г. Хабаровск
02 августа 2011 г. |
N 06АП-2750/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий): Дудникова Татьяна Валерьевна, представитель по доверенности от 08.06.2011 N 15;
от Общества с ограниченной ответственностью "АВТОПРОМ": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий)
на решение от 23.05.2011
по делу N А73-2659/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Копыловой Н.Л.
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий)
к Обществу с ограниченной ответственностью "АВТОПРОМ"
о взыскании финансовых санкций в сумме 7 271,20 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) (далее - управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Обществу с ограниченной ответственностью "АВТОПРОМ" (далее - общество, ООО "АВТОПРОМ") с заявлением о взыскании финансовых санкций в сумме 7271, 20 руб. за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2010 года.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.05.2011 в удовлетворении требований отказано по мотиву того, что Пенсионный фонд не доказал обстоятельства вменяемого обществу правонарушения и обоснованность его привлечения к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), а также не доказал размер штрафа, подлежащего взысканию с общества.
Не согласившись с судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы управление ссылается на неполное выяснение обстоятельств по делу, а также неправильное применение норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Пенсионного фонда поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда отменить и принять новый судебный акт.
ООО "АВТОПРОМ" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, каких- либо ходатайств не заявило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена без участия его представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя управления, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 20.07.2010 ООО "АВТОПРОМ" представило в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) сведения индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2010.
При проведении камеральной проверки представленных индивидуальных сведений за полугодие 2010. Пенсионный фонд пришел к выводу о недостоверности представленных обществом сведений, в связи с имеющимися расхождениями в суммах уплаченных страховых взносов.
В связи с выявленными ошибками в адрес ООО "АВТОПРОМ" было направлено уведомление с предложением в срок до 17.09.2010 представить в Пенсионный фонд исправленные сведения.
В установленный срок общество корректирующие индивидуальные сведения за полугодие 2010 не представило.
Результаты камеральной проверки были зафиксированы в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.09.2010 N 195.
По результатам рассмотрения акта от 20.09.2010 N 195 заместителем начальника Управления Пенсионного фонда 20.10.2010 принято решение N 736 о привлечении ООО "АВТОПРОМ" к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде взыскания финансовых санкций в размере 7 271,20 руб.
Требованием от 16.11.2010 N 449 обществу было предложено в срок до 06.12.2010 уплатить финансовые санкции в сумме 7 271,20 руб. в добровольном порядке.
Поскольку в установленный срок в добровольном порядке общество требование не исполнило, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции в принудительном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая управлению в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о неправомерности привлечения общества к ответственности ввиду недоказанности в его действиях состава правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Кроме того, суд указал на неверный расчет размера санкции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации один раз в год, но не позднее 1 марта, о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные данным пунктом сведения. Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Частью 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ предусмотрено, что в целях реализации Федерального закона N 27-ФЗ отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования до 01.08.2010.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ (пункт 2 части 1 статьи 29).
В статье 34 названного Закона определен порядок проведения органами контроля за уплатой страховых взносов - территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, камеральных проверок плательщиков страховых взносов.
Частью 5 данной нормы предусмотрено, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 38 данного Федерального закона в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В статье 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ определен порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
Согласно части 1 данной акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов (часть 5 статьи 39).
Согласно части 6 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки орган контроля за уплатой страховых взносов устанавливает: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
По результатам рассмотрения материалов проверки по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 8 статьи 39).
Частью 9 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Кроме того, решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для привлечения ООО "АВТОПРОМ" к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ явился вывод управления о недостоверности представленных обществом сведений за полугодие 2010 года, в связи с имеющимися расхождениями в суммах уплаченных страховых взносов, а именно, в протоколе приема файлов указана сумма уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по накопительной части 20777,00 руб., а по данным Пенсионного фонда сумма по накопительной части составляет 19296,00 руб.
Вместе с тем, в нарушение статей 38, 39 Федерального закона N 212-ФЗ ни в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.09.2010 N 202, ни в решении от 27.10.2010 N775 о привлечении общества к ответственности не изложены обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий общества и виновности его в совершении правонарушения, не указаны документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства правонарушения, отсутствуют персональные данные застрахованных лиц (фамилии, имена, отчества), в отношении которых обществом представлены недостоверные сведения по начисленным страховым взносам.
Несоответствие сумм, указанных в протоколе приема файлов само по себе не является достаточным основанием для вывода о представлении обществом недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что позиция Пенсионного фонда о недостоверности представленных обществом сведений основывается лишь на формальном сравнении уплаченных страховых взносах, имеющихся в базе управления, со сведениями, отраженными в представленной отчетности, соответствует фактическим обстоятельствам, установленным при рассмотрении настоящего спора, и признается апелляционным судом обоснованным.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы управления отклоняются.
Также судом апелляционной инстанции не принимается во внимание ссылка Пенсионного фонда на необоснованность вывода суда о неправомерном исчислении размера финансовых санкций.
Пунктом 16 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" определено, что размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, в отношении которых представлены неполные сведения.
Данный подход отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.
Судом апелляционной инстанции установлено, расхождение в сумме уплаченных ООО "АВТОПРОМ" страховых взносов по накопительной части за полугодие 2010 составило 1481,00 руб. (20777,00 руб. - 19296,00 руб.).
Следовательно, штраф по статье 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ должен составить 148,10 руб. (1481,00 x 10%).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что расчет суммы штрафа определен управлением от всей суммы страховых взносов, причитающихся страхователем к уплате за первое полугодие 2010, а именно от суммы 72712,00 руб. (51935,00. - на страховую часть трудовой пенсии, 20777,00 руб. - на накопительную часть трудовой пенсии) x 10 % = 7271,20 руб., что в свою очередь не соответствует положениям статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ и вышеизложенной правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.05.2011 по делу N А73-2659/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2659/2011
Истец: ГУ Управление ПФР в Хабаровске и Хабаровском районе (без выполнения функций по выплате пенсий), Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Хабаровске и Хабаровском районе (без выполнения функций по выплате пенсий)
Ответчик: ООО "Автопром"
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2750/11