г. Ессентуки |
Дело N А22-1103/2010 |
11 августа 2011 г. |
Вх.16АП-1781/2011(1) |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е. В. (судья-докладчик),
судей: Винокуровой Н. В., Сулейманова З. М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Назаровой А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального лечебно-профилактического учреждения "Яшалтинская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.02.2011 по делу N А22-1103/2010 (судья Ванькаев Б.С.) по иску Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия, г. Элиста (ИНН: 0814010294, ОГРН: 1020800757427) к муниципальному лечебно-профилактическому учреждению "Яшалтинская центральная районная больница", п. Яшалта Яшалтинского района РК (ИНН:0812900260, ОГРН: 1020800507364), с участием третьего лица - Яшалтинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия об обязании ответчика восстановить денежные средства, использованные не по целевому назначению на счете, открытом по национальному проекту "Здоровье" за счет других средств финансирования, кроме средств обязательного медицинского страхования,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ
Фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (далее ФОМС РК, фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к муниципальному лечебно-профилактическому учреждению "Яшалтинская центральная районная больница" (далее - МЛПУ, учреждение) об обязании восстановить денежные средства в сумме 10 700 рублей, использованные не по целевому назначению, на счете, открытом по национальному проекту "Здоровье" за счет других средств финансирования, кроме средств обязательного медицинского страхования (с уточнениями, принятыми судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда первой инстанции от 09.09.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Яшалтинский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.02.2011 по делу N А22-1103/2010 исковые требования фонда удовлетворены. Суд первой инстацнии обязал учреждение восстановить на счет N 40404810560300030042 в Калмыцком ОСБ N 8579 Северо-Кавказского банка СБ РФ, денежные средства в сумме 10 700 рублей, использованные не по целевому назначению, за счет средств, полученных из иных, кроме средств обязательного медицинского страхования, источников финансирования, а также взыскал с учреждения в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.02.2011 по делу N А22-1103/2010 учреждение обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе фонду в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что сумма 10 700 рублей не была израсходована учреждением, а списана с лицевого счета средств федерального бюджета судебным приставом-исполнителем Яшалтинского РОСП УФССП России по РК. Списание денежных произошло не по вине учреждения, в связи с чем оснований для удовлетворения заявления у суда первой инстанции не имелось.
Письменный отзыв на жалобу в суд апелляционной инстанции не предоставлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили. От учреждения поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.02.2011 по делу N А22-1103/2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.02.2011 по делу N А22-1103/2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 09.01.2008 между ФОМС и МЛПУ заключен договор N 12 о финансировании фондом расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, согласно которому фонд осуществляет финансовое обеспечение осуществляемых учреждением расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан в порядке и на условиях определенных Правилами предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г N 921.
В соответствии с условиями договора фонд оплачивает осуществляемые учреждением расходы по проведению дополнительной диспансеризации по представленным счетам, с целью контроля за порядком финансового обеспечения расходов и учета средств осуществляет контрольные проверки в соответствии с графиком, а учреждение обеспечивает проведение в течение 2008-2009 годов дополнительной диспансеризации работающих граждан, ведет реестры счетов на оплату проведенной дополнительной диспансеризации, открывает в установленном порядке отдельный счет для перечисления средств на финансирование расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, несет ответственность за качество проведенной диспансеризации, достоверность предоставленных сведений и отчетности по проведенной дополнительной диспансеризации.
Срок действия договора определен сторонами с 09.01.2008 по 31.12.2009.
При проведении проверки целевого и рационального использования средств ОМС в МЛПУ "Яшалтинская центральная районная больница" за 2008 год и 1 половину 2009 года, проверки национального проекта "Здоровье" за период с 1 июня 2008 года по 30 сентября 2009 года истец установил, что во исполнение договора МЛПУ открыт расчетный счет N 40404810560300030042 в Калмыцком отделении N 8579 Северо- Кавказского банка СБ РФ, на котором учитываются денежные средства, выделенные на проведение дополнительной диспансеризации, МЛПУ разработало положение "О порядке расходования средств, полученных по оплате услуг за дополнительную диспансеризацию граждан".
Фонд установил, что в нарушение Постановления Правительства РФ N 921 от 24.12.2007 "О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан " по платежному поручению N 1 от 19.08.2008 допущено нецелевое использование средств на сумму 10 700 рублей, предъявил учреждению предписание об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, с требованием восстановить денежные средства, выделенные на проведение дополнительной диспансеризации, использованные не по целевому назначению в сумме 10 700 рублей в срок до 01 декабря 2009 года путем перечисления на текущий счет ФОМС РК.
Учреждение не исполнило предписание, что явилось основанием для обращения фонда в арбитражный суд с иском о взыскании указанных средств.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор, поскольку согласно постановлению Правительства РФ N 921 от 24.12.2007 "О порядке предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондом обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан" средства, полученные учреждениями здравоохранения на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением врачей - терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики), и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения такой диспансеризации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 8 раздела 3 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 и подпунктом 9 пункта 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 N 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот. Пунктом 4 Указа Президента РФ предусмотрено, что средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного контроля.
На территории Республики Калмыкия контроль за целевым и рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими учреждениями осуществляет Фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта об использовании денежных средств, предназначенных для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в сумме 10 700 рублей не по целевому назначению.
Как правильно установлено судом первой инстанции, постановлением судебного пристава-исполнителя Яшалтинского РОСП УФССП по РК от 27.12.2007 возбуждено исполнительное производство N 1585/562/03/2007 на основании постановления мирового судьи Яшалтинского судебного участка РК от 13.12.2007 по делу N 5-274/2007 о привлечении учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Должнику установлен 2-хдневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Ввиду того, что постановление мирового судьи о наложении административного штрафа добровольно в установленный срок больницей не исполнено, 09.01.2008 в рамках указанного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель Яшалтинского РОСП УФССП по РК вынес постановление о взыскании с МЛПУ исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы, что составило 700 рублей.
09.04.2008 постановлением судебного пристава-исполнителя наложен арест на денежные средства, находящиеся на счете N 40404810560300030042 в Калмыцком ОСБ N8579 Северо-Кавказского банка СБ РФ, открытого на имя МЛПУ, которое направлено в банк, мировому судье и также должнику.
28.05.2008 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о списании денежных средств должника-организации, которым списаны денежные средства в размере 10 700 рублей со счета должника МЛПУ N 40404810560300030042.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.08.2008 снят арест на денежные средства находящиеся на счете N 40404810560300030042 в Калмыцком ОСБ N8579 Северо-Кавказского банка СБ РФ на сумму 10 700 рублей и указанные денежные средства платежными поручениями N 121 от 21.08.2008(административный штраф) и N123 от 25.08.2008(исполнительский сбор) были перечислены на счета Яшалтинского РОСП.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно указал, что учреждением ни одно из указанных выше постановлений и действий судебного пристава-исполнителя не обжаловано, меры по восстановлению целевых денежных средств на счет - не предприняты.
Довод учреждения об отсутствии вины в нецелевом использовании денежных средств был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен.
В силу пункта 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, бремя доказывания отсутствия вины в неисполнении денежного обязательства возлагается на должника (ответчика).
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, после привлечения учреждения к административной ответственности при согласии с наказанием добровольно административный штраф не оплачен, при наложении ареста на целевой счет, открытый для средств проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, меры к предотвращению нецелевого использования денежных средств не предприняты. Незаконные, по мнению МЛПУ, действия судебного пристава-исполнителя в установленном законом порядке не обжалованы.
Поэтому у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для освобождения должника от ответственности.
Таким образом, требования истца о восстановлении денежных средств, использованных не по целевому назначению, на счете, открытом по национальному проекту "Здоровье" за счет других средств финансирования, кроме средств обязательного медицинского страхования правомерно признаны судом первой инстанции законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им также дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, поэтому доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера, правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для отмены вынесенного судебного акта и удовлетворения доводов апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует возложить на апеллянта, однако взысканию не подлежат, поскольку государственная пошлина в сумме 2000 рублей 00 копеек уплачена платежным поручением N 264614 от 13.07.2011.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.02.2011 по делу N А22-1103/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального лечебно-профилактического учреждения "Яшалтинская центральная районная больница"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий |
Е. В. Жуков |
Судьи |
Н. В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1103/2010
Истец: обязательного медицинского страхования РК, обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия
Ответчик: МЛПУ Яшалтинская ЦРБ, Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Яшалтинская центральная районная больница"
Третье лицо: Яшалтинский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия, Яшалтинский районный отдел судебных приставов УФССП по РК