г. Пермь
28 июля 2011 г. |
Дело N А50-27810/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Виноградовой Л.Ф., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Стеблова Е.А. (паспорт, доверенность от 18.11.2011),
от ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - представитель не явился,
от ответчика ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" - Старкова В.А. (паспорт, доверенность от 17.01.2011),
от ответчика Департаменту земельных отношений администрации города Перми - представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Департамента земельных отношений администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 апреля 2011 года
по делу N А50-27810/2010,
принятое судьей Ремянниковой И.Е.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Юматова Александра Анатольевича (ОГРНИП 305590614700042, ИНН 590600443397)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю", Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании незаконными действий об аннулировании и исключении из ГКН сведений о земельном участке, признании незаконным соответствующих решений, признании незаконным отказа во внесении изменений в сведения ГКН, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Индивидуальный предприниматель Юматов Александр Анатольевич (заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края к ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю", Департаменту земельных отношений администрации города Перми с заявлением (с учетом изменения требований в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконными действий ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" по аннулированию и исключению из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке площадью 4170,84 кв.м, состоящем из трех кадастровых номеров: 59:01:4219014:17 (площадью 101 кв.м), 59:01:4219134:2 (площадью 3989 кв.м), 59:01:4219248:40 (площадью 81 кв.м), расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, м-н Архирейка, ул. Сакко и Ванцетти, 136;
- признании незаконным решения ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" от 25.11.2010 об аннулировании и исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 59:01:4219248:40;
- признании незаконным решения ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" N 5901/10/3-5393 от 25.11.2010 об аннулировании и исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 59:01:4219014:17;
- признании незаконным решения ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" N 5901/10/3-5394 от 25.11.2010 об аннулировании и исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 59:01:4219134:2;
- о возложении на ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" обязанности восстановить запись в Государственном кадастре недвижимости о земельном участке площадью 4170,84 кв.м, состоящем из трех кадастровых номеров: 59:01:4219014:17 (площадью 101 кв.м), 59:01:4219134:2 (площадью 3989 кв.м), 59:01:4219248:40 (площадью 81 кв.м), расположенном по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, м-н Архирейка, ул. Сакко и Ванцетти, 136;
- признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации города Перми от 16.11.2010 N И-21-01-09-21671 о невозможности внесения изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании указанного земельного участка;
- о возложении на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем направления в ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю": заявления об изменении разрешенного использования земельного участка в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии 59 ББ N 075347 на строение, расположенное на указанном земельном участке, и об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 4170,84 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, м-н Архирейка, ул. Сакко и Ванцетти, 136, состоящего из трех кадастровых номеров: N 59:01:4219014:17 (площадью 101 кв.м), (972,29 руб./кв.м ), N 59:01:4219134:2 (площадью 3989 кв.м), (993.99 руб./кв.м.), N 59:01:4219248:40 (площадью 81 кв.м), (34,46 руб./кв.м.)
- о возложении на ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия заявления Департамента земельных отношений администрации г. Перми об изменении разрешенного использования земельного участка в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии 59 ББ N 075347 на строение, расположенное на указанном земельном участке, и установления кадастровой стоимости земельного участка площадью 4170,84 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, м-н Архирейка, ул. Сакко и Ванцетти, 136, состоящего из трех кадастровых номеров: N 59:01:4219014:17 (площадью 101 кв.м) - 972,29 руб./кв.м, N 59:01:4219134:2 (площадью 3989 кв.м) - 993,99 руб./кв.м, N 59:01:4219248:40 (площадью 81 кв.м) - 34,46 руб./кв.м.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.04.2011 (резолютивная часть от 18.04.2011) заявленные требования удовлетворены частично, признан незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выраженный в письме N И-21-01-09-21671 от 16.11.2010, о невозможности внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка площадью 4170,84 кв.м, состоящего из трех кадастровых номеров: 59:01:4219014:17 площадью 101 кв.м, 59:01:4219134:2 площадью 3989 кв.м; 59:01:4219248:40 площадью 81 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, г.Пермь, Мотовилихинский район, м\н Архирейка, ул.Сакко и Ванцетти, 136. В рамках восстановления нарушенных прав возложена обязанность восстановить в Государственном кадастре недвижимости записи о земельном участке площадью 4170,84 кв.м, состоящем из трех кадастровых номеров: 59:01:4219014:17 площадью 101 кв.м, 59:01:4219134:2 площадью 3989 кв.м; 59:01:4219248:40 площадью 81 кв.м. Также на Департамент земельных отношений администрации г. Перми возложена обязанность направить в ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" заявление об изменении разрешенного использования земельного участка в соответствии со свидетельством от государственной регистрации прав серии 59 ББ N 075347 на строение, расположенное на указанном земельном участке и об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 4170,84 кв.м, состоящего из трех кадастровых номеров: N 59:01:4219014:17 площадью 101 кв.м - 972,29 руб./кв.м, N 59:01:4219134:2 площадью 3989 кв.м - 993,99 руб./кв.м, N 59:01:4219248:40 площадью 81 кв.м - 34,46 руб./кв. м. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Решение суда от 25.04.2011 обжаловано ответчиком Департаментом земельных отношений администрации города Перми в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик считает необоснованным вывод суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении им решения суда Пермского края от 14.09.2009 по делу N А50-17392/2009. Ответчик указывает, что проект договора купли-продажи земельного участка площадью 4170,84 кв.м (кадастровые номера 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40) был подготовлен и направлен заявителю с указанием цены выкупа исходя из кадастровой стоимости этих земельных участков, указанной в кадастровых паспортах, представленных заявителем, протокола разногласий по этому договору заявителем направлено не было. Ответчик также считает необоснованным вывод суда первой инстанции о наличии у него обязанности информировать регистрирующий орган об имеющихся правопритязаниях в отношении "временных" земельных участков. Кроме этого, ответчик считает неправомерным при отказе в удовлетворении требований о признании незаконными действий ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" по аннулированию и исключению из Государственного кадастра недвижимости сведений о спорном земельном участке, восстановление этих сведений по инициативе суда.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда от 25.04.2011 без изменения. Заявитель указывает, что при подготовке проекта договора купли-продажи ответчик должен был устранить имеющееся в нем противоречие. Заявитель считает, что с учетом переписки по поводу установления кадастровой стоимости земельных участков ответчик должен был проинформировать все заинтересованные органы о наличии уже принятого судебного акта и необходимости его исполнения, восстановление записи в Государственном кадастре недвижимости произведено судом первой инстанции в порядке ст. 12 ГК РФ, и не связано с признанием законным или незаконным действий ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю".
Ответчик ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" также просит оставить решение суда от 25.04.2011 без изменения, в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что снятие с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40 произведено в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 24 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в письменном отзыве поддерживает доводы ответчика ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю".
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст. 18 АПК РФ, произведена замена судьи Паньковой Г.Л. на судью Голубцову Ю.А. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником 1-этажного здания арочного склада минеральных удобрений (лит. Н) общей площадью 674,5 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, м-н Архирейка, ул. Сакко и Ванцетти, 136.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 14.09.2009 по делу N А50-17392/2009 удовлетворены требования заявителя, предъявленные к Департаменту земельных отношений администрации города Перми, признан незаконным отказ в предоставлении в собственность заявителя земельного участка 4170,84 кв.м, состоящего из трех кадастровых номеров: 59:01:4219014:17 (площадью 101 кв.м), N 59:01:4219134:2 (площадью 3989 кв.м), N 59:01:4219248:40 (площадью 81 кв.м), расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, м-н Архирейка, ул. Сакко и Ванцетти, 136. На Департамент земельных отношений администрации города Перми возложена обязанность подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Во исполнение указанного судебного акта 25.11.2009 Департамент земельных отношений администрации города Перми направил заявителю для рассмотрения и подписания проект договора купли-продажи земельного участка площадью 4170,84 кв.м (кадастровые номера 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40), расположенного по адресу Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, м-н Архирейка, ул. Сакко и Ванцетти, 136, предназначенного под 1-этажное здание арочного склада минеральных удобрений (лит. Н), по цене 1 583 990 руб.
Не согласившись с размером выкупной стоимости земельного участка, письмом от 10.12.2009 заявитель просил Департамент земельных отношений администрации города Перми внести изменения в Государственный кадастр недвижимости в части изменения удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка (кадастровые номера 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40).
В письме от 10.03.2010 заявитель просил Департамент земельных отношений администрации города Перми обратиться в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю для установления вида разрешенного использования указанного земельного участка в соответствии со свидетельством о праве собственности на строение, расположенное на этом земельном участке, в порядке информационного взаимодействия.
Письмом от 18.06.2010 Департамент земельных отношений администрации города Перми сообщил заявителю о невозможности такого обращения. Ответчик указал, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента или акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка с установлением его разрешенного использования не издавался, а согласно градостроительным регламентам испрашиваемый земельный участок находится в разных зонах, часть - в зоне производственно-коммунальных объектов 4 класса вредности (ПК-5), часть - в зоне индивидуальной жилой застройки.
18.10.2010 заявитель повторно обратился с заявлением в Департамент земельных отношений администрации города Перми, Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением об изменении разрешенного использования и установлении кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка.
