г. Ессентуки |
Дело N А25-1619/2010 |
01 августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2011 года.
постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Джамбулатова С.И., Фриева А.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кипкеевым Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ЗАО "Висма" и Мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.04.2011 по делу N А25-1619/2010 по иску ЗАО "Висма" к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным отказа в продлении договора аренды земельного участка N 128 от 31.10.2007 и обязании продлить действие договора, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Мэрии муниципального образования города Черкесска, Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики и РГУ "Кубанское лесничество" (судья Шишканов Д.Г.), при участии в судебном заседании представителей ЗАО "Висма" - Саитовой А.А. (доверенность N12 от 11.01.2011) представителя Мэрии муниципального образования города Черкесска: Вальшоковой Н.В. (доверенность N47-01 от 17.01.2011) в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Висма" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство) о признании незаконными действий по отказу в продлении срока действия договора аренды земельного участка N 128 от 31.10.2007 и обязании продлить срок действия договора аренды земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 09:04:01 24:005:0001, расположенного в юго-западной части города Черкесска, общей площадью 40 000 кв.м., в том числе 9 363 кв.м покрытых лесом, под строительство рыбоводческого пруда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Мэрия муниципального образования города Черкесска (далее - мэрия), Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее - управление), РГУ "Кубанское лесничество".
Решением суда от 29.04.2011 в удовлетворении требований ЗАО "Висма" отказано. Судебный акт мотивирован тем, что переданный обществу в аренду земельный участок находится на территории городских лесов. Решением Черкесского городского суда от 29.01.2009 на мэрию возложена обязанность по принятию городских лесов общей площадью 1059 на, находящихся в границах муниципального образования "город Черкесск", в муниципальную собственность. Министерство не вправе распоряжаться спорным земельным участком.
Общество и мэрия обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда от 29.04.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт. Общество указывает, что решение Черкесского городского суда от 26.01.2009 фактически не исполнено, границы и статус городских лесов до настоящего времени не определены, в связи с чем право распоряжения спорным земельным участком принадлежит министерству.
Мэрия ссылается на отсутствие на территории города Черкесска городских лесов, а также применение судом закона, не подлежащего применению к спорным правоотношениям, а именно Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". По мнению мэрии, общество имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
В судебном заседании представители общества и мэрии поддержали доводы, приведенные в апелляционных жалобах.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, выслушав представителей общества и мэрии, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.04.2011 по делу N А25-1619/2010 является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы города Черкесска N 194 от 23.01.2003 утвержден акт выбора земельного участка под строительство обществом рыбоводческого пруда от 21.05.2002, утвержден проект границ земельного участка площадью 4,0 га, в том числе покрытых лесом 0,9363 га, сформированного на территории городских лесов в квартале 12 выдел 4,36. Пунктом 2 указанного постановления предварительно согласовано место размещения рыбоводческого пруда, заявителю разрешили проведение проектно-изыскательных работ с условием сохранения лесных насаждений. На нахождение испрашиваемых для строительства пруда земель в составе городских лесов также указано в заключении Комитета города Черкесска по земельным ресурсам и землеустройствам N 30 от 09.04.2002 по результатам акта выбора участка и разработке проекта. Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденным приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Карачаево-Черкесской Республике N 130 от 25.04.2003, материалы рабочего проекта "Пруд на территории Пригородного лесничества Кубанского лесхоза в Карачаево-Черкесской Республике" рекомендованы к дальнейшей реализации.
Постановлением Главы города Черкесска N 3189 от 24.07.2003 спорный земельный участок изъят из земель городских лесов в юго-восточной части города Черкесска и предоставлен обществу в аренду под строительство рыбоводческого пруда сроком до 01.07.2004, под городскими лесами оставлен участок площадью 1055 га.
На основании указанного постановления между Администрацией города Черкесска (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земель N 5713 от 01.10.2003. Цель предоставления участка - строительство рыбоводческого пруда, срок договора аренды - до 01.07.2004. По условиям указанного договора застройка земельного участка должна быть осуществлена арендатором в соответствии с его целевым назначением по проекту, согласованному в установленном порядке. Земельный участок передан в аренду обществу по акту приема-передачи недвижимости от 01.10.2003.
