г. Санкт-Петербург
12 августа 2011 г. |
Дело N А56-16128/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Есиповой О.И., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10893/2011) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 мая 2011 года по делу N А56-16128/2011 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению ООО "Леннорд"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Юркова И.С., доверенность от 24.12.2010.
от ответчика: Бражникова О.С., доверенность N 72-06-06/585-м от 16.05.2011.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Леннорд" (196601, Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Малая, 5, лит. А, ОГРН 1107847406237, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге (191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 76, ОГРН 1047855032807, далее - Управление) от 03.03.2011 N 2301 по делу об административном правонарушении N 40-10/3892.
Решением суда от 25.05.2011 заявление общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Суд посчитал возможным применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), признав совершенное обществом правонарушение малозначительным. В апелляционной жалобе Управление Росфиннадзора в Санкт-Петербурге, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда от 25.05.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о малозначительности совершенного заявителем правонарушения. По мнению Управления Росфиннадзора, существенная угроза отношениям в сфере валютного контроля в данном случае заключается в дестабилизации деятельности контролирующего органа, нарушении его прав на своевременное получение информации о валютных операциях.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, указал на непредставление обществом доказательств, свидетельствующих о невозможности повторного представления справки о подтверждающих документах в установленный законом срок.
Общество возражало против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, между ЗАО "Леннорд" (с 21.12.2010 правопреемник ООО "Леннорд" и фирмой "Неаting Equipment Swiss AG" (Швейцарская Конфедерация) (нерезидент) заключен контракт от 07.05.2009 N SW/LN-003 на поставку товара - "электрические водонагреватели, проточные электрические водонагреватели, конвектора, запасные части к ним и рекламные материалы).
На основании указанного контракта обществом 18.06.2009 оформлен паспорт сделки N 09060034/0439/0052/2/0 в филиале "оперу - 4" ОАО "Банк ВТБ Северо-Запад". В ходе исполнения обязательств по контракту обществом в марте 2010 года согласно имеющейся в материалах дела грузовой таможенной декларации N 10216100/110310/0021801 осуществлен ввоз на таможенную территорию РФ товара от нерезидента.
Согласно отметке таможенного органа о выпуске товаров, содержащейся в графе "D" таможенных деклараций, дата выпуска товара - 11.03.2010. Справка о подтверждающих документах одновременно с ГТД N 10216100/110310/0021801, а также с ГТД N 10216100/110309/0021806 представлена обществом в банк паспорта сделки 17.03.2010, то есть в установленный пунктом 2.4. Положения Центрального банка России от 01.06.2004 N 258-П срок.
После проведения проверки представленной резидентом справки, 26.03.2010 она возвращена обществу со ссылкой на пункт 2.14 Положения N 258-П.
При этом банком отмечено, что дата повторного представления справки - не позднее 31.03.2010 (л.д.65).
Повторно надлежащим образом оформленная справка о подтверждающих документах одновременно с ГТД N 10216100/110310/0021801 представлена в банк ПС 05.04.2010, то есть с нарушением пунктом 2.14 Положения N 258-П срока.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления 23.12.2010 должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу в отношении общества протокола об административном правонарушении N 7820201012230025, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Постановлением от 03.03.2011 N 2301 ООО "Леннорд" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. Не согласившись с законностью данного постановления, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 указанного Федерального закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым им валютным операциям.
В пункте 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ определено, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
К формам учета относятся справка о валютных операциях, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справка о подтверждающих документах (Указание Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж").
Согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. В случае отсутствия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товар и подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации (содержащие сведения об отгрузке вывозимого с таможенной территории Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара за пределами территории Российской Федерации или содержащие сведения об отгрузке ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара на территории Российской Федерации), оформленные в соответствии с условиями контракта или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой деятельности. Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 Положению. Указанные документы представляются в банк ПС в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:
15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта;
15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом таможенной декларации, которая содержится в регистрационном номере таможенной декларации, на ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам в случаях их выпуска таможенными органами до подачи таможенной декларации;
15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
Согласно пункту 2.14 Положения банк ПС возвращает резиденту один экземпляр справок, указанных в пунктах 2.2, 2.5, 2.6 Положения, с отметкой ответственного лица банка ПС о дате и причине возврата вместе с подтверждающими документами и копиями банковских выписок, а также иными документами, представляемыми в соответствии с настоящим Положением (далее - документы, на основании которых заполнены справки), в случаях, если: представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением требований, установленных данным Положением; информация, указанная в справках, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки; документы, на основании которых заполнены справки, не представлены или представлены не все документы, или они оформлены в ненадлежащем порядке. Резидент повторно представляет в банк ПС надлежащим образом заполненные и оформленные с учетом замечаний банка ПС справки вместе с документами, на основании которых заполнены эти справки, в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты их получения от банка ПС.
Из материалов дела следует, что справка о подтверждающих документах одновременно с ГТД 10216100/110310/0021801 (отметка таможенного органа "выпуск разрешен" 11.03.2010) была первоначально представлена Обществом в уполномоченный банк 17.03.2010. По результатам проверки данная справка 26.03.2010 возвращена обществу со ссылкой на пункт 2.14 Положения N 258-П.
Повторно, скорректированная с учетом замечаний банка, справка о подтверждающих документах представлена Обществом в уполномоченный банк 05.04.2010 (при сроке представления - до 31.03.2010), т.е. с нарушением предусмотренного пунктом 2.14 Положения срока.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт нарушения обществом срока предоставления справки о подтверждающих документах правомерно установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, сведения об объективных препятствиях для своевременного исполнения заявителем публично-правовой обязанности по представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, а равно о принятии исчерпывающих мер для соблюдения требований валютного законодательства отсутствуют, в связи с чем вывод суда первой инстанции о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении является правильным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Вместе с тем, оценив характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения и учитывая конкретные обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, признав совершенное обществом правонарушение малозначительным.
Апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из положений статьи 2.9 КоАП РФ и пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности является правом суда.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, с учетом пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Как следует из материалов дела, в справке о подтверждающих документах, представленной обществом в уполномоченный банк 17.03.2010, содержались сведения о ГТД N 10216100/110310/0021801 и 10216100/110309/0021806.
В ходе проверки представленных документов уполномоченный банк установил несоответствие данных, отраженных в ГТД N 10216100/110309/0021806, и данных, содержащихся в справке, в связи с чем возвратил справку ее подателю. При этом сведения о ГТД N 10216100/110310/0021801 в справе от 17.03.2010 отражены верно. Данный факт подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества в качестве невозможности повторного представления справки в установленный срок сослался на длительность процедуры внесения изменений в ГТД N 10216100/110310/0021806.
Апелляционным судом данный довод не принимается, поскольку в данном дело общество привлекается к ответственности за непредставление в установленный срок справки о подтверждающих документах по ГТД N 10216100/110310/0021801. В рассматриваемом случае, поскольку никаких исправлений в ГТД N 10216100/110310/0021801 вносить не требовалось, для надлежащего исполнения своей публично-правовой обязанности Обществу следовало просто оформить новую справку с приложением указанной ГТД.
Общество не объяснило, какие обстоятельства, могущие судом быть признаны исключительными, не позволили представить справку с данной ГТД в установленный трехдневный срок.
Поскольку в рассматриваемом деле не представлены сведения о наличии объективных препятствий для своевременного исполнения заявителем обязанности по представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, а равно о принятии каких-либо мер для соблюдения требований валютного законодательства, то апелляционный суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Леннорд", ссылаясь на постановление Росфиннадзора от 17.03.20111 N 242 по делу об административном правонарушении N 40-10/3891, утверждает о повторном привлечении заявителя к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения.
Данный довод апелляционная коллегия отклоняет, поскольку постановление по настоящему делу вынесено 03.03.2011, следовательно, повторным привлечением к ответственности может быть признано вынесение постановления 17.03.2011 N 242.
Судом принято к сведению, что постановление Росфиннадзора от 17.03.2011 N 242 признано незаконным и отменено.
На основании вышеизложенного, оспариваемое постановление Росфиннадзора от 03.03.2011 N 2301 по делу об административном правонарушении N 40-10/3892 является законным и обоснованным, в связи с чем решение суда первой инстанции от 25.05.2011 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 мая 2011 года по делу N А56-16128/2011 отменить.
В удовлетворении заявленного обществом с ограниченной ответственностью "Леннорд" (г.Санкт-Петербург, г.Пушкин, ул.Малая, дом5 лит.А, ОГРН 1107847406237) требования о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге (г.Санкт-Петербург, наб.реки Фонтанки, д.76, ОГРН 1047855032807) от 03.03.2011 N 2301 по делу об административном правонарушении N 40-10/3892 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16128/2011
Истец: ООО "Леннорд"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора СПб