г. Саратов |
Дело N А57-6048/2010 |
03 августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Кузьмичёва С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
при участии в судебном заседании: представителя Счетной палаты Саратовской области - Костина П.Е., действующего на основании доверенности от 11.07.2011, представителя министерства социального развития Саратовской области - Крушеницкого К.В., действующего на основании доверенности от 26.07.2011 N 01/3691,
рассмотрев апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области, на решение арбитражного суда Саратовской области от 24 мая 2011 года
по делу N А57-6048/2010 (судья Калинина А.В.),
по заявлению министерства социального развития Саратовской области,
к Счётной палате Саратовской области,
заинтересованное лицо: министерство финансов Саратовской области
о признании недействительным предписания Счётной палаты Саратовской области от 01.04.2010 N 03-03/282,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Саратовской области обратилось министерство социального развития Саратовской области (далее по тексту - министерство, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Счётной палаты Саратовской области (далее по тексту - Счётная палата) от 01.04.2010 N 03-03/282, которым министерству было предписано: усилить контроль за расходованием средств областного бюджета и достижением конечных результатов от заключенных контрактов, осуществлять контроль за надлежащим исполнением контрагентами обязательств по заключенным государственным контрактам, не допускать фактов нецелевого, неэффективного, избыточного расходования бюджетных средств.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.06.2010, оставленным в силе апелляционной инстанцией, в удовлетворении требований заявителю было отказано.
Постановлением ФАС ПО от 09.12.2010 судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию с целью исследования доводов министерства об осуществлении в рамках областной программы "Создание автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области" мероприятий по созданию и внедрению системы электронных средств связи в органах социальной защиты населения, а в рамках областной целевой программы "Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области" для учреждений социального обслуживания населения Саратовской области" на 2008-2009 годы" (далее по тексту - Программа) мероприятий по созданию и внедрению системы электронных средств связи в органах социальной защиты населения области.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.05.2011, министерству в удовлетворении требований было отказано.
Заявитель не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Счётная палата Саратовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на неё.
Министерство финансов Саратовской области, в нарушение положений статьи 262 АПК РФ и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2011, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Министерство финансов Саратовской области в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления, и, в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "г" части 1 статьи 3 и части 6 статьи 6 Закона Саратовской области N 216-ЗСО, в рамках осуществления своей деятельности Счётная палата имеет право при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации и области, неэффективного, неэкономного использования средств областного бюджета направлять руководителям проверяемых организаций предписания, в котором содержатся выводы по результатам контрольного мероприятия и требования по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Как следует из материалов дела, Счётной палатой на основании удостоверения от 10 марта 2010 года N 02-10/17 проведена проверка законности и эффективности использования министерством социального развития Саратовской области средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы "Создание автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области".
В результате проверки было выявлено заключение между министерством и ООО "Белл" контрактов от 12.12.2008 N 370 на сумму 399 тыс. рублей и от 15.12.2008 N 371 на сумму 499,99 тыс. рублей, на обеспечение технической возможности для объединения локальных и телефонных сетей министерства и Правительства Саратовской области.
Также в результате проверки Счётная палата установила, что министерством заключен контракт от 25 декабря 2008 года N 390 с ООО "Трайтек Инфосистемс" на производство работ по созданию каналов связи между центральным сервером министерства и серверами территориальных органов, расположенных в районных управлениях социальной защиты, на сумму 995,29 тыс. рублей.
Счётной палатой было установлено, что расходы по названным контрактам произведены министерством за счёт ассигнований, выделенных из областного бюджета на реализацию пункта 2 перечня мероприятий Программы на 2008-2009 годы, которым предусмотрено: "создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта) в учреждениях социального обслуживания населения области, их подключение к локальной вычислительной сети министерства социального развития области".
Между тем, Счётная палата пришла к выводу, что создание канала связи для передачи данных между Правительством Саратовской области и министерством пунктом 2 перечня мероприятий Программы на 2008-2009 годы не предусмотрено, следовательно, средства, потраченные министерством в общей сумме 977,98 тыс. рублей, по ранее указанным контрактам, были использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, что в соответствии со статьёй 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
По результатам указанной проверки Счётной палатой в адрес министерства направлено обжалуемое предписание.
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обжаловал его в арбитражный суд, указав на необоснованность выводов, сделанных Счётной палатой, что все работы, проведённые в рамках заключенных контрактов, направлены на наиболее эффективное выполнение названных Программ.
Далее министерство, в качестве довода обоснованности своих действий, пояснило, что создание канала связи между Правительством Саратовской области и министерством было необходимо для создания и внедрения системы электронных средств связи по комбинированному способу, в результате чего, все учреждения социального обслуживания населения области оказались подключены в локальной вычислительной сети министерства, а бюджетные средства освоены по целевому назначению.
Судом первой инстанции правомерно не приняты доводы заявителя о том, что каналы связи, созданные на основании отчёта, подготовленного в соответствии с договором от 19.09.2008 N 17/063/2008/254а, являются другим способом реализации Программы, поскольку, указанный договор был заключен в процессе реализации программы, имевший утверждённый способ её реализации, отличный от заключенных контрактов: от 12.12.2008 N370, 15.12.2008 N371, и от 25 декабря 2008 года N 390.
Постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2003 N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" предусмотрено, что Программа состоит из паспорта программы и разделов.
Статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что нецелевое использование бюджетных средств - это направление и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Как обоснованно установлено судом, доказательств внесения в установленном законом порядке изменений в Программу в части её реализации, министерством не представлено, следовательно, довод министерства о том, что заключенные контракты являются наиболее эффективным методом реализации Программы, не подтверждён материалами дела.
При исследовании обстоятельств дела по факту неэффективного использования бюджетных средств министерством, судом также установлено, что одной из основных целей и задач Программы является создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта), подключение учреждений социального обслуживания населения области к локальной вычислительной сети министерства здравоохранения и социальной поддержки области (правопредшественника министерства (паспорт Программы).
В целях реализации данной Программы министерством произведена оплата в сумме 995,29 тыс. рублей ООО "Трайтек Инфосистемс" за выполненные работы по государственному контракту N 391 от 25 декабря 2008 года. Предметом контракта являлось выполнение работ по созданию системы электронных средств связи в учреждениях социального обслуживания населения из материалов Подрядчика, в соответствии с требованиями Технического задания.
Техническое задание, в свою очередь, устанавливало, что целью аукциона является выполнение работ в части создания каналов связи между центральным сервером Министерства расположенного по адресу г. Саратов, ул. Б. Горная, д. N 314/320, и серверами территориальных органов, расположенных в районных управлениях социальной защиты.
Тогда как, по Программе "Создание автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области" на 2006 - 2007 годы", утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 23.11.2005 N 45-1846 уже осуществлялись мероприятия по "зданию локальных вычислительных сетей в органах социальной защиты населения (т.е. в территориальных органах (управлениях) министерства).
Следовательно, судом сделан обоснованный вывод о неэффективности расходования министерством средств областного бюджета в сумме 995,29 тыс. рублей по контракту от 25 декабря 2008 N 391, поскольку данные средства фактически были использованы министерством на цели, на которые уже выделялись ассигнования по областной целевой Программе АИС ЭСРН на 2006-2007 годы.
С учётом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что заключение названных контрактов было направлено на достижение более эффективных целей реализации программы, не подтверждены материалами дела.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным спорного предписания Счётной палаты.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не принимаются апелляционным судом как основанные на неверном толковании норм материального права, и как направленные на переоценку выводов суда первой инстанции.
Доказательств, опровергающих выводы арбитражного суда первой инстанции, заявителем, в нарушение положений статей 65, 67 и 68 АПК РФ, министерством не представлено.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего, апелляционная жалоба министерства не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 24.05.2011 по делу N А57-6048/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
С.А. Кузьмичёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6048/2010
Истец: Министерство социального развития САратовской области
Ответчик: Счетная палата Саратовской области
Третье лицо: Министерство финансов Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2984/12
17.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10082/11
03.08.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4978/11
09.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А57-6048/2010