11 августа 2011 г. |
Дело N А55-920/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 августа 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителя Главы городского округа Самара Калакиной Е.В. (доверенность от 02.11.2010 N 01/04-1405),
представителя ООО "Спектр" Дмитриевой Т.Н. (доверенность от 11.01.2011),
представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10.08.2011 в помещении суда апелляционную жалобу Главы городского округа Самара, г.Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.05.2011 года по делу N А55-920/2011 (судья Холодкова Ю.Е.), по заявлению ООО "Спектр" (ОГРН 1026300966977, ИНН 6315543900), г.Самара, к Главе городского округа Самара, Самарская область, г.Самара, третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г.Самара, о признании незаконными действий и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью строительная компания "Спектр" (далее - ООО СК "Спектр", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований) о признании незаконным отказа Главы городского округа Самара от 18.02.2011 N 01/15-270 во внесении изменений в разрешение от 09.07.2010 N RU 63301000-047 на строительство жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автомобильной стоянкой в городе Самаре по улице Советской Армии, дом 253 "б" и об обязании Главы городского округа Самара устранить допущенные нарушения.
Решением от 10.05.2011 по делу N А55-920/2011 Арбитражный суд Самарской области, удовлетворив заявленные требования, признал незаконным отказ Главы городского округа Самара от 18.02.2011 N 01/15-270 во внесении изменений в разрешение от 09.07.2010 N RU 63301000-047 на строительство жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автомобильной стоянкой по улице Советской Армии, дом 253 "б" и обязал Главу городского округа Самара восстановить нарушенные права и интересы ООО СК "Спектр" путем внесения изменений в разрешение на строительство от 09.07.2010 N RU63301000-047, согласно документов, поданных обществом в письме от 05.08.2010 N 154.
В апелляционной жалобе Глава городского округа Самара просит отменить указанное судебное решение и вынести новое решение об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Глава городского округа Самара считает, что обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель Главы городского округа Самара поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель общества апелляционную жалобу отклонила, считая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2007 по делу N А55-11922/2007 признан незаконным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (письмо от 15.05.2007 N Л-21/1754) в заключении договора аренды земельного участка, распложенного по адресу: улица Советской Армии в Октябрьском районе города Самары. Арбитражный суд Самарской области также обязал Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области устранить допущенные нарушения прав ООО СК "Спектр" путем заключения договора аренды земельного участка площадью 6847,4 кв.м, расположенного по адресу: улица Советской Армии в Октябрьском районе города Самары, для строительства жилого дома.
На основании указанного судебного решения Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области издало приказ от 10.04.2008 N 155-п о заключении договора аренды для строительства жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями (т. 1, л.д. 70-72).
Из мотивировочной части указанного судебного решения следует, что 07.09.2001 Глава города Самары принял постановление N 1191 "О предоставлении закрытому акционерному обществу производственно-коммерческому объединению "МТЛ" в аренду земельного участка, разрешении проектирования и строительства спортивного комплекса и жилого дома по улице Советской Армии в Октябрьском районе".
ЗАО ПКО "МТЛ" и ООО "Спектр-Экс" заключили договор от 25.05.2001 N 26-д о долевом участии в проектировании и строительстве пристроя к жилому дому N 253 по улице Советской Армии в Октябрьском районе.
31.01.2002 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и ЗАО ПКО "МТЛ" был заключен договор N 011367з об аренде земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2005 по делу N А55-30799/2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 06.02.2005 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.05.2006, признано незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры Самарской области и Главы города Самары, выразившееся в неподготовке постановления о предоставлении ООО "Спектр-Экс" в аренду земельного участка.
На основании указанных судебных актов Глава города Самары принял постановление от 30.09.2005 N 2668 "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения, разрешении проектирования жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автомобильной стоянки обществу с ограниченной ответственностью "Спектр-Экс" и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: улица Советской Армии в Октябрьском района города Самары".
В соответствии с пунктом 4 данного постановления ООО "Спектр-Экс" был предоставлен в аренду сроком на три года без права выкупа в собственность земельный участок площадью 6847,4 кв.м, относящийся по категории к землям поселений, расположенный по адресу: улица Советской Армии в Октябрьском районе города Самары, для строительства жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автомобильной стоянки.
Протоколом N 6 общего собрания учредителей ООО "Спектр-Экс" от 28.08.2005 утверждено новое наименование данного общества - ООО СК "Спектр".
Во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2007 по делу N А55-11922/2007 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО СК "Спектр" подписали договор от 26.06.2009 N 256 об аренде земельного участка на срок до 30.09.2011 (т. 1, л.д. 102-117). Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Самарской области.
Из материалов дела следует, что на основании вышеназванных документов ООО СК "Спектр" осуществило работы по проектированию объекта капитального строительства - жилого дома и получило сводное экспертное заключение от 16.06.2006 N 256.06-06/1 по рабочему проекту "Жилой дом со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автомобильной стоянкой по ул. Советской Армии в г. Самаре" (т. 1, л.д. 7-24). В соответствии с экспертным заключением проект рекомендуется к утверждению при условии положительного заключения государственной экологической экспертизы Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области с предложенными технико-экономическими показателями (в том числе по этажности - 16 этажей плюс технический этаж).
Решением от 19.09.2007 Ленинский районный суд г. Самары обязал ООО СК "Спектр" получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автомобильной стоянкой по ул. Советской Армии, дом 253 "б" в Центре государственной вневедомственной экспертизы Самарской области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (т. 1, л.д. 25-27).
Как видно из материалов дела, изначально проектировалось строительство 16-ти этажного жилого дома с техническим этажом и именно на данный проект получалось сводное экспертное заключение. Впоследствии застройщиком было принято решение об изменении проектной документации в части этажности, а именно: технический этаж жилого дома перепроектирован в жилой этаж, то есть объект капитального строительства изменен на 17-ти этажный жилой дом.
В связи с внесением изменений в проект (переводом 17-го технического этажа в жилой) ООО СК "Спектр" 24.09.2007 просило Центр государственной вневедомственной экспертизы провести государственную вневедомственную экспертизу указанного проекта (т. 1, л.д. 57-58).
По результатам дополнительной государственной экспертизы было подготовлено экспертное заключение от 28.12.2007 N 2122.00-07 (дополнение к экспертному заключению от 16.06.2006 N 256.06-06/1), в котором отмечены допущенные недостатки и сделан вывод о несоответствии проектной документации требованиям нормативных документов (т. 1, л.д. 46-56).
ООО СК "Спектр" направило в Центр государственной вневедомственной экспертизы корректирующую записку N 2122.00-07-КЗ относительно замечаний, отмеченных в экспертном заключении N 2122.00-07 (т. 2, л.д. 55, 56).
По результатам рассмотрения корректирующей записки и дополнительно представленных материалов Центр государственной вневедомственной экспертизы в письме от 29.12.2007 установил, что замечания экспертизы по рабочему проекту жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автомобильной стоянкой отработаны (т. 1, л.д. 28).
Письмом от 28.10.2009 N 01/08-1330 Глава городского округа Самара отказал ООО СК "Спектр" в выдаче разрешения на строительство 16-ти этажного дома по той причине, что в проекте планируются изменения, которые необходимо скорректировать с учетом изменения технического этажа на жилой - 17-й этаж (т. 1, л.д. 44, 45).
В заключении от 25.12.2009, которое было вынесено по результатам публичных слушаний, указано, что вопрос предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и на условно разрешенный вид использования земельного участка для строительства 17-ти этажного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями (офисами) и подземной автостоянкой по адресу: улица Советской Армии, дом 253 "б" поддержан большинством голосов зарегистрированных участников публичных слушаний (т. 1, л.д. 29-30).
Впоследствии, 29.01.2010, на заседании Комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара было принято решение о предоставлении ООО СК "Спектр" разрешения на условно разрешенный вид использования и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства 17-ти этажного дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями (офисами) и подземной автостоянкой по адресу: улица Советской Армии, дом 253 "б" (т. 1, л.д. 37).
На основании данного решения Комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара Глава городского округа Самара постановлением от 23.06.2010 N 708 предоставил ООО СК "Спектр" разрешение на условно разрешенный вид использования и разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: улица Советской Армии, дом 253 "б" в Октябрьском районе города Самары для строительства 17-этажного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями (офисами) и подземной автостоянкой (пункт 5 постановления) (т. 1, л.д. 39).
29.06.2010 ООО СК "Спектр" обратилось к Главе городского округа Самара с заявлением о выдаче разрешения на строительство по адресу: ул. Советской Армии, дом 253 "б" (т. 1, л.д. 131).
Глава городского округа Самара выдал обществу разрешение от 09.07.2010 N RU 63301000-047, в котором указано: на строительство 16-ти этажного дома плюс технический этаж (т. 1, л.д. 132).
05.08.2010 ООО СК "Спектр" направило Главе городского округа Самара письмо N 154 (т. 2, л.д. 57), в котором содержалась просьба внести изменения в указанное разрешение на строительство (заявление зарегистрировано в Департаменте строительства и архитектуры городского округа Самара 09.08.2010 за N СС-1/5261). С этим заявлением общество повторно представило вышеупомянутые документы, в том числе экспертное заключение от 28.12.2007 N 2122.00-07 и письмо Центра государственной вневедомственной экспертизы от 29.12.2007.
04.10.2010 и 20.12.2010 ООО СК "Спектр" снова обращалось к Главе городского округа Самара с просьбой внести изменения в указанное разрешение на строительство.
В письме от 18.02.2011 N 01/15-270 Глава городского округа Самара отказал обществу во внесении изменений в разрешение на строительство, сославшись на непредставление положительного заключения государственной экспертизы по измененной проектной документации (т. 1, л.д. 68).
Суд первой инстанции обоснованно признал незаконным этот отказ Главы городского округа Самара во внесении изменений в разрешение на строительство.
В соответствии с части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. По общему правилу, предусмотренному частью 4 статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В части 10 статьи 49 ГрК РФ указано, что застройщик или заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу после внесения в них необходимых изменений (в случае получения отрицательного заключения).
Причем нормами ГрК РФ, в том числе его статьей 49, не предусмотрена обязанность застройщика или заказчика получать новое сводное экспертное заключение в случае, если ранее представленная проектная документация содержала устранимые недостатки.
Согласно пункту 12 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, государственная экспертиза в отношении таких объектов капитального строительства как жилые дома проводится уполномоченными на проведение государственной экспертизы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными учреждениями.
После принятия Правительством Самарской области Постановления от 17.03.2007 N 22 таким уполномоченным органом на территории Самарской области является Государственная инспекция строительного надзора Самарской области.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку Главы городского округа Самара на то, что дополнительное экспертное заключение N 2122.00-07 выдано Центром государственной вневедомственной экспертизы уже после принятия вышеназванных постановлений, а, следовательно, - неуполномоченным органом.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" государственные экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, начатые до вступления в силу Положения, утвержденного этим Постановлением, подлежат завершению органами (государственными учреждениями), которые их начали. При этом повторные государственные экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий могут проводиться до 01.01.2008 органами (государственными учреждениями), которые выдали отрицательные заключения по результатам первичных государственных экспертиз.
Как уже указано, государственная экспертиза проектной документации была начата в 2006 году, 24.09.2007 ООО "СК "Спектр" обратилось в Центр государственной вневедомственной экспертизы с заявлением о проведении дополнительной экспертизы измененной проектной документации, корректирующая записка N 2122.00-07-КЗ представлена и проверена также до 01.01.2008, то есть до истечения срока, установленного указанным Постановлением Правительства РФ. Поэтому государственная экспертиза объекта должна была быть окончена учреждением, начавшим ее проведение, то есть Центром государственной вневедомственной экспертизы.
Поскольку ГрК РФ и другие нормативные правовые акты не содержат указаний относительно оформления результатов дополнительной проверки исправленной проектной документации после получения отрицательного заключения, вышеуказанное письмо Центра государственной вневедомственной экспертизы от 29.12.2007 является достаточным доказательством, свидетельствующим о том, что замечания, указанные в заключении, обществом устранены и отработаны.
Согласно пункту 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, проектная документация может быть направлена повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы. Однако ни этим, ни другими пунктами указанного Положения не предусмотрено, что по результатам дополнительной проверки исправленной проектной документации выдается именно заключение по форме, применяемой при составлении экспертного заключения.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Главы городского округа Самара о непредставлении обществом дополнения к экспертному заключению от 28.12.2007 N 2122.00-07 и письма Центра государственной вневедомственной экспертизы от 29.12.2007.
Как уже указано, с письмом от 05.08.2010 N 154 общество повторно представило необходимые документы, в том числе экспертное заключение от 28.12.2007 N 2122.00-07 (дополнение к экспертному заключению от 16.06.2006 N 256.06-06/1) и письмо Центра государственной вневедомственной экспертизы от 29.12.2007. Доказательств того, что эти документы не были приложены к данному письму, Глава городского округа Самара не представил.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что на момент принятия Главой городского округа Самара отказа от 18.02.2011 N 01/15-270 во внесении изменений в разрешение на строительство у него имелись все необходимые документы для принятия положительного для общества решения.
Учитывая, что по смыслу статьи 51 ГрК РФ на каждый объект капитального строительства выдается одно разрешение, а застройщик вправе изменить проектную документацию строящегося объекта, уполномоченный орган местного самоуправления, при изменении в установленном порядке проектной документации, обязан внести изменения в ранее выданное разрешение на строительство в соответствии с этими изменениями.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества пояснила, что часть квартир в доме 253 "б" по ул. Советской Армии уже заселена.
Следовательно, оспариваемый отказ Главы городского округа Самара во внесении изменений в разрешение на строительство от 09.07.2010 N RU 63301000-047 не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы ООО "СК "Спектр" в сфере экономической деятельности, что является основанием для признания этого отказа незаконным в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно обязал Главу городского округа Самара восстановить нарушенные права и интересы ООО СК "Спектр" путем внесения изменений в разрешение на строительство от 09.07.2010 N RU63301000-047 согласно документам, поданным обществом с письмом от 05.08.2010 N 154.
Выводы суда первой инстанции не противоречат судебной арбитражной практике.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции выяснил все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, и сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, приведенные Главой городского округа Самара в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 мая 2011 года по делу N А55-920/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-920/2011
Истец: ООО строительная компания "Спектр
Ответчик: Глава городского округа Самара
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара