15 августа 2011 г. |
Дело N А55-4495/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калибник Н.А.,
с участием:
от заявителя - Петрова С.А., доверенность от 25.02.2011 г., Спектрова И.А., доверенность от 25.02.2011 г. и ордер от 08.08.2011 г. N 071038,
от ответчика - Ежова Е.Н.. доверенность от 11.01.2011 г. N 05-10-00086,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 августа 2011 года в помещении суда дело по апелляционной жалобе ИФНС России по Ленинскому району города Самары на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2011 года по делу N А55-4495/2011 (судья Мальцев Н.А.),
по заявлению Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Международный институт рынка" (ИНН 6316030764), город Самара,
к ИФНС России по Ленинскому району города Самары, город Самара,
о признании недействительными решения и требования,
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Международный институт рынка" (далее - заявитель, Институт) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к ИФНС России по Ленинскому району города Самары (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительными решения от 13 декабря 2010 года N 12-22/8401219 и требования об уплате налога, штрафа, пени, от 01 февраля 2011 года N 90 в части начисления налога на прибыль в сумме 1 970 495 руб. соответствующих пеней и взыскания штрафа по ст. 122 НК РФ в сумме 233 403 руб.
Решением суда заявленные Институтом требования удовлетворены.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Инспекция указывает на то, что денежные средства по договорам заключенным заявителем, были получены на возмездной основе за оказание образовательных услуг, стоимость которых должна быть отражена заявителем в составе внереализационных доходов в соответствии со ст. ст. 248 - 249 и 251 НК РФ.
Представитель Инспекции в судебном заседании просил решение суда отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Института в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов за период с 2006 по 2008 год, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 01 ноября 2010 года N 12-22/8269129/08443 ДСП (т. 1 л.д. 118 - 157).
Рассмотрев акт и возражения заявителя 13 декабря 2010 года налоговым органом вынесено решение N 12-22/8401219, о привлечении заявителя к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 284 291 руб., доначислен налог на прибыль в сумме 2 276 190 руб., пени в сумме 426 637 руб. (т. 2 л.д. 13 - 24).
Не согласившись с вынесенным решением Институт, обжаловал его в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Самарской области от 26 января 2011 года N 03-15/01513 (т. 2 л.д. 38 - 42) апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
На основании решения выставлено требование об уплате налога, штрафа, пени от 01 февраля 2011 года N 90 (т. 2 л.д. 42).
Институт оспаривает решение и требование в части начисления налога на прибыль в сумме 1 970 495 руб. соответствующих пеней и взыскания штрафа по ст. 122 НК РФ в сумме 233 403 руб.
Основанием для доначисления налога на прибыль послужило занижение заявителем налогооблагаемой базы, поскольку в нарушение ст. 251 НК РФ он не включил в неё доход в сумме 8 210 394 руб., полученный от оказания образовательных услуг.
В ст. 251 НК РФ отражены те доходы, которые не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В частности, согласно п. 14 ч. 1 ст. 251 НК РФ, к ним относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом, налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
В п. 3 ч. 2 ст.251 НК РФ указано, что при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления, к которым относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, к которым в частности относятся, средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 01 июля 2003 года между негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Международный институт рынка" и негосударственным образовательным учреждением "Тольяттинская академия управления" был заключен договор N 701 "О совместной деятельности (создание целевого образовательного Консорциума) по осуществлению подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ с наименованием "Самарская Лука" (п. 1.2 договора) (т. 2 л.д. 51 - 55).
Предметом деятельности консорциума "Самарская Лука" (п. 1.1) являлись действия в области организации учебного процесса с целью подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (в дальнейшем Программы) на основании Указа Президента РФ от 23 июля 1997 года N 744 и Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 года N 224 в соответствии с государственным планом подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ.
По результатам заседания комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, состоявшемся 20 июля 2004 года, был сформирован список программ, реализуемых российскими образовательными учреждениями в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, аккредитованных на срок 3 года.
В данный список программ был включен Консорциум "Самарская лука" в составе НОУ "Международный институт рынка" и Тольяттинской академии управления (т. 2 л.д. 56 - 62).
В 2006 году между Институтом, Министерством экономического развития и торговли РФ и Правительством Самарской области в лице департамента финансово-хозяйственной деятельности правительства Самарской области был заключен договор от 30 сентября 2005 года N 20/737-д, об обучении специалистов организаций народного хозяйства в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (т. 2 л.д. 63 - 91).
В соответствии с п. 1.1 предметом договора является проведение в 2005-2006 учебном году подготовки специалистов народного хозяйства Российской федерации.
Пунктом 1.2 заявителем была принята обязанность "исполнителя" осуществить переподготовку специалистов в количестве 79 человек по направлениям "Менеджмент" и "Финансовый менеджмент", форма обучения вечерняя, блочно-модульная.
Пунктом 3.1 договора и протоколом согласования стоимости работ приложение N 1 к договору стоимость проведения образовательных услуг работ в учебном году составила 2 456 900 руб.
Из средств Федерального бюджета на счёт образовательного некоммерческого учреждения были получены денежные средства из Министерства экономического развития и торговли платежными поручениями N 579 от 2.12.2005 года, N 89 от 6 февраля 2006 года, N 199 от 15 марта 2006 года, N 460 от 25 июля 2006 года, N 557 от 15 сентября 2006 года.
Из средств бюджета Самарской области - со счёта Министерства управления финансами Самарской области - платёжным поручением N 696 от 26 декабря 2005 года, N 438 от 13 сентября 2006 года, N 501 от 09 октября 2006 года (т. 2 л.д. 95 - 106).
Пунктом 3.9 договора от 30 сентября 2005 года было предусмотрено, в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2005 года N 5-н, предоставление исполнителем государственному заказчику отчетов, за подписью ректора, главного бухгалтера и заверенные печатью: отчёт об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета; справки об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета.
Во исполнение данных пунктов договора были представлены: отчёты "Об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам" по состоянию на 1 января 2006 года, на 1 июля 2006 года, на 1 октября 2006 года; справки "Об остатках средств, полученных из федерального бюджета" на 1 января 2006 года на 1 июля 2006 года, на 1 октября 2006 года. Пунктом 3.10 договора предусмотрено предоставление исполнителем заказчику актов сдачи-приемки выполненных работ в соответствии с календарным планом - приложение N 3 договора.
Заявитель оказал услуги по обучению специалистов организаций народного хозяйства, на что был составлен заключительный акт сдачи - приемки работ от 10 октября 2006 года по договору N 20/737-д от 30 сентября 2005 года заказчику были представлены - финансовый отчет о расходовании бюджетных средств Институтом по договору от 30 сентября 2005 года N 20/737-д.
В ИФНС по Октябрьскому району города Самары заявителем был сдан отчёт о целевом использовании полученных средств за 2006 год, что подтверждается штампом Инспекции от 23 марта 2007 года, вел раздельный учет целевых бюджетных поступлений и расходов, произведенных в рамках целевого финансирования за 2006 года, что нашло отражение на счете 86 в книге учёта хозяйственных операций (т. 2 л.д. 107 - 128).
Налоговой декларацией по налогу на прибыль за 2006 год подтверждается, что в расчете налога на прибыль организации (Лист 02 стр. 003) эти доходы не учитывались. Они были отражены в "Отчете о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" (Лист 07 стр. 010) (т. 2 л.д. 128 - 137).
В 2007 году между Министерством образования и науки Самарской области и Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Международный институт рынка" был заключен государственный контракт N 79 от 26. 07. 2006 г. (т. 3 л.д. 3 - 19).
В соответствии с п. 1.1 контракта, Институт принял на себя обязательство по организации и проведению очного обучения в 2006 году двух групп по специальности "Организация работы с молодежью". Пунктом 3.1 Контракта была предусмотрена сумма контракта в 910 000 руб.
Оплата по контракту была произведена УФК по Самарской области (Министерство управления финансами Самарской области, Министерство образования и науки Самарской области) платёжными поручениями N 677 от 21.09.2006 года в сумме 490 000 рублей и N 166 от 18.12.2006 года в сумме 420 000 рублей, всего в сумме 910 000 руб. (т. 3 л.д. 20 - 21).
Институт оказал услуги по обучению, на что был составлен акт сдачи - приемки работ N б/н от 12 декабря 2006 года (т. 3 л.д. 24).
06 ноября 2006 года между НОУ ВПО "МИР", Министерством экономического развития и торговли РФ и Правительством Самарской области был заключен договор N 837 "об обучении специалистов организаций народного хозяйства в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ" (т. 3 л.д. 25 - 53).
В соответствии с п. 1.1 предметом договора является проведение в 2005-2006 учебном году подготовки специалистов народного хозяйства РФ.
Пунктом 1.2 НОУ ВПО "МИР" была принята обязанность "исполнителя" осуществить переподготовку специалистов в количестве 73 человек по направлениям "Менеджмент" и "Финансовый менеджмент"; форма обучения вечерняя, блочно-модульная. Пунктом 3.1 договора и протоколом согласования стоимости работ (Приложение N 1 к договору) стоимость проведения образовательных услуг (работ) в учебном году составила 2 693 700 руб.
Из средств Федерального бюджета на счёт Института были получены денежные средства из Министерства экономического развития и торговли платежными поручениями N 686 от 13.12.2006 года, N 50 от 6 марта 2007 года, N 436 от 31 июля 2007 года. Из средств бюджета Самарской области - со счёта Министерства управления финансами Самарской области - платёжными поручениями N 807 от 21 декабря 2006 года и N 299 от 23 мая 2007 года, N 680 от 05 сентября 2007 г.. (т. 3 л.д. 54 - 63).
Пунктом 3.9 договора от 30 сентября 2005 года было предусмотрено, что в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2005 г. N 5-н, предоставление исполнителем Государственному заказчику отчетов, за подписью ректора, главного бухгалтера и заверенные печатью: отчётов об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета; справок об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета.
Во исполнение данных пунктов договора были представлены отчеты "Об использовании бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета" по состоянию на 1 июля 2007 года, на 1 октября 2007 года (т. 3 л.д. 64 - 71). Отчёты "Об использовании сметы доходов и расходов по бюджетным средствам Самарской области" по состоянию на 1 июля 2007 года, на 1 октября 2007 года (т. 3 л.д. 72 - 73).
Справки "Об остатках средств, полученных из федерального бюджета" на 1 июля 2007 года, на 1 октября 2007 года (т. 3 л.д. 74 - 75). По исполнению договора был составлен и направлен в органы бюджетного финансирования финансовый отчет по договору N 837 от 6 ноября 2006 года и отчёт о фактических расходах по данному договору (т. 3 л.д. 76 - 78).
Институт оказал услуги по обучению специалистов организаций народного хозяйства, на что был составлен заключительный акт сдачи - приемки работ N 67н от 25 октября 2007 года по договору от 6 ноября 2006 года N 837 (т. 3 л.д. 80 - 81).
В ИФНС России по Ленинскому району города Самары заявителем был сдан отчёт о целевом использовании полученных средств за 2007 год, что подтверждается штампом инспекции от 27 марта 2008 года.
НОУ ВПО "МИР" вел раздельный учет целевых бюджетных поступлений и расходов, произведенных в рамках целевого финансирования за 2007 года, что нашло отражение на счете 86. (т. 3 л.д. 82 - 99).
Налоговой декларацией по налогу на прибыль за 2007 год подтверждается, что в расчете налога на прибыль организации (Лист 02 стр. 003) эти доходы не учитывались. Суммы были отражены в "Отчете о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" (т. 3 л.д. 100 - 109).
07 мая 2008 года между Министерством экономического развития и торговли РФ, являющегося государственным заказчиком реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, Правительством Самарской области и "образовательным учреждением" НОУВПО"МИР" был заключен договор "О порядке финансирования расходов, связанных с оплатой оказанных специалистам услуг по обучению в соответствии с государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ в 2007/08-2012/2013 учебных годах" (т. 3 л.д. 115 - 119).
В соответствии с п. 1.2 договора "Образовательное учреждение" осуществляет обучение на основании договоров об обучении, заключенных со специалистами, распределенными в образовательное учреждение в соответствии с приказом Министерства от 19 ноября 2007 года N 402, в форме профессиональной подготовки специалистов в количестве 57 человек по специальностям: "Менеджмент" и "Финансы" (п. 1.3 договора).
Стоимость обучения составляет 3 302 839 рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта РФ (приложение N 3 к договору).
В 2008 году финансирование согласно п.2.6 договора N 7640-АЛ/Д04 от 07.05.2008 г. осуществлялось по главе 140, разделу 07, подразделу 05, целевой статье 4297800, виду расходов 012, коду ОСГУ 226 бюджетной классификации РФ.
Финансирование указанного договора осуществлялось также за счет средств областного бюджета, предусмотренных по строке "Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства" подраздела "Переподготовка и повышение квалификации" раздела "Образование" Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2006 год" и за счет средств, предусмотренных Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" по разделу "Образование", подразделу "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации", целевой статье "Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров", виду расходов "Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам", ОСГУ "Прочие работы, услуги" бюджетной классификации РФ.
Таким образом, вышеуказанный договор с Министерством экономического развития и торговли РФ и Правительством Самарской области на обучение специалистов в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ заключены со структурой цены, составленной на основе целевых статей бюджетного финансирования, не предусматривающей прибыли.
Из средств Федерального бюджета на счёт образовательного некоммерческого учреждения были получены денежные средства из Министерства экономического развития и торговли платежным поручением N 160 от 23.12.2008 года. Из средств бюджета Самарской области - со счёта Министерства управления финансами Самарской области - платёжными поручениями N971 от 24 ноября 2008 года (т. 3 л.д. 161).
Пунктом 2.8 договора от 7 мая 2008 года было предусмотрено, в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2007 года N 72н, предоставление исполнителем Государственному заказчику отчетов, за подписью ректора, главного бухгалтера и заверенные печатью, отчётов об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета; сведений об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета.
Во исполнение данных пунктов договора были представлены отчёты "Об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета" по состоянию на 1 января 2009 года, сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств на 1 января 2009 года (т. 3 л.д. 163 - 167).
По исполнению договора был составлен и направлен в органы бюджетного финансирования финансовый отчет по договору от 7 мая 2008 года N 7640-АЛ\Д04 и отчёт о завершении этапов обучения по форме приложения N 5 к данному договору - пункт 2.9. договора, отчёты о финансовых затратах по договору. В ИФНС России по Ленинскому району города Самары НОУ ВПО "МИР" был сдан отчёт о целевом использовании полученных средств за 2008 год (т. 3 л.д. 168 - 208).
НОУ ВПО "МИР" вел раздельный учет целевых бюджетных поступлений и расходов, произведенных в рамках целевого финансирования за 2007 года, что нашло отражение на счете 86 - Книге учёта хозяйственных операций.
Налоговой декларацией по налогу на прибыль за 2008 год подтверждается, что в расчете налога на прибыль организации (Лист 02 стр. 003) эти доходы не учитывались.
Они были отражены в "Отчете о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" (Лист 07 стр. 010) (т. 3 л.д. 211 - 220).
В соответствии с п. 1 ст. 247 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, т.е. полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Таким образом, отчетами об использовании полученных денежных средств за 2006 -2008 года, представленных заявителем (т. 2 л.д. 115, т. 3 л.д. 76 - 77, 163, 168), а также налоговых деклараций (т. 2 л.д. 137, т. 3 л.д. 109, 220), поступившие по вышеуказанным договорам денежные средства, были полностью потрачены на организацию учебного процесса, т.е. доходы по оказанию образовательных услуг равны расходам, направленным на организацию учебного процесса.
Заявитель, для подтверждения данного обстоятельства дополнительно представил первичные учётные документы счета-фактуры, накладные, ведомости, проездные билеты (т. 5 - 8).
Как установлено выше, все полученные заявителем денежные средства были направлены им на покрытие затрат для обеспечения образовательной деятельности (заработная плата преподавателей, учебных пособий и т.п.), т.е. полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов не привели к возникновению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Поскольку какого-либо дохода у заявителя не образовалась, т.е. не возникло налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, поэтому отсутствуют основания для доначисления налога на прибыль.
Кроме того, в Информационном письме от 22 декабря 2005 года N 98 Президиум ВАС РФ разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
Доказательств нецелевого использования указанных выше средств налогоплательщиком, налоговым органом суду не представлено.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доходы по указанным хозяйственным операциям, не учитываются при определении налоговой базы, изложенные в ст. 251 НК РФ, а поэтому у налогового органа отсутствовали основания для доначисления вышеуказанных сумм налоговой задолженности.
Кроме того, выводы суда о том, что затраты на содержание Института формируются из федерального и областного бюджета относятся к целевым средствам и не включаются в налогооблагаемую базу при начислении налога на прибыль, являются законными.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда об удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 мая 2011 года по делу N А55-4495/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4495/2011
Истец: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Международный институт рынка"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Самары
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7812/11