Постановлением Главы города Черкесска N 3866 от 28.07.2004 срок аренды земельного участка продлен с 01.07.2004 до 30.06.2005.
23.10.2007 земельный участок площадью 40 000 кв.м поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 09:04:01 385:0001 и указанием категории земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "под строительство рыбоводческого пруда".
31.10.2007 Министерством финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики в целях приведения арендных отношений с ЗАО "Висма" по договору, заключенному с Администрацией города Черкесска от 01.10.2003 N 5713, в соответствие с Законом Карачаево-Черкесской Республики N56-РЗ от 26.07.2007 "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики "Особенности регулирования земельных отношений Карачаево-Черкесской Республике", принято распоряжение N740 о заключении договора аренды с ЗАО "Висма" на земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 09:04:01 385:0001, расположенный на юго-западной части города Черкесска, общей площадью 40 000 кв.м, в том числе 9 363 кв.м покрытых лесов, под строительство рыбоводческого пруда, сроком действия до 25.10.2008.
31.10.2007 между Министерством финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики и обществом заключен договор аренды указанного земельного участка N 128 сроком до 25.10.2008.
27.07.2010 общество обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о продлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 09:04:01 385:0001, расположенный на юго-западной части города Черкесска, общей площадью 40 000 кв.м, в том числе 9 363 кв.м покрытых лесов, под строительство рыбоводческого пруда, сроком на 11 месяцев.
Письмом от 10.09.2010 N 2938-03 Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики отказало в продлении срока договора аренды земельного участка от 31.10.2007 N 128, ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории городских лесов. В соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами. Также сообщено, что решением Черкесского городского суда от 26.01.2009 о приведении статуса городских лесов в соответствие с действующим лесным законодательством, на Думу муниципального образования города Черкесска возложена обязанность вынести решение о принятии городских лесов в муниципальную собственность и определить орган, осуществляющий ведение лесного хозяйства, муниципальный лесной контроль, надзор, охрану и защиту лесов, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с отказом министерства в продлении срока договора аренды N 128 от 31.10.2007, общество в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований общество указало, что на спорном участке им возведен объект недвижимого имущества - пруд. Право собственности на данный объект недвижимости не может быть зарегистрировано в установленном законом порядке в отсутствие договора аренды.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе к рекреационным. Земельные участки в составе рекреационных зон, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (статья 23 Лесного кодекса Российской Федерации).
Городские леса и лесопарки относятся к защитным лесам. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (статья 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
Согласно постановлению Главы города Черкесска N 3189 от 24.07.2003 переданный обществу в аренду земельный участок изъят из земель городских лесов в юго-восточной части города Черкесска. Спорный земельный участок расположен на территории Пригородного лесничества Кубанского лесхоза в Карачаево-Черкесской Республике в квартале 12 выдел 4,36, территория на момент передачи в аренду земельного участка под строительство пруда была занята лесом и кустарником (лесом было покрыто 0,9363 га из 4,0 га). Обществу разрешено проведение проектно-изыскательских работ с условием сохранения лесных насаждений, после изъятия участка площадь земель городских лесов в городе Черкесске составила 1055 га.
Вступившим в законную силу решением Черкесского городского суда от 29.01.2009 установлен факт нахождения на территории муниципального образования город Черкесск городских лесов общей площадью 1059 га и признано незаконным бездействие органов местного самоуправления г. Черкесска, выразившееся в непринятии мер, направленных на приведение статуса городских лесов в соответствие с действующим законодательством. Суд обязал Думу муниципального образования город Черкесск принять решение по вопросу приведения статуса городских лесов в соответствие с действующим законодательством в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, а мэрию и Управление по имуществу муниципального образования г. Черкесска - принять городские леса в муниципальную собственность. При рассмотрении спора суд установил, что городские леса города Черкесска общей площадью 1059 га находятся в границах муниципального образования город Черкесск, на них имеется вся необходимая документация для определения их статуса, постановки на кадастровый учет и последующей регистрации права на данные лесные участки за Мэрией города Черкесска для осуществления полномочий в соответствии со статей 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, расположение на территории муниципального образования городских лесов и отнесение соответствующих земель к городским лесам подтверждено вступившим в законную силу судебным актом, который в силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Бездействие мэрии по принятию городских лесов в муниципальную собственность не изменяет режим данных земель, признанных городскими лесами.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок при его предоставлении обществу в аренду представлял собой часть территории городских лесов, расположенных на территории города Черкесска.
В силу статей 3 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельное законодательство применяется в совокупности с нормами иных отраслей, в том числе - лесного. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, то есть распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.
Статьей 17 (пункт 1) Земельного кодекса и статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к федеральной собственности относятся, в числе прочих, предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно положениям Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда (входящие в него земельные участки) отнесены к федеральному уровню собственности. В лесной фонд подлежали включению все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Допускается передача части лесного фонда на основании федерального закона в собственность субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (статья 81 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ) перевод лесных земель в нелесные земли, изменение границ леса в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах первой группы и (или) изъятие земель лесного фонда и перевод их в земли иной категории отнесены к полномочиям Российской Федерации.
При оценке ненормативных правовых актов, послуживших основанием для заключения договора аренды земельного участка N 128 от 31.10.2007 и передачи спорного земельного участка обществу, установлено, что в рассматриваемом случае изъятие спорного земельного участка из земель городских лесов произведено с нарушением вышеизложенных норм. Постановка спорного земельного участка на кадастровый учет с указанием категории земель "земли населенных пунктов" само по себе не является основанием для неприменения к нему режима, установленного для категории земель "земли лесного фонда".
Отказывая в продлении договора аренды земельного участка N 128 от 31.10.2007 министерство правомерно сослалось на положения статьи 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) (введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 217-ФЗ), согласно которой после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Довод мэрии о том, что положения указанной статьи не подлежат применению к спорным правоотношениям, является ошибочным, поскольку на момент заключения договора аренды земельного участка N 128 от 31.10.2007 и обращения общества с заявлением о продлении срока действия договора аренды земельного участка (27.07.2010) положения Федерального закона от 24.07.2007 N 217-ФЗ, которым введена статья 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", вступили в силу (31.07.2007).
Поскольку на момент обращения общества с заявлением о продлении договора аренды земельного участка от 31.10.2007 N 128 решение Черкесского городского суда от 26.01.2009, которым на мэрию возложена обязанность по принятию городских лесов общей площадью 1059 на, находящихся в границах муниципального образования "город Черкесск", в муниципальную собственность, не было исполнено, министерство правомерно отказало обществу в продлении срока договора аренды земельного участка от 31.10.2007 N 128.
Кроме того, с учетом установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных норм права министерство не вправе распоряжаться спорным земельным участком.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований общества о признании незаконными действий министерства по отказу в продлении срока действия договора аренды земельного участка N 128 от 31.10.2007 и обязании продлить срок действия договора аренды земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 09:04:01 24:005:0001, расположенного в юго-западной части города Черкесска, общей площадью 40 000 кв.м., в том числе 9 363 кв.м покрытых лесом, под строительство рыбоводческого пруда, не имеется.
Ссылка мэрии на нарушение преимущественного права общества на заключение договора аренды спорного земельного участка на новый срок не может быть принята во внимание, поскольку преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок может быть реализовано им только в случае передачи арендодателем спорного имущества третьему лицу в аренду (пункт 35 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой"). Доказательства наличия намерений уполномоченного на распоряжение спорным земельным участком органа предоставить земельный участок в аренду иным лицам не представлены. Таким образом, право требовать заключения договора аренды на новый срок в рассматриваемом случае у арендатора отсутствует; арендодатель свободен в своем волеизъявлении по вопросу о продолжении или возобновлении арендных правоотношений.
Доводы, изложенные в жалобе, исследовались судом первой инстанции и обоснованно им отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.04.2011 по делу N А25-1619/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1619/2010
Истец: ЗАО "Висма"
Третье лицо: Мэрия муниципального образования города Черкесска, РГУ "Кубанское лесничество", Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики, Управление лесами КЧР, Министерство имущественных и земельных отношений КЧР