09 августа 2011 г. |
Дело N А72-10199/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гараева Владимира Юрьевича - Карасева М.А. (доверенность от 15.01.2011 года),
представитель Министерства сельского хозяйства Ульяновской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Министерства финансов Ульяновской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 августа 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гараева Владимира Юрьевича, Самарская область, г.Новокуйбышевск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 мая 2011 года по делу N А72-10199/2010 (судья Семенова М.А.),
принятое по заявлению ИП - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гараева В.Ю., Самарская область, г.Новокуйбышевск,
к Министерству сельского хозяйства Ульяновской области, г.Ульяновск,
третье лицо: Министерство финансов Ульяновской области, г.Ульяновск, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Гараев Владимир Юрьевич (ОГРНИП 307633009600064, ИНН 633005682781) (далее - ИП Гараев В.Ю., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, выраженного в письме от 22.10.2010 N А4-04.01/4635 и обязании последнего письмом перечислить субсидии на приобретение дизельного топлива, используемого на проведение сева озимых культур под урожай 2011 года в сумме 173700 руб., а также на уплату процентов по кредиту в сумме 169738 руб. (т.1 л.д.3-5).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.04.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ульяновской области (т.2 л.д.87).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.05.2011 по делу N А72-10199/2010 в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконным отказа Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, выраженного в письме от 22.10.2010 N А4-04.01/4635, и обязании Министерства сельского хозяйства Ульяновской области письмом перечислить субсидии на приобретение дизельного топлива, используемого на проведение сева озимых культур под урожай 2011 года в сумме 173700 руб., и на уплату процентов по кредиту в сумме 169738 руб. отказано (т.2 л.д.111-114).
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.119-125).
Министерство сельского хозяйства Ульяновской области и Министерство финансов Ульяновской области отзыв на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Министерства сельского хозяйства Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Гараев В.Ю. с 06.04.2007 является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки, выращивание маслиничных культур, разведением крупного рогатого скота и свиней, то есть является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Летом 2010 года заявитель сдал в Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Павловского района Ульяновской области заявление на предоставление субсидий на приобретение дизельного топлива, используемого на проведение сева озимых культур под урожай 2011 года в сумме 173700 руб., и на уплату процентов по кредитному договору N 106506/0001 от 25.03.2010 в сумме 169738 руб., с соответствующим пакетом документов. В дальнейшем указанный пакет документов был сдан работником Управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации Павловского района Ульяновской области - Модисуровым Рамисом Теагимовичем в отдел учета и отчетности Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, при этом входящую отметку о принятии документов Управлением сельского хозяйства и продовольствия Администрации Павловского района Ульяновской области и Министерством документы Гараева В. Ю. не содержат.
В сентябре 2010 года предприниматель обратился в Администрацию Президента РФ с письмом, из которого, в том числе, следовало, что он повторно обращается к Президенту РФ (предыдущее обращение - от июня 2010 года) с просьбой разобраться в ситуации, когда на предыдущее обращение Минсельхоз России Департамент экономики и анализа 13.08.2010 в своем письме выразил позицию о том, что вопрос выплаты субсидий не увязан с регистрацией сельхозпроизводителей, при этом зам.министра сельского хозяйства Ульяновской области в устной форме пояснил, что субсидии из бюджета Ульяновской области могут быть выданы только сельхозпроизводителям, зарегистрированным на территории Ульяновской области, а в письменной форме ответа на заявление ответчик не дает.
Указанное обращение направлено Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций в Правительство Ульяновской области для ответа и зарегистрировано последним 30.09.2010 за N Г-9522; в последующем направлено в Министерство для ответа Гараеву В.Ю.
Министерство сельского хозяйства Ульяновской области, рассмотрев переданное ему Правительством Ульяновской области обращение предпринимателя, направило Гараеву В.Ю. оспариваемое письмо от 22.10.2010 N А4-04.01/4635, содержащее разъяснение о необходимости заявителю обратиться с обращением на получение субсидий в Министерство сельского хозяйства Самарской области по месту регистрации юридического лица, поскольку действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими предоставление средств из областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на реализацию областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008-2012 годы, не предусмотрено получение субсидий юридическими лицами и сельскохозяйственными производителями, зарегистрированными на территории другого субъекта Российской Федерации.
Считая указанное письмо Министерства сельского хозяйства Ульяновской области от 22.10.2010 N А4-04.01/4635 отказом в предоставлении предпринимателю испрашиваемых субсидий, нарушающим права и законные интересы предпринимателя, Гараев В.Ю. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 АПК РФ, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
В соответствии с пунктом статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 161 БК РФ заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимита бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" реализация государственной программы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством осуществления целевых программ, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Пунктом 4 статьи 7 Закона Ульяновской области от 30.11.2009 N 188-ЗО "Об областном бюджете Ульяновской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.
22.01.2008 Правительство Ульяновской области издало Постановление N 2/8-П "Об утверждении областной целевой Программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008-2012 годы".
Указанная Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Мероприятия Программы намечено осуществлять за счет средств федерального, областного бюджетов и средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций независимо от их организационно-правовой формы (по согласованию).
Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета осуществляется после представления участниками Программы сведений об использованных собственных средствах, направленных на реализацию мероприятий Программы.
При уменьшении согласованных объемов финансирования участниками Программы пропорционально сокращаются средства областного бюджета.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 09.08.2010 N 265-П утвержден "Порядок предоставления в 2010 году средств из областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на субсидирование части затрат на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ" (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Ульяновской области от 04.04.2011 N 139-П).
Согласно данного Порядка, выделяемые в виде субсидий средства, предусмотренные Законом Ульяновской области от 30.11.2009 N 188-ЗО "Об областном бюджете Ульяновской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" на реализацию Программы, предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете Ульяновской области.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области на предоставление субсидий является Министерство сельского хозяйства Ульяновской области.
Министерство сельского хозяйства Ульяновской области утверждает своим приказом формы справок-расчетов, заявок, представляемых получателями субсидий на получение средств областного бюджета Ульяновской области.
08.04.2009 Правительством Ульяновской области издано Постановление N 143-П "О Правилах предоставления в 2010 году из областного бюджета Ульяновской области субсидий на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и оптовой торговли независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Ульяновской области от 09.03.2011 N 93-П).
Как видно из материалов дела, что оспариваемый ответ Министерства содержит такие основания отказа в выдаче испрашиваемых субсидий как то, что действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими предоставление средств из областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на реализацию областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008-2012 годы, не предусмотрено получение субсидий юридическими лицами и сельскохозяйственными производителями, зарегистрированными на территории другого субъекта Российской Федерации.
Гараеву В.Ю. рекомендовано обратиться с заявлением на получение субсидий в Министерство сельского хозяйства Самарской области по месту регистрации юридического лица.
Иные основания для отказа в удовлетворении заявления в оспариваемом письме не указаны, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно проверил отказ на предмет законности по указанным в нем основаниям.
Из материалов дела видно, что Гараев В.Ю. зарегистрирован по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Свердлова, д. 8 кв. 69.
По общему правилу, закрепленному в пункте 2 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации, местом осуществления деятельности организации признается место ее государственной регистрации.
Согласно Паспорту областной целевой Программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008-2012 годы", утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 22.01.2008 N 2/8-П, основными исполнителями Программы являются:
- Министерство сельского хозяйства Ульяновской области; Министерство строительства Ульяновской области; Министерство образования Ульяновской области; Министерство здравоохранения Ульяновской области; органы местного самоуправления; сельскохозяйственные товаропроизводители Ульяновской области; ГНУ "Ульяновский НИИ сельского хозяйства"; ФГОУ ВПО "Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия"; ФГУП "Учебно-опытное хозяйство УГСХА";
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Ульяновской области.
Суд первой инстанции правильно указал на обоснованность доводов ответчика и третьего лица о том, что ответчик обязан был руководствоваться требованиями, установленными Постановлением Правительства Ульяновской области от 22.01.2008 N 2/8-П, которое, являясь нормативным актом (первоначально опубликован в газете "Ульяновская правда" N 8 (22.667) 30.01.2008), обязательно к исполнению, и не было обжаловано или отменено на момент принятия ответчиком оспариваемого письма.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ суд оставляет на подателе апелляционной жалобы.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При подаче апелляционной жалобы, предпринимателем уплачена в доход федерального бюджета по чеку-ордеру от 15.06.2011 государственная пошлина в сумме 200 руб.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции возвращает предпринимателю из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 15.06.2011 государственную пошлину в размере 100 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 мая 2011 года по делу N А72-10199/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гараева Владимира Юрьевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Гараеву Владимиру Юрьевичу из дохода федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 15.06.2011 государственную пошлину в сумме 100 (Сто) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е.Кувшинов |
Судьи |
В.С.Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10199/2010
Истец: Гараев Владимир Юрьевич, ИП- глава крестьянского хозяйства Гараев В. Ю.
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Ульяновской обл., Министерство сельского хозяйства Ульяновской области
Третье лицо: Министерство финансов Ульяновской обл., Министерство финансов Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7402/11