Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 мая 2007 г. N КА-А40/3678-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 мая 2007 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.06 отказано в удовлетворении требований ОАО "Башспирт" о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном принятии решения о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам, указанной в решении Инспекции N 1 от 31.03.06, обязании произвести списание задолженности по состоянию на момент возникновения права в 2005 году.
В кассационной жалобе ОАО "Башспирт" просит об отмене судебного акта, ссылаясь на то, что он вынесен с нарушением закона.
Выслушав представителя Общества, поддержавшего доводы жалобы, представителя Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 3, возражавшего против ее удовлетворения, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что решением руководителя Инспекции МНС России по Кировскому району г. Уфы N 17 от 01.11.2001 ГУП "Башспирт" было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам в размере 302.189,9 тыс. руб., по пеням и штрафам на сумму 101.252,5 тыс. руб.
В соответствии с п. 5 постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", в связи с погашением ГУП "Башспирт" реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет, то есть с соблюдением условий реструктуризации задолженности указанных в решение N 17 от 01.11.2001, Инспекцией было принято решение N 1 от 31.03.2006 о списании задолженности по пеням в размере 96.981.9 тыс. руб. и штрафам в размере 2.957,7 тыс.руб.
В соответствии с п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 установлено, что списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности в соответствии с правилами, определяемыми этим Министерством.
В соответствии с п. 3 Правил, утвержденных Приказом МНС России от 30.04.2002 N БГ-3-29/235, решения о списании задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) принимаются руководителем налогового органа по месту нахождения организации.
Согласно п. 4 Правил решения о списании задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) принимаются на основании справки налогового органа по месту нахождения организации о сумме задолженности, подлежащей списанию.
Срок, в течение которого налоговый орган обязан принять решение о списании реструктурированной задолженности по пени и штрафам, вышеуказанными нормативными правовыми актами не установлен, в связи с чем суд правомерно пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия Инспекции.
Доводы налогоплательщика о том, что в результате несвоевременного вынесения решения о списании реструктуризации ОАО "Башспирт" вынуждено было излишне уплатить налог на прибыль (в виде авансовых платежей за 1 квартал 2006 года), что привело к дополнительной обязанности по уплате налога, не являются основанием для отмены решения суда, так как налоговая декларация по налогу на прибыль за 2005 год не является предметом рассмотрения по данному делу, и не имеет отношения к праву налогоплательщика на реструктуризацию налоговой задолженности.
Ссылка заявителя на нарушение Инспекцией сроков, установленных Регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденным Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444R (далее - Регламент), необоснованна по следующим основаниям.
По мнению заявителя, налоговый орган обязан был принять решение о списании суммы реструктуризированной задолженности по пени и штрафам в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса налогоплательщика, ссылаясь при этом на положения на п.п. 4.3.2.3 Регламента.
Однако, положения Регламента не могут быть применены к спорным правоотношениям, так как Регламент регулирует отношения между налоговым органом и налогоплательщиком по вопросам организации:
- приема налогоплательщиков (п. 1 Регламента);
- приема, регистрации и выдачи документов отделами работы с налогоплательщиками (п. 2 Регламента);
- порядка проведения сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и особенности его применения, информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам (п. 3 Регламента);
- информационной работы (п. 4 Регламента);
- работы с налогоплательщиками на территориально обособленных рабочих местах инспекций ФНС России межрайонного уровня (п. 5 Регламента) и не регулирует вопросы списания реструктурируемой задолженности.
Ссылка налогоплательщика на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", не состоятельна, так как ОАО "Башспирт" не является гражданином, следовательно, не может обратиться с заявлениями и предложениями, в государственные органы, руководствуясь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 N 2534-VII.
Кроме того, Федеральным законом N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" признан не действующим на территории РФ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (статья 17).
Требование заявителя об обязании Инспекции произвести списание задолженности по состоянию на момент возникновения права в 2005 году необоснованно, не относится к подведомственности арбитражных судов, установленной ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.06 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Башспирт" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2007 г. N КА-А40/3678-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании