г. Томск |
Дело N 07АП-5637/11 |
10 августа 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудряшевой А.Ю. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованных лиц:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области: Филатовой В.В. по доверенности от 31.03.2011 года,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 23.05.2011 года по делу N А45-14/2011 (судья Селезнева М.М.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СТК Логистик Групп" (ИНН 5402190150, ОГРН 1045401013459)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска
о признании недействительным требования, незаконными действий,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "СТК Логистик Групп" (далее по тексту - ООО "СТК Логистик Групп", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска (далее по тексту - ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска) от 26.11.2010 N 6372 о представлении документов (информации), касающихся деятельности ОАО "Шахта Заречная", необходимых дляпроведения камеральной налоговой проверки ОАО "Шахта Заречная", и незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее по тексту - МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области) по истребованию документов (информации), выразившиеся в направлении в адрес ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска поручения об истребовании документов (информации) от 24.11.2010 N 8526, подписанного советником государственной гражданской службы Российской Федерации второго класса Ольницкой М.Ф.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.05.2011 года заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области и ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "СТК Логистик Групп".
Подробно доводы МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области и ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска изложены в апелляционных жалобах.
В соответствии с частью 2 статьи 130, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционные жалобы объединены для совместного рассмотрения в одно производство.
Обществом письменный отзыв на апелляционные жалобы не представлен.
Представитель МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердила позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе.
Представители ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска и ООО "СТК Логистик Групп" в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска и Общества.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Обществом 03.12.2010 года получено требование ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска N 6372 о представлении документов (информации), касающихся деятельности ОАО "Шахта Заречная" согласно перечню.
Требование обосновывалось поручением N 8526 МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области об истребовании у ООО "СТК Логистик Групп" документов (информации) в связи с проведением камеральной проверки обоснованности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость ОАО "Шахта Заречная" по уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2008 года.
ООО "СТК Логистик Групп" посчитав, что требование N 6372 ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска о представлении документов (информации) вынесено с нарушениями действующего законодательства о налогах и сборах, возлагает на Общество неустановленную законодательством о налогах и сборах обязанность по представлению документов, обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несоответствии требования и действий налоговых органов действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
Пунктом 69 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" в главу 14 Кодекса ("Налоговый контроль") введена статья 93.1, регулирующая порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, вступившая в законную силу с 01.01.2007 года.
Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Кроме того, в подпункте 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ указано, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных НК РФ случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, установлена подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Так, налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки, направляет поручение об истребовании документов в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы. Налоговый орган по месту учета контрагента, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 93.1 НК РФ, в течение пяти дней со дня получения поручения, направляет требование о представлении документов.
Согласно пункту 3 статьи 93.1 НК РФ в поручении об истребовании документов (информации) указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
Истребование документов о налогоплательщике согласно пункту 7 статьи 93.1 НК РФ регламентируется также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2007 N 8991), который, в частности, устанавливает содержание поручения об истребовании документов.
Из материалов дела следует, что ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска в соответствии с пунктом 4 статьи 93.1 НК РФ 24.11.2010 года получено поручение от МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 Кемеровской области об истребовании документов (информации) у ООО "СТК Логистик Групп" в связи с проведением камеральной налоговой проверки.
В соответствии пунктом 4 статьи 93.1 НК РФ в течение пяти рабочих дней со дня получения поручения ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска направлено в адрес Общества оспариваемое требование о представлении документов (информации) N 14-32/6372, ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска составлено и отправлено в адрес лица располагающего документами, касающихся деятельности, проверяемого налогоплательщика, ("СТК Логистик Групп"), 26.11.2010 г. с приложением копии поручения от 24.11.2010 N 8526.
В силу положений статей 31, 88, 93, 93.1, 101 НК РФ налоговому органу предоставлено право на проведение проверок; камеральная проверка проводится по месту налогового органа на основании представленной налогоплательщиком декларации и других документов о деятельности налогоплательщика. В случае выявлении ошибки в декларации, либо выявлении несоответствия в документах и сведениях, налоговый орган может потребовать внесения исправлений и необходимые пояснения. Налогоплательщик одновременно с представлением пояснений по поводу выявленных ошибок в налоговой декларации вправе представить выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. Налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Между тем, судом первой инстанции правомерно отмечено, что МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области при направлении поручения не было заявлено о выявлении ошибок и противоречий в представленных ОАО "Шахта "Заречная" сведениях.
В направленном МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области в арбитражный суд письме от 28.04.2011 N 03-12/0478 также отсутствует ссылка на обнаружение каких-либо противоречий в представленных ОАО "Шахта "Заречная" сведениях, содержащихся в уточненной налоговой декларации.
В Поручении указано на необходимость истребовать у Заявителя информацию о конкретной сделке, однако, сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку, не указаны. Содержащаяся в поручении и требовании формулировка "Договор (контракт, соглашение), дата начала периода - 01.10.2008 г., дата окончания периода - 31.12.2008 г." не позволяет идентифицировать сделку, определить ее предмет, дату заключения.
Необходимость конкретизации документов, упоминаемых налоговыми органами в соответствующих требованиях, подтверждена судебной практикой (Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа: от 31.07.2007 N Ф09-6028/07-С3, от 22.11.2007 N Ф09-9553/07-С3, от 04.02.2008 N Ф09-107/08-С3, от 05.03.2008 N Ф09-1078/08-С3).
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при отсутствии выявленных при проведении камеральной проверки ошибок и противоречий налоговый орган не может истребовать объяснения и документы как у налогоплательщика, так и у контрагентов налогоплательщика.
Являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции требования заявителя в части нарушенных прав юридического лица, поскольку, как верно указано Обществом, законодательство о налогах и сборах не возлагает на налогоплательщика обязанность по предоставлению документов, поскольку инспекция, проводя камеральную проверку, не обнаружила ошибок в декларации налогоплательщика. Кроме того, на заявителя возлагается обязанность по предоставлению копий документов, что повлечет несение заявителем дополнительных расходов, не связанных с его производственной деятельностью, отвлечение работников заявителя от производственной деятельности на исполнение незаконного требования.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества в части признании недействительным требования N 6372 ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска о предоставлении документов (информации), касающихся деятельности ОАО "Шахта Заречная", от 26.11.2010 г., необходимых для проведения камеральной налоговой проверки ОАО "Шахта Заречная", а также незаконными действия МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области по истребованию документов (информации), выразившиеся в направлении в адрес ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска поручения об истребовании документов (информации) от 24.11.2010 N 8526, подписанного советником государственной гражданской службы Российской Федерации второго класса Ольницкой М.Ф.
Доводы МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области и ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска, изложенные в апелляционных жалобах, подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области и ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.05.2011 года по делу N А45-14/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-14/2011
Истец: ООО "СТК Логистик Групп"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Заельцовскому району г. Новосибирска, ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N1 по Кемеровской области