 от 15.04.2011
УСТАНОВИЛ:
Государственное Учреждение "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее ГУ "Камчатское УГМС", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Агентства лесного хозяйства Камчатского края (далее Агентство) от 15.04.2011 N 17, которым заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей.
Решением суда от 06.06.2011 требования заявителя удовлетворены, постановление от 15.04.2011 г.. N 17 признано незаконным и отменено в связи с отсутствием в деле об административном правонарушении доказательств установления события вменяемого Учреждению деяния. .
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Агентство лесного хозяйства обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Камчатского края от 06.06.2011 отменить, в удовлетворении требований Государственному Учреждению "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" отказать. По мнению, Агентства лесного хозяйства Камчатского края решение суда незаконно и необоснованно, выводы в решении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку как следует из приказов N 92-пр. и N 93-пр. от 01.06.2009. ГУ "Камчатское УГМС" предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование лесные участки из земель лесного фонда для эксплуатации гидротехнических сооружений. То есть сам факт нахождения гидротехнических сооружений на участках лесного фонда свидетельствует о том, что участки фактически используются заявителем.
Агентство лесного хозяйства Камчатского края, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания извещено, явку представителя в суд не обеспечило.
Государственное Учреждение "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в судебное заседание также не явилось, в материалы дела представило письменный отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонило, просило оставить решение первой инстанции без изменения. Также ходатайствовало о проведении судебного заседания в отсутствии представителя организации.
В связи с чем суд, руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно частям 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела на основании приказов Агентства лесного хозяйства Камчатского края N N 92-пр и 93-пр от 01.06.2009 и распоряжения Агентства лесного хозяйства Камчатского края N 126 от 30.12.2009 ГУ "Камчатское УГМС" для осуществления научно-исследовательской деятельности и эксплуатации гидротехнических сообщений предоставлен лесной участок из земель лесного фонда. Названными приказами и распоряжением Учреждению предписано обеспечить разработку проектов освоения лесов лесного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование; приступить к использованию лесного участка после положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов предоставления лесной декларации.
Камчатским межрайонным природоохранным прокурором 28.03.2011 проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования, в ходе которой установлено, что Учреждение, используя лесные участки для осуществления научно-исследовательской деятельности и эксплуатации гидротехнических сооружений, не разработало и не представило на государственную экспертизу в Агентство проект освоения лесов. Усмотрев в действиях ГУ "Камчатское УГМС" невыполнение пункта 2 приказов Агентства лесного хозяйства Камчатского края "О предоставлении лесного участка в пользование (бессрочное) пользование" N N 92-пр и 93-пр от 01.06.2009 и пункта 3 распоряжения Агентства лесного хозяйства Камчатского края N 126 от 30.12.2009 "О предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование", выраженных в том, что Учреждение допустило использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка и нарушением требований п. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации, камчатским межрайонным природоохранным прокурором 28.03.2011 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам состава правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ.
По указанному факту заместителем руководителя Агентства лесного хозяйства Камчатского края 15.04.2011 в отсутствие законного представителя ГУ "Камчатское УГМС", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 17, которым Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с постановлением ГУ "Камчатское УГМС" обратилось в суд.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции об отсутствии события административного правонарушения в действиях ГУ "Камчатское УГМС", предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
Частью 1 ст. 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что постановление об административном правонарушении должно быть мотивировано и содержать нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности, и обстоятельства, установленные административным органом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Частью 4 ст. 8.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов на основании которых предоставляются лесные участки, с назначением наказания юридических лиц в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения является порядок использования лесов, предметом - лесные участки. Объективной стороной вменяемого ГУ "Камчатское УГМС" правонарушения является использование лесов с нарушением условий приказов о предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование.
Административным органом вменено в вину Учреждения лесопользование в отсутствие проекта освоения лесов .
Согласно ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов может быть следующих видов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
В оспариваемом постановлении в нарушение требований ст. 26.1, ст. 29.10 КоАП РФ не указано на обстоятельства, устанавливающие факт использования Учреждением предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования лесных участков.
В материалах дела отсутствует акт осмотра лесных участков или иные доказательства, подтверждающие использование ГУ "Камчатское УГМС" лесных участков, указанных в приказах Агентства лесного хозяйства Камчатского края N N 92-пр и 93-пр от 01.06.2009 и распоряжении Агентства лесного хозяйства Камчатского края N 126 от 30.12.2009.
Судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что вынесение приказов и распоряжения о предоставлении ГУ "Камчатское УГМС" на праве постоянного (бессрочного) пользования лесных участков не подтверждает факт использования Учреждением данных лесных участков, а подтверждает только возникновение права на использование лесных участков способами, указанными в ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ.
При этом владение участком без осуществления действий, предусмотренных ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Согласно ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что наличие в действиях ГУ "Камчатское УГМС" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, административный орган - Агентство лесного хозяйства Камчатского края -не доказало.
К доводам апелляционной жалобы о том, что приказами Агентства N N 92-пр и 93-пр от 01.06.2009 ГУ "Камчатское УГМС" предоставлены в постоянное бессрочное пользование участки из земель лесного фонда для эксплуатации гидротехнических сооружений уже имеющихся и принадлежащих Учреждению, коллегия относится критически, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства фактического использования гидротехнических сооружений на предоставленных лесных участках.
С учетом того, что административный орган в рассматриваемом случае не доказал факт совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и признал незаконным обжалуемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности.
Таким образом, принятое по делу решение следует признать основанным на надлежащем исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств и правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 06.06.2011 по делу N А24-1751/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации .
Председательствующий |
А. В. Пяткова |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1751/2011
Истец: ГУ "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства Камчатского края
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4671/11