г. Пермь
25 апреля 2007 г. |
N дела 17АП-2385/07-АК |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.,
рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу - Управления Государственного автодорожного надзора по УР
на решение от 06.03.2007 г. по делу N А71-824/2007 А6
Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое судьей Глуховым Л.Ю.
по заявлению Управления Государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к индивидуальному предпринимателю Кутыркиной Л.Р.
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: Кутыркина Л.Р. (паспорт 94 00 137762), Вьюнов М.А. (паспорт 94 06 703585, доверенность от 05.03.2007 г.),
УСТАНОВИЛ:
Управление Государственного автодорожного надзора по УР обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением в порядке ст.202 АПК РФ, ст.28.8 КоАП РФ о привлечении индивидуального предпринимателя Кутыркиной Л.Р. к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.03.2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.03.2007 г. отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в порядке ст.266 АПК РФ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы
ответчика, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа N 67 от 24.01.2007 г. Управлением государственного автодорожного надзора по УР проведена внеплановая проверка индивидуального предпринимателя Кутыркиной Л.Р. на предмет соблюдения транспортного законодательства. 06.02.2007 г. составлен акт проверки хозяйствующего субъекта, на основании которого составлен протокол N 007466 от 06.02.2007 г. об административном правонарушении. Основанием к привлечению к ответственности заявитель считает следующие нарушения: не организацию ремонта и технического осмотра автомобилей, не соблюдение режима труда и отдыха водителей, не аттестацию ответственного за обеспечение БДД, не прохождение водителями стажировки, не обеспечение водителей схемой маршрута с указанием опасных участков и графиком движения, не оборудованием кабинета для медицинского осмотра водителей.
Руководствуясь ч.1 ст.23.1, ст.28.8 КоАП РФ управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ индивидуального предпринимателя Кутыркину Л.Р.
Арбитражный суд Удмуртской Республики, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что, указанные в протоколе нарушения не являются нарушениями условий действия лицензии, которые влекут наступление ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пп. б, в, г, и п.4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек_", утв. Постановлением Правительства РФ N 637 от 30.10.2006 г. лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, в том числе являются:
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в до
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Министерства транспорта РФ N 2 от 08.01.1997 г. к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе: организация стажировки водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
Пунктами 3.2, 5.2.1 и 5.2.3 указанного положения предусмотрена обязанность владельцев автобусов обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами, составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков, обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
Судом апелляционной инстанции отклонены доводы апелляционной жалобы о наличии в деятельности предпринимателя следующих нарушений лицензионных требований и условий: не организация ремонта и технического осмотра автомобилей, не аттестация ответственного за обеспечение БДД, не прохождение водителями стажировки, не обеспечение водителей схемой маршрута с указанием опасных участков и графиком движения. Ответчиком представлены в материалы дела листок прохождения стажировки водителем транспортного средства, график технического обслуживания автобусов марки ПАЗ-3205, приказ N 1 от 2005 г. об оформлении Кутыркина Е.В. механиком, приказ от 23.03.2006 г. о назначении ответственных за автотранспортную деятельность, трудовой договор N 2 от 01.03.2005 г. с Кутыркиным Е.В., график движения и схема маршрута, удостоверение профессиональной компетентности Кутыркина Е.В., удостоверение о прохождении аттестации по БДД Кутыркина Е.В. Представленные документы свидетельствуют о соблюдении указанных требований законодательства при осуществлении перевозочной деятельности, событие административного правонарушения не установлено.
Согласно ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить с привлечением работников здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Пунктом 3.3.3. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27 установлена обязанность в обеспечении контроля за состоянием здоровья водителей, для чего организовано проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
Законодательством не предусмотрено обязательное наличие на предприятии, осуществляющим перевозочную деятельность, специально оборудованного места для проведения медосмотров в качестве требования необходимого для получения лицензии, ответственность за несоблюдение данного требования не предусмотрена. Предпринимателем соблюдены условия о проведении предрейсового медосмотра, в штате состоял фельдшер, обеспечивающий осмотр водителей, доводы апелляционной жалобы в данной подлежат отклонению.
В то же время судом апелляционной инстанции установлено наличие состава административного правонарушения в связи с несоблюдением предпринимателем режима труда и отдыха водителей.
Пунктами 2.3.5, 2.3.6, 2.6.2 "Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.94 N 15, предусмотрено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет обеспечения условий для соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей; ведут учет рабочего времени водителей; показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.
Согласно п. 7 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (далее - Положение), утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода - один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов (п. 8 Положения).
В случае когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов (п. 10 Положения).
При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников (п. 11 Положения).
На основании представленных в материалы дела документов (копии путевых листов, расписание движения автобусов) управлением установлено
нарушение предпринимателем режима рабочего времени и отдыха водителей, документов, подтверждающих обратное, суду не представлено.
В соответствии с п.3.3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Ответчиком не представлены в материалы дела графики работы (сменности) для водителей с установленной продолжительностью смены, рабочей недели, еженедельного отдыха.
Указанные факты свидетельствуют о наличии нарушения лицензионных требований и условий, административное правонарушение правомерно квалифицировано по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В то же время, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а по длящимся правонарушениям - со дня его обнаружения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что факт совершения правонарушения обнаружен административным органом 06.02.2007 г., следовательно, судебный акт о привлечении ответчика к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ мог быть вынесен не позднее 06.04.2007 г. На дату рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции данный пресекательный срок истек, что является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя о привлечении ответчика к административной ответственности (ст. 4.5, п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ).
На основании изложенного решение суда первой инстанции по настоящему делу отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.03.2007 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет - сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа "www.fasuo.arbitr.ru".
Председательствующий: |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-824/2007
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управление государственного автодорожного надзора по УР Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: Кутыркина Лилия Расимовна
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2007 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2385/07