г. Владивосток |
Дело |
10 августа 2011 г. |
N А51-638/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова
судей И.Л. Яковенко, Л.Ю. Ротко
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Госпаревич
при участии
от истца - Пушкова И.Ю. (ведущий юрисконсульт юридического отдела по доверенности N 7/99 от 03.02.2011),
от Муниципального комитета Лучегорского городского поселения - Старченко Е.П. (по доверенности N 6 от 28.07.2011),
от Администрации Лучегорского городского поселения - Бушуева Л.С. (начальник юридического отдела по доверенности N 23 от 27.06.2011)
МО Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района, Финансовое управление Лучегорского городского поселения, ООО "Расчетный центр" явку представителей в суд не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "ЛуТЭК"
апелляционное производство N 05АП-4509/2011
на решение от 25.05.2011
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-638/2011 Арбитражного суда Приморского края
по иску ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "ЛуТЭК" ((ИНН 143403163, ОГРН 1051401746769, юридический адрес: Республика Саха (Якутия), г Нерюнгри, пгт Серебряный Бор, местонахождение филиала: Приморский край, Пожарский район, пгт Лучегорск)
к Администрации Лучегорского городского поселения (ИНН 2526009779, ОГРН 1062506000259, местонахождение: Приморский край, Пожарский район, пгт Лучегорск, общественный центр, зд.1), Муниципальному образованию Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района, Финансовому управлению Лучегорского городского поселения, Муниципальному комитету Лучегорского городского поселения (ИНН 2526008870, ОГРН 1072506000160, местонахождение: Приморский край, Пожарский район, пгт Лучегорск, 4 мкрн, д.1)
третье лицо: ООО "Расчетный центр" (ИНН 2526007429, ОГРН 1042502690449, местонахождение: Приморский край, Пожарский район, пгт Лучегорск, ул. Героев Даманского, 1г)
о взыскании 1 051 941 руб. 96 коп.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с Муниципального образования Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района, Администрации Лучегорского городского поселения, Финансового управления Лучегорского городского поселения 1 013 110 руб. 56 коп. убытков за период с мая по ноябрь 2010 г., недополученной (но заложенной в тариф) выручки в связи с применением норматива потребления горячего водоснабжения, установленного решением муниципального комитета Лучегорского городского поселения N 491 от 30.04.2010, которое вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 13.11.2010 по делу N А51-8631/2010 признано недействующим полностью (с учетом уточнения суммы иска, заявленного истцом и удовлетворенного судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Приморского края от 18.03.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Муниципальный комитет Лучегорского городского поселения; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Расчетный центр".
Решением суда от 25.05.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, истец обратился с апелляционной жалобой об его отмене. Оспорил выводы суда первой инстанции об отсутствии на территории Лучегорского городского поселения утвержденных нормативов горячего водоснабжения. Судом при вынесении решения не учтено, что правовые основания изменения норматива после утверждения тарифа отсутствуют, таким образом, изменение норматива потребления коммунальных ресурсов для потребителей после утверждения тарифа повлекло нарушение прав ресурсоснабжающей организации, привело к изменению себестоимости продукции, нарушило установленные принципы ценообразования, и повлекло неэффективное функционирование ресурсоснабжающей организации и экономическую необоснованность действующего тарифа, поскольку финансовые потребности не способны обеспечиваться за счет средств от реализации коммунальных ресурсов при снижении нормативных объемов. В связи с необоснованным изменением норматива потребления истец не дополучил выручку, которая является его убытками.
В дополнениях к апелляционной жалобе истец оспаривает выводы суда, изложенные в мотивировочной части решения, о неподтвержденности размера убытков, поскольку расчеты начисления оплаты за ГВС, выполненные ООО "Расчетный центр", являются достаточными и достоверными доказательствами по делу. Норматив 2,89 куб. м./чел. мес., подлежащий применению, установлен решением суда по делу N А51-8631/2010.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные МО Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района, Финансовое управление Лучегорского городского поселения, ООО "Расчетный центр" явку представителей не обеспечили. С согласия представителей сторон апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц по правилам статьи 156 АПК РФ.
Судом заслушаны пояснения представителей сторон. Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом письменных дополнений к ней. Представители ответчиков на доводы апелляционной жалобы возразили по основаниям, изложенным в отзывах, считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены оспариваемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" является водоснабжающей организацией для потребителей Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района.
Постановлением Администрации Приморского края N 76-па от 03.03.2010 на период с 1 апреля 2010 года по 31 марта 2011 года установлен тариф на услуги ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" в сфере водоснабжения - на горячую воду, оказываемые потребителям, находящимся на территории Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района, за один кубический метр без налога на добавленную стоимость - 54,90 руб.
Из письма Департамента по тарифам Приморского края N 6д/3977 от 09.11.2010 "О нормативе на горячее водоснабжение" следует, что тарифы, установленные указанным постановлением администрации Приморского края определены, исходя из планового объема реализации 644,76 тыс.м.куб. в соответствии с нормативом на горячее водоснабжение для потребителей в жилых домах с ваннами и душами 2,89 м.куб./мес. на одного человека, заявленным филиалом ЛуТэк ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" на 2010 год.
Решением муниципального комитета Лучегорского городского поселения N 491 от 30.04.2010 "О нормативах на горячее водоснабжение" с 01 апреля 2010 года установлены и введены в действие следующие нормативы на услуги систем горячего водоснабжения на территории Лучегорского городского поселения: 1,17 м.куб. - в 9-этажном многоквартирном доме с сидячей ванной и душем; 2,64 м.куб. - в 5-этажных домах с ванной длиной 1500-1550; 2,70 м.куб. - в 5-этажных домах с ванной длиной 1650-1700; 1,39 м.куб. - в 5-этажных домах с сидячей ванной и душем; 0,79 м.куб. - в 5-этажных домах с общим душем; 2,63 м.куб. - в 4-этажных домах с ванной длиной 1500-1550; 2,69 м.куб. - в 4-этажных домах с ванной длиной 1650-1700; 1,38 м.куб. - в 4-этажных домах с сидячей ванной и душем; 0,79 м.куб. - в 4-этажных домах с общим душем; 2,62 м.куб. - в 3-этажных домах с ванной длиной 1500-1550; 2,68 м.куб. - в 3-этажных домах с ванной длинной 1650-1700; 1,38 м.куб. - в 3-этажных домах с сидячей ванной и душем; 0,79 м.куб. - в 3-этажных домах с общим душем; 2,61 м.куб. - в 2-этажных домах с ванной длиной 1500- 1550; 2,67 м.куб. - в 2-этажных домах с ванной длинной 1650-1700; 1,37 м.куб. - в 2-этажных домах с сидячей ванной и душем; 0,79 м.куб. - в 2- этажных домах с общим душем; 2,60 м.куб. - в 1-этажных домах с ванной длиной 1500-1550; 2,66 м.куб. - в 1-этажных домах с ванной длиной 1650-1700. Указанное решение было опубликовано в газете "Победа" от 07.05.2010 N 18 (12714).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 13.11.2010 по делу N А51-638/2011 указанное решение муниципального комитета Лучегорского городского поселения признано не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006, и недействующим полностью.
Полагая, что за период применения при расчетах с потребителями норматива, установленного решением муниципального комитета Лучегорского городского поселения N 491 от 30.04.2010, то есть с мая по ноябрь 2010 года, у ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" возникли убытки в размере 1 013 110 руб. 56 коп. (в виде недополученной выручки, заложенной в тариф), общество обратилось за их взысканием в арбитражный суд.
В соответствии со статьями 16 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) необходимым условием ответственности органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов за незаконные действия (бездействия) является наличие причинной связи между незаконными действиями и убытками.
Из содержания вышеприведенных статей следует, что ответственность органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов наступает при следующих условиях: неправомерности действий или бездействия органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов; наличия убытков, причиненных лицу или его имуществу; причиненной связи между неправомерными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов и наступившими убытками; виновность органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, если убытки наступили вследствие неправомерного деяния должностного лица или иного работника органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом по правилам ст. 15 ГК РФ, лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт причинения вреда неправомерными действиями, наличие причинной связи между допущенными неправомерными действиями и возникшими убытками, а также размер требуемых убытков.
Противоправность действий администрации Лучегорского городского поселения по вынесению противоречащего нормам действующего законодательства решения муниципального комитета Лучегорского городского поселения N 491 от 30.04.2010 "О нормативах на горячее водоснабжение" установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 13.11.2010 по делу N А51-638/2011.
Пунктом 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 (далее - Правила N 306), обязанность утверждения в установленном правилами порядке нормативов коммунальных услуг возложена на уполномоченные органы, которыми по смыслу указанных Правил (п.2) являются органы местного самоуправления. Поскольку администрацией Лучегорского городского поселения при утверждении нормативов горячего водоснабжения допущены нарушения Правил N 306, суд пришел к обоснованному выводу о виновности органа местного самоуправления в ненадлежащем исполнении требований действовавшего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что истец в нарушение вышеуказанных норм права не доказал факт возникновения у истца недополученной выручки в виде убытков, а также их размер.
Апелляционная коллегия поддерживает указанные выводы арбитражного суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил N 306 предусмотрено, что устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится уполномоченными органами по своей инициативе или инициативе ресурсоснабжающих организаций (п.п. 4, 8 Правил N 306).
При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая). При выборе единицы измерения используются следующие показатели: в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения - куб. метр на 1 человека (пп.5,7 Правил N 306). Порядок определения и утверждения нормативов установлен в пунктах 14-18 Правил N 306.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 13.11.2010 по делу N А51-8631/2010 установлено, что Лучегорского городское поселение как муниципальное образование создано 01.01.2006, является самостоятельным муниципальным образованием, но с момента образования поселения нормативы на горячее водоснабжение на территории поселения не устанавливались. В связи с чем доводы заявителя жалобы об ошибочности выводов суда в данной части не принимаются коллегией по смыслу части 2 статьи 69 АПК РФ.
Из Протокола заседания комиссии по регулированию цен (тарифов), надбавок на товары, услуги организаций коммунального комплекса и установлению нормативов потребления коммунальных услуг Лучегорского городского поселения N 1 от 27.04.2010 (на котором было принято решение N 491 от 30.04.2010 "О нормативах на горячее водоснабжение") следует, что ранее расчет за горячее водоснабжение на территории Лучегорского городского поселения производился расчетным путем исходя из установленного норматива горячего водоснабжения на одного человека 122 л/сут. или 3,66 м.куб./мес., который был утвержден постановлением администрации Пожарского муниципального района Приморского края N 148 от 28.02.1997 "О нормах водопотребления", с применением понижающих коэффициентов (0,85 при непосредственном водозаборе и 0,8 принимаемый в летний период по отношению к отопительному) определялся объем потребления горячего водоснабжения на одного человека в месяц - 2,89 м.куб./мес. Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в установленном законом порядке нормативы потребления горячего водоснабжения на территории Лучегорского городского поселения установлены не были.
Постановление администрации Пожарского района от 28.02.1997 N 148, действовавшее на территории поселения до принятия решения муниципального комитета Лучегорского городского поселения N 491 от 30.04.2010, принято до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 306, в связи с чем, не учитывает положения данных нормативных правовых актов, а, следовательно, в заявленный период при расчете убытков не может быть применен норматив, утвержденный указанным постановлением. Норматив на горячее водоснабжение для потребителей в жилых домах с ванными и душами 2,89 м.куб./мес. на 1 человека также в установленном законом порядке не утверждался органом местного самоуправления для Лучегорского городского поселения.
При этом письмо Департамента по тарифам Приморского края N 6д/3977 от 09.11.2010, согласно которому постановлением указанного органа N 76-па от 03.03.2010 утвержден тариф для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, в размере 54 руб. 90 коп. на период с 01.04.2010 по 31.03.2011 исходя из норматива 2,89 м.куб./мес. на 1 человека, также не является доказательством установления органом местного самоуправления используемого истцом норматива в установленном законом порядке.
По правилам пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.2008 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (вместе с "Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса") при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.
Расчетный объем реализуемых товаров и услуг соответствующего вида определяется с учетом утвержденных органами регулирования на период действия тарифов нормативов потребления ресурсов, поставляемых организацией коммунального комплекса (пункт 21 Постановления N 520).
Между тем, из письма Департамента по тарифам Приморского края N 6д/3977 от 09.11.2010 следует, что используемый при утверждении тарифа норматив 2,89 м.куб./мес. на 1 человека был заявлен филиалом ЛуТэк ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" на 2010 год, а не установлен органом местного самоуправления, следовательно, его применение противоречит нормам действующего законодательства.
Поскольку в установленном законом порядке норматив потребления горячего водоснабжения для Лучегорского городского поселения не был установлен ни в период до принятия муниципальным комитетом Лучегорского городского поселения решения N 491 от 30.04.2010, ни после признания недействующим указанного решения; основания применения нормативов, установленных Постановление администрации Пожарского района от 28.02.1997 N 148 у суда отсутствуют, определить норматив потребления, а, следовательно, установить факт возникновения у истца убытков в результате признания арбитражным судом недействующим решения муниципального комитета Лучегорского городского поселения N 491 от 30.01.2010, не представляется возможным.
При этом ссылка истца на установление необходимости применения норматива 2,89 куб. м./чел. мес. решением арбитражного суда по делу N А51-8631/2010, отклоняется апелляционным судом, поскольку указанное не нашло своего отражения в данном судебном акте.
Также апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о недоказанности истцом в нарушение вышеуказанных норм права размера возникших у него убытков. В обоснование размера убытков истцом представлен расчет начисления по горячему водоснабжения, отчет по показаниям счетчиков за период с 05.2010 по 11.2010 (отчет составлен ООО "Расчетный центр" на основании агентского договора N 18 от 26.12.2006), помесячная расшифровка начисления оплаты за горячее водоснабжение, которые судом не принимаются, поскольку составлены в одностороннем порядке и не подтверждены иными первичными документами. Кроме того, в представленном расчете убытков истец использует такие показатели, как степень благоустройства жилых помещений, а также количество потребителей горячего водоснабжения в конкретном жилом помещении, которые также не подтверждены материалами дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.05.2011 по делу N А51-638/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
И.Л. Яковенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-638/2011
Истец: ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "ЛуТЭК", ОАО Дальневосточная генерирующая компания в лице ЗАО Лучегорский топливно-энергетический комплекс (ОАО ДГК в лице ЗАО ЛуТЭК)
Ответчик: Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района, Администрация Лучегорского городского поселения, МО Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района ПК в лице администрации Лучегорского городского поселения Пожарского муниципального района, Муниципальный комитет Лучегорского городского поселения, Финансовое управление Лучегорского городского поселения, Финансовое управление Лучегорского поселения Пожарского муниципального района
Третье лицо: ООО "Расчетный центр"
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3360/12
19.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3360/2012
28.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5811/11
10.08.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4351/11
29.06.2011 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4351/11