г. Челябинск
08 августа 2011 г. |
N 18АП-7236/2011 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ермолиной Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.03.2011 по делу N А76-23592/2010 (судья Васильева Т.Н.),
В заседании приняли участие представители:
Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 37 Копейского городского округа Челябинской области - Мунтанион М.Н. (исполняющая обязанности руководителя в соответствии с приказом N 273 от 29.07.2011).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 37 Копейского городского округа Челябинской области (далее - заявитель, МДОУ N 37, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - административный орган, ГУ МЧС России по Челябинской области) о признании незаконным и отмене постановления от 16.11.2010 N 425 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.03.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным и отменил постановление ГУ МЧС России по Челябинской области от 16.11.2010 N 425 о привлечении МДОУ N 37 к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в части назначения административного наказания в виде штрафа административного штрафа в размере 10000 руб. изменив его на предупреждение. В остальной части заявленных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Челябинской области просит отменить решение суда в части установления незаконности применения норм СНиП 21-01-97* и принять в этой части новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указывает на то, что нормы СНиП 21-01-97* подлежат применению на всех этапах создания и эксплуатации зданий. Поскольку здание учреждения эксплуатировалось на момент проведения проверочных мероприятий, нормы СНиП 21-01-97* подлежат применению. Также полагает, что в действующем законодательстве отсутствует норма, согласно которой необходимо руководствоваться исполнимостью требования. Приказом ГУ МЧС России от 16.03.2007 N 141 предусмотрена возможность отступления от требований пожарной безопасности, вместе с тем учреждением данная возможность не была использована.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалованной части.
ГУ МЧС России по Челябинской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представители административного органа не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей административного органа.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается на предмет законности и обоснованности арбитражным апелляционным судом исключительно в обжалуемой административным органом части.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08.10.2010 N 356 МЧС России по Челябинской области в отношении МДОУ N 37 Копейского городского округа проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещении МДОУ N 37, расположенном по адресу: г. Копейск, ул.Чкалова, д.16.
В ходе проверки зафиксированы следующие нарушения: 1. дверь эвакуационного выхода с приемной (раздевалки) группы "Морские звезды" в тамбур правого крыла здания, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст.4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2003 N 313, п.6.16 СНиП 21-01-97*; 2. дверь эвакуационного выхода с группы "Морские звезды" в приемную (раздевалку), выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст.4, 151 Федерального закона N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 3. дверь эвакуационного выхода со спальни группы "Морские звезды" на улицу выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 1.1 м.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" , п. 3ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*;4. план эвакуации не соответствует ГОСТ Р. 12.2.143-2009, что является
нарушением требований ч. 1, ст. 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" , п.п. 3, 16 ППБ 01-03, п.п.6.2.1, 6.2.7 ГОСТ Р. 12.2.143-2009; 5. дверь эвакуационного выхода с приемной (раздевалки) группы "Пингвины" в коридор (около центральной внутренней лестничной клетки), выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 6. дверь эвакуационного выхода с группы "Пингвины" в приемную (раздевалку), выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 7. дверь эвакуационного выхода со спальни группы "Пингвины" на улицу, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 1.1 м.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 8. дверь эвакуационного выхода с группы "Утята" в коридор (около лестничной клетки), выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 9. дверь эвакуационного выхода с группы "Утята" в приемную (раздевалку), выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 10. дверь эвакуационного выхода со спальни группы "Утята" на улицу, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 1.1 м.), что является нарушением требований ст.ст.4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 11. дверь эвакуационного выхода из коридора идущего в бассейн, в коридор лестничной клетки, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 12. дверь эвакуационного выхода из коридора группы "Гусята", в приемную (раздевалку), выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 13. дверь эвакуационного выхода из спальни группы "Гусята", в коридор
ведущий в раздевалку группы "Гусята", выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 14. дверь центрального выхода, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 15. дверь эвакуационного выхода из группы "Черепашки", в коридор (около лестничной клетки), выполнена шириной менее 1,2 м. в свету
(фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 16. дверь эвакуационного выхода с приемной (раздевалки) группы "Черепашки", на улицу, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 17. дверь эвакуационного выхода из группы "Черепашки", в приемную (раздевалку), выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 18. дверь эвакуационного выхода из спальни группы "Черепашки", на улицу, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 1.1 м.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 19. дверь эвакуационного выхода с приемной (раздевалки) группы "Улиточки", в коридор левого крыла здания, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 20. дверь эвакуационного выхода из группы "Улиточки", в приемную (раздевалку), выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 21. дверь эвакуационного выхода из спальни группы "Улиточки", на улицу, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 1.1 м.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 22. дверь эвакуационного выхода с приемной (раздевалки) группы "Карасики", в коридор левого крыла здания, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01 97*; 23. дверь эвакуационного выхода из группы "Карасики", в приемную (раздевалку), выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 24. дверь эвакуационного выхода из спальни группы "Карасики", на улицу, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 1.1 м.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" , п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 25. дверь эвакуационного выхода с приемной (раздевалки) группы "Жемчужина", в коридор левого крыла здания, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 26. дверь эвакуационного выхода со спальни группы "Жемчужина" на наружную металлическую лестницу 3-го типа, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 1.1 м.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 27. дверь эвакуационного выхода с приемной (раздевалки) группы "Киты", в коридор левого крыла здания, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 28. дверь эвакуационного выхода из группы "Киты", в приемную раздевалку, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 29. дверь эвакуационного выхода со спальни группы "Киты" на наружную металлическую лестницу 3-го типа, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 1.1 м.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 30. дверь эвакуационного выхода с приемной (раздевалки) группы "Катерок", в коридор левого крыла здания, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 31. дверь эвакуационного выхода из группы "Катерок", в приемную раздевалку, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 32. дверь эвакуационного выхода со спальни группы "Катерок" на балкон ведущий в другое крыло здания, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 1.1 м.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 33. дверь эвакуационного выхода с приемной (раздевалки) группы "Осьминожки", в коридор правого крыла здания, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 34. дверь эвакуационного выхода из группы "Осьминожки", в приемную раздевалку, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 35. дверь эвакуационного выхода со спальни группы "Осьминожки" на наружную металлическую лестницу 3-го типа, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 93 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 36. дверь эвакуационного выхода с приемной (раздевалки) группы "Дельфины", в коридор правого крыла здания, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 37. дверь эвакуационного выхода из группы "Дельфины", в приемную раздевалку, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 38. дверь эвакуационного выхода со спальни группы "Дельфины" на наружную металлическую лестницу 3-го типа, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 1.1 м.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 39. дверь эвакуационного выхода с приемной (раздевалки) группы "Кваки", в коридор правого крыла здания, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 40. дверь эвакуационного выхода из группы "Кваки", в приемную раздевалку, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 80 см.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*; 41. дверь эвакуационного выхода со спальни группы "Кваки" на балкон ведущий в другое крыло здания, выполнена шириной менее 1,2 м. в свету (фактическая ширина двери 1.1 м.), что является нарушением требований ст.ст. 4, 151 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 ППБ 01-03, п. 6.16 СНиП 21-01-97*.
По результатам проверки составлен акт от 09.11.2010 N 356 (л.д.66-69).
По факту совершения административного правонарушения в отношении заявителя по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ ГУ МЧС России по Челябинской области 09.11.2010 составлен протокол об административном правонарушении N 425.
Рассмотрев материалы проверки, ГУ МЧС России по Челябинской области, в присутствии законного представителя общества вынесло постановление от 16.11.2010 N 356/1/1, которым МДОУ N 37 привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с этим постановлением, МДОУ N 37 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по существу заявленных требований, суд первой инстанции указал в том числе на неправомерное вменение учреждению нарушений пункта 6.16 СНиП 21-01-97*.
Именно в части этого вывода решение суда обжалуется административным органом.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности применительно к оспариваемой части судебного акта суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным.
Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет административную ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ч.1 ст.38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со ст.20 указанного Закона, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ) 01-03, утвержденных приказом МЧС России N 313 от 18.05.2003, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п.1).
Пунктами 2, 3 ППБ 01-03 установлено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с названными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Обязанность организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлена в статье 37 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности".
ГУ МЧС России по Челябинской области вменяется учреждению нарушение пункта 6.16 СНиП 21-01-97*, в соответствии с которым ширина эвакуационных выходов в свету из помещений класса Ф1.1 (детские дошкольные учреждения) при числе эвакуирующихся более 15 человек должна быть не менее 1,2 м.
Между тем, согласно пункту 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной приказом МЧС России от 16.03.2007 N 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Письмом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике N 130552, Главного управления государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации N 20/2.2/2433 от 14.10.1998 "О применении требований СНиП 21-02-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" установлено, что строящиеся и вводимые в эксплуатацию объекты (жилые, общественные, производственные, складские и другие здания и сооружения), запроектированные ранее в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы" и действующих СНиП на конкретные виды зданий и их инженерных систем (водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, газоснабжение и др.), могут строиться и вводиться в эксплуатацию по ранее утвержденной в установленном порядке документации без ее корректировки на соответствие требованиям СНиП 21-01-97.
Судом первой инстанции установлено, что здание учреждения построено и сдано в эксплуатацию в 1991 г..
В связи с тем, что здание МДОУ N 37 было принято в эксплуатацию государственной комиссией, суд апелляционной инстанции полагает, что оно соответствовало требованиям пожарной безопасности, действующим на момент сдачи его в эксплуатацию. Доказательств обратного, административным органом не представлено.
При этом положения СНиП 21-01-97* приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7.
ГУ МЧС России по Челябинской области не обосновал наличия недопустимого риска для безопасности и жизни людей в результате несоответствия помещения МДОУ N 37 положениям новых строительных норм и правил. Доказательств, свидетельствующих о том, что дальнейшая эксплуатация здания может привести к возникновению пожара, суду первой и апелляционной инстанции в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
С учетом этого обстоятельства, а также принимая во внимание, что с момента ввода в эксплуатацию указанного здания его функциональное назначение не менялось, реконструкция не производилась, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения к зданию 1991 года постройки требований СНиП 21-01-97*.
С учетом изложенного довод заявителя апелляционной жалобы о том, что положения СНиП 21-01-97* распространяют свое действие на здание учреждения, несостоятелен.
Кроме того, в рассматриваемом случае приведение здания учреждения в соответствие с требованиями, указанными в пункте 6.16 СНиП 21-01-97*, невозможно без реконструкции здания, что следует из ответа Комитета архитектуры и градостроительства администрации Копейского городского округа Челябинской области от 10.11.2010 N 262 (л.д.32).
Изложенный в апелляционной жалобе довод ГУ МЧС России по Челябинской области об отсутствии в действующем законодательстве нормы, об исполнимом характере требования государственного органа, несостоятелен, поскольку требования лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должны отвечать принципам законности и исполнимости.
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалованной части является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалованной части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.03.2011 по делу N А76-23592/2010 в части вывода о незаконности применения норм СНиП 21-01-97* оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23592/2010
Истец: МДОУ "Детский сад N 37 Копейского городского округа", МДОУ детский сад N37 Копейского ГО
Ответчик: ГУ МЧС России по Челябинской обл., ГУ МЧС России по Челябинской области, Отдел Государственного пожарного надзора Копейского городского округа (ГУ МЧС России по Челябинской области)
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7236/11