г. Санкт-Петербург
11 августа 2011 г. |
Дело N А56-11250/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8213/2011) Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2011 по делу N А56-11250/2011 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Самсон-Консервы"
к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: Конивцовой Д.И., дов. от 18.03.2011
от ответчика: Даниловой Л.А., дов. от 11.01.2011 N 02-06/11-0-0
установил:
открытое акционерное общество "Самсон-Консервы": 196158, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 13, ОГРН 1067847063151 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга: 197046, Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, д. 5/3, ОГРН 1037828007030 (далее - комитет) от 24.02.2011 N 003-2011/П-81-75 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 15.04.2011 суд удовлетворил заявление общества в полном объеме.
Комитет заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2011 по делу N А56-11250/2011 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда о недоказанности комитетом состава вменяемого обществу административного правонарушения.
Представитель комитета в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество, считая решение суда законным и обоснованным, возражало против доводов апелляционной жалобы и просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО "Самсон-Консервы" по адресу: Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 13.
В ходе проверки установлено, что общество при осуществлении своей деятельности нарушает требования законодательства об отходах производства и потребления, в частности:
- обществом не составляется и не предоставляется в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов;
- деятельность осуществляется без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- не подтверждено отнесение отходов к конкретному классу опасности; не составлены паспорта на отходы I-IV класса опасности;
- не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
- не обеспечены безопасные для окружающей среды условия и способы сброса, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов.
По факту выявленных нарушений природоохранным прокурором в присутствии представителя общества вынесено постановление от 03.02.2011 о возбуждении в отношении ОАО "Самсон-Консервы" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
Указанное постановление и материалы проверки направлены для рассмотрения в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга.
Постановлением от 24.02.2011 N 003-2011/П-81-75 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужило нарушение обществом статей 14, 18, 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ).
Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.
Признав недоказанным состав вменяемого административного правонарушения, суд первой инстанции удовлетворил заявление общества.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы комитета по следующим основаниям.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с данным законом индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 14).
Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511.
Статьей 19 Закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.
Как следует из оспариваемого постановления, обществу вменено в вину нарушение требований статей 14, 18, 19 Закона N 89-ФЗ, а именно: осуществление деятельности без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, неподтверждение отнесения отходов к конкретному классу опасности, несоставление паспортов на отходы и неведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Из материалов дела усматривается, что общество в силу статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается Сведениями о среднесписочной численности работников за январь 2011 года, согласно которым численность работников ООО "Самсон-Консервы" составляет 15 человек (т.1, л.д. 105-114).
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Поскольку общество относится к субъектам малого предпринимательства, административный орган необоснованно вменяет обществу в качестве административного правонарушения отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Как установлено административным органом, основным видом деятельности общества является сдача в аренду нежилых помещений расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 13, арендуемые им по договору аренды от 19.01.2010 N 144/10, заключенному с ООО "САМСОН", которые по договорам от 01.05.2010 N 04-А/10 и от 20.12.2010 N 01-А/11 сданы ООО "Самсон-Консервы" в субаренду ООО "Агрион" (т.1, л.д. 71-80). Заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности от 23.03.2010 и Уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 26.03.2010 также подтверждается, что основным видом деятельности общества является - сдача в наем имущества (т.1, л.д. 99-100).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности (пункт 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ).
В материалах по делу об административном правонарушении отсутствуют доказательства о накоплении обществом отходов производства I - IV класса опасности, кроме того, по заявлению представителя общества в момент проверки контейнер для отходов был пуст.
При таких обстоятельствах, административный орган не доказал, что общество обязано иметь паспорта на образующиеся у него отходы производства и потребления.
Суд первой инстанции правильно указал, что вменяемое обществу непредставление отчетности, предусмотренной пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, объективную сторону которого образуют действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В связи с изложенным, вывод комитета о том, что общество в процессе своей деятельности - сдачи в аренду помещений, осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Законом N 89-ФЗ в редакции Закона N 309-ФЗ, является не доказанным.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 апреля 2011 года по делу N А56-11250/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11250/2011
Истец: ООО "Самсон-Консервы"
Ответчик: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга