г. Томск |
Дело N 07АП-2383/11 |
"29" июля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2011 г..
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2011 г..
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: О.А.Скачковой, С.Н.Хайкиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Куралова К.С. по доверенности от 25.11.2010 г.,
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Бабашова Салеха Авазалы оглы (ОГРН 306420535300047)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 28.01.2011 г.. по делу N А27-16858/2010 (судья Ходякова О.С.)
по заявлению Индивидуального предпринимателя Бабашова Салеха Авазалы оглы
к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области
о признании незаконным отказа
третье лицо: Администрация г. Кемерово
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.01.2011 г.. Индивидуальному предпринимателю Бабашову Салеху Авазалы оглы (далее - Предприниматель, заявитель) отказано в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - Комитет, административный орган) в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка в Заводском районе г. Кемерово, по ул. 2-я Камышинская, южнее пересечения с ул. 3-я Камышинская, для строительства магазина, выраженного в письме от 12.10.2010 г.. N 10-6-10/1135, и об обязании Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области продолжить в отношении индивидуального предпринимателя процедуру предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта указанного земельного участка для строительства магазина. В качестве третьего лица. не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечена администрация г.Кемерово.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.01.2011 г.. и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы Предприниматель указывает на следующие обстоятельства.
По мнению заявителя переход с одной процедуры предоставления земельного участка (по выбору) на другую (с торгов) недопустим, за исключением законодательно установленных случаев.
Принятие акта органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками не может прекратить начатую процедуру предоставления земельного участка, поскольку это повлечет изменение способа предоставления земельного участка.
Кроме того, Предприниматель считает, что суд не применил норму, подлежащую применению, а именно, ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ (далее -ЗК РФ). Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения, считает доводы жалобы необоснованными, а решение суда - принятым в соответствии с действующим законодательством, выводы которого соответствуют материалам дела.
Третье лицо отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ не представило.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 г.. производство по настоящему делу было приостановлено по ходатайству представителя предпринимателя до вступления в законную силу судебного акта по делу N 3-11/11, рассмотренного Кемеровским областным судом.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2011 г.. производство по делу возобновлено в связи с устранением обстоятельств, вызвавших его приостановление.
Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 28.01.2011 г.., определив в соответствии с ч. 1, 3, 5 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей Комитета и третьего лица, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Предприниматель в декабре 2009 года обратился в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства магазина, бара, кафе с предварительным согласованием места размещения объекта. Предполагаемое место размещения объекта г. Кемерово, Заводской район, ул. 2-я Камышинская, южнее пересечения с ул. 3-я Камышинская. Согласно акту регистрации местоположения от 05.05.2010 N 210002242 земельному участку присвоено описание: Заводской район, северо-восточнее жилого дома N 42 по ул. 2-я Камышинская.
28.06.2010 г.. в Администрацию г. Кемерово поступило градостроительное обоснование для согласования. Администрацией письмом N 04/2502 от 29.07.2010 г.. согласовано градостроительное обоснование.
Схема расположения земельного участка для согласования и утверждения поступила в Администрацию города 09.09.2010 г..
Письмом от 01.11.2010 г.. Администрация сообщила предпринимателю о том, что продолжение процедуры обеспечения выбора земельного участка (в том числе согласование схемы) нецелесообразно в связи с принятием постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.09.2010 г.. N 426.
Письмом от 12.10.2010 г.. N 10-6-10/1135 Комитет сообщил Предпринимателю о невозможности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в связи с принятием Коллегией Администрации Кемеровской области постановления от 24.09.2010 г.. N 426 "О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами ст. 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено два способа предоставления земельных участков для строительства: без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.
Положениями ст. 31 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случая и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из содержания указанных норм права усматривается, что действующим земельным законодательством осуществление процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов и подготовка акта выбора земельного участка возложено на органы местного самоуправления.
При этом, Земельный кодекс РФ, в случае соблюдения процедуры обращения с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, не предусматривает возможность отказа по формированию земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, если не имеется для этого установленных законом препятствий.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 30 ЗК РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 г.. N 365-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2010 г.., органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.09.2010 г.. N 426 "О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах" установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре городе Кемерово для строительства осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 2 постановления от 24.09.2010 г.. N 426 настоящее постановление не применяется к земельным участкам, в отношении которых на момент вступления в силу настоящего постановления выполняется хотя бы одно из следующих условий: 1) принято решение уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка; 2) принято решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка для строительства.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.09.2010 г.. N 426 предусмотрена обязанность проводить торги в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Кемеровского областного суда от 16.02.2010 г.. по делу N 3-11/11 Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.09.2010 г.. N 426 "О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах" признано недействующим и не подлежащим применению.
Верховный Суд РФ в определении от 27.04.2011 г.. по делу N 8-Г11-7, оставляя без изменения решение Кемеровского областного суда от 16.02.2010 г.. по делу N 3-11/11, указал, что оспариваемое постановление не устанавливает конкретного перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах, который органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать в соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 ЗК РФ, в связи с чем его содержание является неопределенным.
Оспариваемы постановлением фактически исключается процедура предоставления земельных участков в собственность с предварительным согласованием мест размещения объектов (т.е. без проведения торгов) и нарушается право заинтересованных лиц на предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Поскольку основанием отказа Предпринимателю в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, выраженного в письме Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 12.10.2010 г.. N 10-6-10/1135, послужило признанное недействующим и не подлежащим применению Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.09.2010 г.. N 426 "О предоставлении земельных участков для строительства исключительно на торгах", следовательно, отказ в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта является незаконным.
Земельный кодекс Российской Федерации в случае соблюдения процедуры обращения с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, не предусматривает возможность отказа по формированию земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, если не имеется для этого установленных законом препятствий.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
Несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела является основанием для отмены решения Арбитражного суда кемеровской области от 28.01.2011 г. по делу А27-16858/2010 и принятия по делу нового судебного акта в соответствии с п.2 статьи 269 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 2 00 рублей для физических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц.
Так как при подаче апелляционной жалобы ИП Бабашовым С.А. государственная пошлина уплачена в размере 2000 руб., ему подлежит возврату в соответствии со статьей 104 АПК РФ из Федерального бюджета 1900 руб. излишне уплаченной по квитанции от 28.02.2011 г..госпошлины.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в пользу Индивидуального предпринимателя Бабашова Салеха Авазалы оглы подлежит взысканию в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины 300 руб.
Руководствуясь статьями 104, 110, 156, пунктом 2 статьи 269,пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.01.2011 г.. по делу N А27-16858/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка в Заводском районе г. Кемерово, по ул. 2-я Камышинская, южнее пересечения с ул. 3-я Камышинская, для строительства магазина, выраженного в письме от 12.10.2010 N 10-6-10/1135.
Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области осуществить в отношении индивидуального предпринимателя Бабашова Салеха Авазалы оглы процедуру предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка в Заводском районе г. Кемерово, по ул. 2-я Камышинская, южнее пересечения с ул. 3-я Камышинская, для строительства магазина.
Взыскать с Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в пользу индивидуального предпринимателя Бабашова Салеха Авазалы оглы 300 рублей государственной пошлины.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Бабашову Салеху Авазалы оглы (ОГРН 306420535300047) излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение дела в арбитражном суде апелляционной инстанции в размере 1900 руб., уплаченную по квитанции от 28.02.2011 г..
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
О.А. Скачкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16858/2010
Истец: Бабашов Салех Авазалы Оглы
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области
Третье лицо: Администрация города Кемерово