г. Киров
10 августа 2011 г. |
Дело N А29-2260/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Лысовой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Филиппова А.В., действующего на основании доверенности от 05.03.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.06.2011 по делу N А29-2260/2011, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,
по заявлению открытого акционерного общества Проектный институт "Комигражданпроект" (ИНН 1101300443, ОГРН 1021100517723; место нахождения: 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д.48)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (ИНН 7825676762, ОГРН 1037843053214; место нахождения: 191023, г. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д.15)
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
открытое акционерное общество Проектный институт "Комигражданпроект" (далее - заявитель, ОАО ПИ "Комигражданпроект", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - ответчик, Отделение, административный орган) от 09.11.2010 N 72-11-163/пн о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.06.2011 заявленные требования открытого акционерного общества Проектный институт "Комигражданпроект" удовлетворены, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В апелляционной жалобе Отделение указывает, что при вынесении решения имело место неправильное применение судом первой инстанции положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", недостаточная оценка фактических обстоятельств дела.
Ответчик считает, что наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении доказано.
По мнению административного органа, наличие ранее направленных в адрес акционеров заказных писем, возвратившихся в адрес Общества с отметкой почтовой службы "адресат умер", а также то, что сообщение о проведении общего собрания акционеров ОАО ПИ "Комигражданпроект" направлено с нарушением требований законодательства в адрес 10 из 222 акционеров, необоснованно расценено судом первой инстанции в качестве обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения.
Ответчик указывает, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако им не были приняты все меры по их соблюдению.
Кроме того, Отделение полагает, что наличие в материалах дела копий почтовых конвертов, направленных ранее заявителем в адрес 10 акционеров Общества и вернувшихся с отметкой почтовой службы "адресат умер", не свидетельствует о принятии заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства. Указанные конверты не могут рассматриваться в качестве доказательства факта смерти обозначенных лиц, поскольку в обязанности сотрудников почтовой службы не входит установление факта смерти адресата, проверка документов, подтверждающих данный факт.
Ответчик также обращает внимание на то, что им при производстве в отношении ОАО ПИ "Комигражданпроект" были установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность (принятие мер, направленных на устранение правонарушения), вследствие этого административный штраф наложен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ.
ОАО ПИ "Комигражданпроект" в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании суда апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Отделения.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Отделением на основании приказа от 02.08.2010 N 72-10-203/пз (л.д.28) в отношении ОАО ПИ "Комигражданпроект" проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, об акционерных обществах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, соблюдения установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к раскрытию информации о деятельности организации.
По итогам проверки административным органом выявлено нарушение Обществом требований законодательства Российской Федерации о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, а именно требований Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ, Закон об акционерных обществах).
26.10.2010 ответчиком отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ (л.д. 25-27).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении исполняющий обязанности руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе 09.11.2010 вынес постановление N 72-11-163/пн о привлечении ОАО ПИ "Комигражданпроект" к административной ответственности по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), а равно непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда).
Как следует из текста оспариваемого постановления ответчика от 09.11.2010, событие административного правонарушения, совершенного ОАО ПИ "Комигражданпроект", выразилось в направлении сообщений о проведении годового общего собрания акционеров Общества, состоявшегося 14.05.2010, простыми письмами десяти лицам, включенным в список лиц, имеющих право на участие в годовом собрании акционеров. Обществу вменено нарушение порядка направления сообщения о проведении общего собрания акционеров.
Согласно пункту 1 статьи 52 Закона об акционерных обществах сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, - не позднее чем за 30 дней до даты его проведения. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 8 статьи 53 настоящего Федерального закона, сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 70 дней до дня его проведения.
В указанные сроки сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, заказным письмом, если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому из указанных лиц под роспись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества.
Общество вправе дополнительно информировать акционеров о проведении общего собрания акционеров через иные средства массовой информации (телевидение, радио).
В силу того, что уставом ОАО ПИ "Комигражданпроект" не предусмотрен отличный от законодательно установленного способ информирования лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, Общество должно было уведомить указанных лиц о проведении 14.05.2010 общего собрания акционеров заказными письмами в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 52 Закона N 208-ФЗ.
В нарушение указанных требований, ОАО ПИ "Комигражданпроект" десяти лицам из списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, направило сообщение о проведении общего собрания акционеров простыми письмами.
Указанные обстоятельства установлены Отделением, подтверждаются материалами дела и не оспариваются заявителем.
Таким образом, действия Общества нарушают требования Закона об акционерных обществах и образуют объективную сторону правонарушения по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако, данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, апелляционный суд считает, что Общество имело возможность выполнить законодательно установленные требования, однако им не были приняты исчерпывающие меры для соблюдения требований закона.
Соответственно, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ, является правильным.
Оценивая доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованности квалификации совершенного ОАО ПИ "Комигражданпроект" правонарушения в качестве малозначительного, апелляционный суд исходит из следующего.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения, в том числе состав которого имеет формальный характер, а также такого, за совершение которого предусмотрен высокий размер штрафных санкций.
В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В определении N 349-О от 05.11.2003 Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда о проверке конституционности части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Как следует из вышеуказанного определения, а также из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, суд, избирая меру наказания, учитывает характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины и другие смягчающие обстоятельства. Кроме того, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Оценка возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, оценив их во взаимосвязи и в совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, обоснованно принял во внимание все обстоятельства совершения правонарушения.
Констатировав отсутствие доказательств негативных последствий, приняв во внимание, что сообщения о проведении годового общего собрания акционеров были направлены простыми письмами только десяти акционерам из 222 акционеров Общества, учитывая объяснения представителя Общества о том, что десяти акционерам были направлены простые письма, поскольку ранее корреспонденция возвращалась с отметкой о выбытии указанных лиц в связи со смертью, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что совершенное Обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, в силу чего, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, признал совершенное правонарушение малозначительным.
Ссылка Отделения на то, что представленные в материалы дела почтовые конверты не могут рассматриваться как доказательства смерти обозначенных на них лиц, не может быть принята в обоснование невозможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку в материалы дела представлены иные документы в подтверждение обстоятельств, на которые ссылается заявитель.
Апелляционный суд отмечает, что выявление административным органом смягчающих обстоятельств (в частности принятие Обществом мер, направленных на устранение правонарушения) и назначение вследствие этого минимального размера наказания, предусмотренного санкцией статьи КоАП РФ, не лишает суд права с учетом всех существенных обстоятельств дела квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного.
Иные доводы апелляционной жалобы административного органа об отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в обоснование этих доводов не представлено каких-либо доказательств существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Доводы Отделения сводятся к обоснованию наличия в действиях Общества состава административного правонарушения и не опровергают законность и обоснованность оспариваемого решения суда первой инстанции.
Установив в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Коми правомерно расценил рассматриваемое правонарушение как малозначительное, в связи с чем удовлетворил требование заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления ответчика.
Суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.06.2011 по делу N А29-2260/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Т.В. Лысова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2260/2011
Истец: ОАО Проектный институт Комигражданпроект
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (РО ФСФР России в СЗФО) в лице ИО Руководителя Ленковой Ирины Владимировны
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4313/11