г. Вологда
05 августа 2011 г. |
Дело N А52-1505/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В. и Потеевой А.В.
при ведении протокола без применения аудиозаписи секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НКН Логистик" на решение Арбитражного суда Псковской области от 08 июня 2011 года по делу N А52-1505/2011 (судья Лебедев А.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "НКН Логистик" (ИНН 602714676860, ОГРН 1096027012949, г. Псков) (далее - ООО "НКН Логистик", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области (г. Псков) (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.04.2011 N 58-11/83 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 08 июня 2011 года в удовлетворении требований общества отказано.
ООО "НКН Логистик" с данным судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Псковской области от 08 июня 2011 года отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на возможность применения в данной ситуации положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Административный орган в отзыве отклонил доводы жалобы заявителя, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Общество и административный орган извещены надлежащим образом о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ООО "НКН Логистик" (продавец) с фирмой Logistika, ZNL der KSL Kenz Transport Ltd (Германия, покупатель) заключен контракт от 02.02.2010 N 2 на поставку товаров.
В уполномоченном банке - филиале закрытого акционерного общества "ЭКСИ-БАНК" Псковский (далее - уполномоченный банк) - оформлен паспорт сделки N 10030008/2530/0001/2/0.
В рамках данного контракта общество в июне 2010 года отгрузило товар с таможенной территории Российской Федерации в адрес покупателя по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10209094/230610/0003562. Согласно отметке в штампе таможенного органа на указанной ГТД выпуск товара разрешен 23.06.2010.
В ходе осуществления валютного контроля выявлено, что общество 20.07.2010 представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и приложенные к ней документы.
Административный орган считает, что заявителем не соблюдены требования части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), пунктов 2.2, 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П). Полагает, что, поскольку выпуск таможенным органом вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров согласно отметке таможенного органа на ГТД (графа "D") осуществлен 23.06.2010, справка о подтверждающих документах в уполномоченный банк должна быть представлена в срок до 08.07.2010. В данном случае справка представлена 20.07.2010, то есть с нарушением установленного срока.
По факту нарушения установленных сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям должностным лицом административного органа в присутствии законного представителя заявителя - директора общества Нени Н.Ю. составлен протокол об административном правонарушении от 19.04.2011 N 58-11/83, согласно которому в деянии ООО "НКН Логистик" усматривается состав правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Руководитель административного органа, рассмотрев материалы дела, вынес постановление от 28.04.2011 N 58-11/83, которым признал общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением административного органа, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Суд апелляционной инстанции находит данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
Частями 4 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении по статье 15.25 КоАП РФ уполномочены составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля.
На основании пункта 3 части 2 статьи 23.60 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной нормой Кодекса, правомочны руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители.
Следовательно, протокол составлен и постановление вынесено должностными лицами в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 80 части 2 статьи 28.3, пунктом 3 части 2 статьи 23.60 КоАП РФ.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, в виде наложения административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно положениям пункта 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 названного Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям; представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона N 173-ФЗ.
В силу статьи 25 указанного Закона резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При определении нормы материального права, регулирующей порядок и срок представления в уполномоченный банк документов, свидетельствующих о проведении валютных операций и подтверждающих вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, суд первой инстанции руководствовался Положением N 258-П.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.4 Положения N 258-П, действовавшего на момент совершения административного правонарушения, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном данным Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением валютных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, в порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D").
В данном случае в соответствии с отметкой в штампе таможенного органа на ГТД N 10209094/230610/0003562 выпуск товара разрешен 23.06.2010. Применительно к пункту 2.4 Положения N 258-П срок представления декларантом подтверждающих документов и двух экземпляров справки о подтверждающих документах - до 08.07.2010. В силу того, что данные документы и справки предъявлены обществом лишь 20.07.2010, то есть с нарушением установленного срока, суд первой инстанции, соглашаясь с административным органом, правомерно подтвердил наличие в деянии ООО "НКН Логистик" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения общество не отрицает.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законам и субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель имел возможность для соблюдения установленного срока предоставления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, но не принял надлежащих мер для соблюдения установленных сроков.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения лица к ответственности не установлено.
При назначении административного наказания судом учтены обстоятельства дела, характер совершенного ООО "НКН Логистик" административного правонарушения. Наказание назначено в пределах санкции части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в минимальном размере.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на возможность применения в данной ситуации положений статьи 2.9 КоАП РФ. Данный довод был исследован судом первой инстанции, ему дана обоснованная оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Следовательно, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В апелляционной жалобе общество ссылается на малозначительность совершенного им деяния, указывая на то, что его действия не создали существенной угрозы интересам государства, общества и граждан, поскольку срок пропуска является незначительным.
Вместе с тем, несвоевременное представление форм учета и отчетности органам валютного контроля лишает последнего возможности осуществлять валютный контроль надлежащим образом и своевременно выявлять нарушения валютного законодательства, что посягает на установленный законодательством публично-правовой порядок валютного регулирования.
Указание в жалобе на нахождение директора общества в командировке, аналогично заявленному в суд первой инстанции, оценено судом и обоснованно им отклонено, поскольку имеющиеся в деле документы (ГТД, копии декларации таможенной стоимости, подписанные директором 08.07.2010, осуществление выпуска товара 09.07.2010) свидетельствуют о нахождении 08-09.07.2010 Нени Н.Ю. в г. Пскове. Помимо этого данный факт подтвержден обществом в жалобе.
Отсутствие у директора возможности предоставить в уполномоченный банк необходимые документы не является обстоятельством, освобождающим от административной ответственности и свидетельствующим о малозначительности правонарушения.
Оценив с учетом фактических обстоятельств дела степень социальной опасности деяния общества, суд первой инстанции правомерно отказал в применении статьи 2.9 КоАП РФ.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, госпошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Псковской области от 08 июня 2011 года по делу N А52-1505/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НКН Логистик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1505/2011
Истец: ООО "НКН Логистик"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области (ТУ Росфиннадзор)
Третье лицо: Иванов С. В.
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4400/11