г. Москва
11 августа 2011 г. |
Дело N А41-40626/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева С.В.,
судей Быкова В.П., Исаевой Э.Р.,
при ведении протокола судебного заседания: Гудиевой Х.М.,
при участии в заседании:
от истца - Черевань Аллы Шамильевны: лично (представлен паспорт),
от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Московской области: Валеевой Д.Г., государственного налогового инспектора юридического отдела (доверенность N 04-14/01854 от 23.06.2011 г.),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Черевань Аллы Шамильевны на решение Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2011 года по делу N А41-40626/10, принятое судьей Н.В. Севостьяновой, по иску Черевань Аллы Шамильевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Московской области о признании недействительным акта государственной регистрации от 09 марта 2004 года,
УСТАНОВИЛ:
Черевань Алла Шамильевна обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Московской области (далее - МРИ ФНС России N 17 по Московской области) о признании недействительным акта государственной регистрации Черевань Аллы Шамильевны в качестве индивидуального предпринимателя от 09 марта 2004 года и исключении записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Черевань Аллы Шамильевны из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 6-10).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истица заявила об уточнении исковых требований. Просила суд признать решение МРИ ФНС России N 17 по Московской области от 09 марта 2004 года о государственной регистрации Черевань Аллы Шамильевны, гражданина Российской Федерации, 28 февраля 1973 года рождения, уроженки г. Люберцы Московской области, проживающей по адресу: Московская область, г.Люберцы, ул. Кирова, д. 59, кВ. 28, в качестве индивидуального предпринимателя (ИНН: 502707962803) - незаконным, и обязать МРИ ФНС России N 17 по Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, аннулировать данную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2011 года удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 70-71).
Не согласившись с принятым судебным актом, Черевань Алла Шамильевна подала апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Законность и обоснованность определения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истица поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Черевань Алла Шамильевна 24 февраля 2004 года обратилась в МРИ ФНС России N 17 по Московской области с заявлением о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р21001, по результатам рассмотрения которого налоговая инспекция 09 марта 2004 года вынесла решение N 140 о государственной регистрации Черевань Аллы Шамильевны в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 26-29,35).
Регистрирующий орган представил в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о государственной регистрации Черевань Аллы Шамильевны в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с тем, что регистрирующим органом в адрес истца не было направлено свидетельство государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, истец сделал ошибочный вывод об отказе в государственной регистрации.
25 сентября 2010 года в адрес истца поступило Постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) N 322 от 07 сентября 2010 года (л.д. 20).
Считая, незаконной государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя Черевань Алла Шамильевна обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно подпункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для признания ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд за соответствующим требованием.
Анализ указанных выше норм свидетельствует о том, что судом законность действий государственных органов может быть проверена только по заявлению лица, чьи права и охраняемые законом интересы оспариваемыми действиями нарушены.
Следовательно, бремя доказывания нарушения прав и охраняемых законом интересов оспариваемыми действиями лежит на заявителе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 этого Федерального закона.
В силу пунктов 1.2 и 1.4 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в регистрации допускается лишь в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов, определенных Федеральным законом, и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Указанная статья содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
Из анализа указанной статьи следует, что неполучение индивидуальным предпринимателем свидетельства о государственной регистрации не является основанием для признания решения МРИ ФНС России N 17 по Московской области N140 от 09 марта 2004 года незаконным.
В силу положений статьи 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страховании"" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 указанной статьи представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Как установлено апелляционным судом, истица не обращалась в регистрирующий орган с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, ввиду недоказанности Черевань А.Ш. нарушения ее прав и охраняемых законом интересов оспариваемыми действиями налогового органа.
Кроме этого, заявителем не обосновано, каким образом удовлетворение заявленных требований, приведет к восстановлению нарушенных прав и законных интересов истицы.
Доводы апелляционной жалобы Черевань Аллы Шамильевны не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам и не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2011 года по делу N А41-40626/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Мальцев |
Судьи |
В.П. Быков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40626/2010
Истец: Черевань А. Ш.
Ответчик: МРИ ФНС России N 17 по Московской области
Третье лицо: МИФНС N17 по Московской области