В письме от 16.11.2010 N И-21-01-09-21671 Департамент земельных отношений администрации города Перми сообщил заявителю о том, что внесение изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка невозможно, поскольку он поставлен на кадастровый учет 22.08.2008, сведения о нем носят временный характер и исключены и Государственного кадастра недвижимости 22.08.2010.
25.11.2010 решениями ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" N 5901/10/2-5392, N 5901/10/2-5393, N 5901/10/2-5394 земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40 сняты с государственного кадастрового учета путем аннулирования сведений и исключении из государственного кадастра недвижимости на основании ч. 4 ст. 24 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ в связи с истечением двух лет действия временного статуса этих земельных участков.
Ссылаясь на то, что действия ответчиков по отказу в изменении разрешенного использования и об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40, по снятию этих земельных участков с кадастрового учета являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении требований, предъявленных к ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю", суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 Закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 24 внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Как правильно установлено судом первой инстанции, земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40 были поставлены на кадастровый учет 22.08.2008 и имели статус "временные". Сведения об этих земельных участках исключены из государственного кадастра недвижимости, поскольку по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на кадастровый учет не была осуществлена государственная регистрация прав на эти земельные участки.
Таким образом, оспариваемые заявителем решения от 25.11.2010 N 5901/10/2-5392, N 5901/10/2-5393, N 5901/10/2-5394 и действия по снятию земельных участков с кадастрового учета соответствуют требованиям ч. 4 ст. 24 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ, основания для признания их незаконными отсутствуют.
При рассмотрении требований, предъявленных к ответчику Департаменту земельных отношений администрации города Перми, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоответствии отказа об изменении разрешенного использования земельных участков требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу судебным актом по делу N А50-17392/2009 признан незаконным отказ в предоставлении в собственность заявителя земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40, на Департамент земельных отношений администрации города Перми возложена обязанность направить заявителю проект договора купли-продажи этих земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 7 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании как уникальной характеристике земельного участка.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 22 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений необходимо представление копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
В силу п. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из кадастровых паспортов от 18.06.2009 следует, что в качестве разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40 в Государственном кадастре недвижимости было указано: виды разрешенного использования, установленные для территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения (О-1).
Согласно статье 52.3 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 (в редакции от 24.06.2008), зона делового, общественного и коммерческого назначения выделена для создания правовых условий формирования разнообразных объектов городского значения, связанных прежде всего с удовлетворением периодических и эпизодических потребностей населения в обслуживании при соблюдении установленных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Для указанной зоны установлен перечень видов разрешенного использования, в том числе: административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации районного значения, многофункциональные деловые и обслуживающие здания, офисы, представительства, кредитно-финансовые учреждения, и т. д.
Поскольку конкретный вид разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40 определен не был, отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми, как уполномоченного органа местного самоуправления, изложенный в письме в письме N И-21-01-09-21671 от 16.11.2010, противоречит п. 2 ст. 7 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Ссылка Департамента земельных отношений администрации города Перми на то, что на момент принятия оспариваемого отказа земельные участки с кадастровыми номерами были сняты с кадастрового учета не соответствует представленным суду доказательствам.
В связи с чем, требования в этой части заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В силу ч. 4 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом требований, предъявленных к ответчику Департаменту земельных отношений администрации города Перми, надлежащим устранением нарушения прав и законных интересов заявителя может быть принятие соответствующего решения об определении разрешенного использования испрашиваемых земельных участков, направление этого решения в порядке информационного взаимодействия органам, осуществляющим кадастровый учет.
Оснований для возложения на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанности по направлению заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков исходя из удельных показателей 972,29 руб./кв.м, 993,99 руб./кв.м, 34,46 руб./кв.м не имеется.
Отнесение к компетенции этого ответчика полномочий по определению кадастровой стоимости земельных участков законом, иными нормативными правовыми актами не установлено. Необходимость подачи заявления для внесения в кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков положениями ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ не предусмотрена.
В соответствии с п. 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, определение кадастровой стоимости земельного участка осуществляется уполномоченными органами при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена актом от 23.09.2008, утвержденном руководителем Управления Роснедвижимости по Пермскому краю, после постановки земельных участков на кадастровый учет. Последующее определение кадастровой стоимости возможно при кадастровом учете соответствующих изменений в сведениях об этих земельных участках.
Вывод суда первой инстанции о том, что восстановлением нарушенных прав заявителя должно являться восстановление в Государственном кадастре недвижимости записи о земельных участках с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40, также нельзя признать обоснованным.
Ответчик не является органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в связи с чем, не имеет возможности исполнить возложенную на него обязанность о восстановлении в кадастре сведений об испрашиваемых земельных участках.
В свою очередь действия и решения ответчика ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю", признаны судом первой инстанции правомерными. Основания для возложения на этого ответчика какой-либо обязанности отсутствуют.
Ссылка заявителя на то, что требования о восстановлении сведений о земельных участках подлежат удовлетворению на основании ст. 12 ГК РФ, предусматривающей возможность восстановления положения, существовавшего до нарушения права, не может быть принята во внимание.
Требования индивидуального предпринимателя Юматова А.А. в рассматриваемом деле заявлены в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, и связаны с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия. Гражданско-правовой спор между заявителем и ответчиками отсутствует.
Кроме этого, довод заявителя о том, что снятие земельных участков с кадастрового учета связано только с действиями (бездействием) ответчика Департамента земельных отношений администрации города Перми, материалами дела не подтвержден.
Так, во исполнение решения Арбитражного суда Пермского края от 14.09.2009 по делу N А50-17392/2009 ответчиком Департаментом земельных отношений администрации города Перми 25.11.2009 заявителю направлен проект договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40, с указанием цели предоставления - под 1-этажное здание арочного склада минеральных удобрений (лит. Н), а также цены выкупа, рассчитанной исходя из кадастровой стоимости земельных участков, содержащихся в кадастровых паспортах от 18.06.2009.
Поскольку сведения об испрашиваемых земельных участков были представлены заявителем с заявлением о выкупе, о разрешенном использовании земельных участков и о размере их кадастровой стоимости заявителю было известно при предъявлении иска о понуждении к заключению договора купли-продажи.
Как следует из материалов дела, проект договора купли-продажи земельных участков, направленный на основании судебного акта, заявителем подписан не был. При этом, не согласившись с выкупной стоимостью земельных участков, заявитель не направил протокол разногласий к этому договору в соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ и не передал разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Также заявителем не было заявлено о принятии судом обеспечительных мер, направленных на обеспечение исполнения решения суда по делу N А50-17392/2009, и связанных с запертом снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40.
При наличии "временного" статуса этих земельных участков и установленном законом сроке сохранения сведений о них в Государственном кадастре недвижимости до 22.08.2010, заявление об установлении вида разрешенного использования земельных участков было подано заявителем только 10.03.2010. В предшествующей переписке заявитель просил Департамент земельных отношений администрации города Перми изменить внесенные в Государственный кадастр недвижимости сведения об удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков, что не относится к компетенции этого ответчика. Впоследствии сведения о кадастровой стоимости земельных участков были исключены из кадастра решениями Управления Роснедвижимости по Пермскому краю от 16.02.2010.
Довод заявителя о том, что Департамент земельных отношений администрации города Перми был обязан проинформировать орган кадастрового учета об имеющихся правопритязаниях на "временные" земельные участки не обоснован ссылкой на положения закона или иных нормативных правовых актов.
С учетом изложенного, утверждение заявителя о том, что исключение из Государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 59:01:4219014:17, 59:01:4219134:2, 59:01:4219248:40 произведено исключительно в результате бездействия Департамент земельных отношений администрации города Перми, нельзя признать обоснованным.
В тоже время, в соответствии со ст. 16 ГК РФ при наличии оснований заявитель не лишен права требовать возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, решение суда от 25.04.2011 подлежит изменению, как принятое с неправильным применением ч. 4 ч. 5 ст. 201 АПК РФ. Заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Государственная пошлина по заявлению относится на заявителя пропорционально удовлетворенным требованиям, государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика - Департамент земельных отношений администрации города Перми (ст. 110 АПК РФ). При удовлетворении одного из шести заявленных требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, и при предоставлении заявителю отсрочки по уплате государственной пошлины по заявлению, государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета. Поскольку ответчик Департамент земельных отношений администрации города Перми освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, государственная пошлина по заявлению и апелляционной жалобе с этого ответчика не взыскивается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 апреля 2011 по делу N А50-27810/2010 изменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным, несоответствующим Земельному кодексу Российской Федерации отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми, изложенный в письме N И-21-01-09-21671 от 16.11.2010, об изменении разрешенного использования земельных участков: с кадастровым номером 59:01:4219014:17 (площадью 101 кв.м), с кадастровым номером 59:01:4219134:2 (площадью 3989 кв.м), с кадастровым номером 59:01:4219248:40 (площадью 81 кв.м), расположенных по адресу: Пермский край, г.Пермь, Мотовилихинский район, м-н Архирейка, ул. Сакко и Ванцетти, 136.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Юматова Александра Анатольевича (ОГРНИП 305590614700042, ИНН 590600443397) в доход федерального бюджета 1000 (одну тысячу) руб. государственной пошлины по заявлению.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-27810/2010
Истец: Юматов А А, Юматов Александр Анатольевич
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации г. Перми, Департамент земельных отношений администрации города Перми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ПК, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю"