08 августа 2011 г. |
г. Вологда Дело N А05-2814/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 мая 2011 года по делу N А05-2814/2011 (судья Меньшикова И.А.),
установил
открытое акционерное общество "Северный рейд" (ИНН 2902058531, ОГРН 1082902000796; далее - Общество, ОАО "Северный рейд") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - Территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 29:28:104167:114, а также о возложении обязанности принять такое решение, подготовить и направить проект договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 мая 2011 года требования удовлетворены.
Территориальное управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований. В обоснование своей позиции ссылается на то, что у него отсутствуют полномочия по продаже федеральных земельных участков без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, ФАУГИ).
ОАО "Северный рейд" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - ограждение территории предприятия, расположенный по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, пр. Победы, д. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.05.2008 серии 29 АК N 275185.
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 29:28:104167:114 площадью 1825 кв. м, местоположение которого установлено примерно в 225 м по направлению на юго-восток от ориентира нежилое здание, расположенное по адресу: Архангельская область г. Северодвинск, пр. Победы, д. 1. Участок предназначен для эксплуатации ограждения территории предприятия ОАО "Северный рейд". Земельный участок находится в федеральной собственности.
Общество 05.10.2009 обратилось в Территориальное управление с заявкой о приватизации указанного земельного участка по правилам статьи 36 ЗК РФ, приложив необходимый пакет документов.
Территориальное управление перенаправило документы в Росимущество, которое вернуло их на доработку письмом от 25.01.2010 N 10/68. Письмом от 05.02.2010 N 957 ответчик сообщил ОАО "Северный рейд" о том, что необходимо устранить замечания Росимущества и представить дополнительные документы.
Заявитель 21.12.2010 письмом N 18/3-473 направил в Территориальное управление пакет документов с корректировками и дополнениями, внесенными с учетом письма Росимущества.
Поскольку до настоящего времени решение по результатам рассмотрения обращения ОАО "Северный рейд" с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не принято, Общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка.
На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
По настоящему делу Общество как собственник объекта недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в Территориальное управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, ответчик в нарушение требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в установленный данной нормой срок не принял решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению ООО "Северный рейд", не направил в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества отклоняется апелляционной коллегией.
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом ФАУГИ от 27.02.2009 N 49, территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В свою очередь в силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению ФАУГИ.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не являются законным основанием лишения Общества прав, предоставленных статьей 36 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах ссылка Территориального управления на отсутствие поручения Росимущества не принимается во внимание.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ООО "Северный рейд", оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 мая 2011 года по делу N А05-2814/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2814/2011
Истец: ОАО "Северный рейд"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4522/11