г. Чита |
Дело N А19-29583/09 |
"7" мая 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 мая 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Лешуковой Т.О., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубук М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления Администрации города Усть-Илимска Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 января 2010 года по делу N А19-29583/09 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Иркутской области к Финансовому управлению Администрации города Усть-Илимска о признании незаконным бездействия, с привлечением в качестве третьего лица - Муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" (суд первой инстанции: Дмитриенко Е.В.),
при участии в судебном заседании:
от Инспекции - не явились,
от Финансового управления - не явились,
от третьего лица - не явились,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Иркутской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Финансовому управлению Администрации города Усть-Илимска (далее - Финансовое управление) о признании незаконным бездействия по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.11.2008 по делу N А19-13367/08-11, обязании ответчика с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 06.11.2008 г. по делу N А19-13367/08-11 в соответствии с исполнительным листом N 20520 от 06.11.2008 г. в месячный срок и выдать соответствующий исполнительный лист.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14 января 2010 года заявленные инспекцией требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции указал, что Финансовое управление не исполнило в установленный трехмесячный срок своих обязательств, тем самым нарушило требования статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку он лишен возможности получить взысканные по решению суда денежные средства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Финансовое управление обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что Финансовое управление Администрация города Усть-Илимска не является распорядителем бюджетных средств в отношении Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система". Ответчиком не представлены доказательства незаконного бездействия, поскольку не доказано направление исполнительного документа Финансовому управлению, в связи с чем последнее не имело возможности приостановить осуществление операций по расходованию средств. Кроме того, заявителем не представлены доказательства, каким образом действия (бездействия) не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция ссылается на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. От налогового органа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 28.04.2010 до 29.04.2010.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность соблюдения норм материального права и норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 ноября 2008 года по делу N А19-13367/08-11 удовлетворены требования Инспекции о взыскании с Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" (далее - учреждение) задолженности по налогам и пени в размере 357 422,47 руб., в том числе недоимки по единому социальному налогу в сумме 340 518,56 руб., пени в размере 16 903,91 руб.
25 декабря 2008 года Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-13367/08-11 выдан исполнительный лист N 20520 о взыскании с учреждения вышеназванной суммы.
Исполнительный лист N 20520 от 25.12.2008 направлен Инспекцией как взыскателем в Администрацию города Усть-Илимска. Данный исполнительный лист получен Администрацией города Усть-Илимска (вх. N 01-11/47 от 14.01.2009), а также Финансовым управлением Администрации города Усть-Илимска 14.01.2009 (вх. N73) - л.д.51.
27 августа 2009 года Финансовым управлением Администрации города Усть-Илимска в Инспекцию представлена информация о задолженности по направленным исполнительным документам, где в числе прочих указана сумма задолженности Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" по исполнительному листу N 20520 (л.д. 9).
15 декабря 2009 года от Инспекции в адрес Арбитражного суда Иркутской области поступило заявление о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации города Усть-Илимска по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.11.2008 по делу N А19-13367/08-11, обязании ответчика с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 06.11.2008 по делу N А19-13367/08-11 в соответствии с исполнительным листом N 20520 от 06.11.2008.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда об удовлетворении заявленных Инспекцией требований вынесено законно и обоснованно, исходя из следующего.
Согласно статье 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ при неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Пунктами 4-7 статьи 242.5 предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ установлено, что при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" является муниципальным учреждением, учрежденным Управлением культуры Администрации г. Усть-Илимска (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.11.2009 - л.д.24).
Как следует из Положения о Финансовом управлении Администрации города Усть-Илимска (утв. Решением Городской Думы от 01.12.2005 N 23/110), Финансовое управление открывает и ведет лицевые счета главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств (пункт 3.7 Положения - л.д. 16-19).
Соответственно, направление Инспекцией как взыскателем исполнительного листа N 20520 в адрес Финансового управления Администрации города Усть-Илимска осуществлено на основании положений пункта 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявителем не представлены доказательства бездействия Финансового управления, в связи с тем, что заявление Инспекции было фактически направлено в адрес Администрации города Усть-Илимска, отклоняется судом, исходя из следующего.
Получение исполнительного листа N 20520 Финансовым управлением Администрации города Усть-Илимска подтверждается наличием на заявлении от 12.01.2009 N 06-04/00199, приложением к которому являлся, в том числе, указанный исполнительный лист, входящего штампа Финансового управления (вх. N 73 - л.д.51).
В подтверждение факта получения исполнительного листа Финансовым управлением заявителем представлена копия выписки из журнала входящей корреспонденции Администрации города Усть-Илимска, имеющей указание на распределение начальнику Финансового управления Кравцовой Т.Д. 14.01.2009. Более того, в материалы дела представлено уведомление Финансового управления о поступлении исполнительного документа от 15.01.2009 N 01-23/44, направленное в адрес директору МУК "Централизованная библиотечная система" (л.д. 50).
Между тем, в материалы дела не представлено доказательств исполнения Финансовым управлением в порядке статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ требований исполнительного листа N 20520.
15 января 2009 года в адрес должника Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" направлено уведомление N 01-23/44 о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению (л.д. 50).
Тем не менее, ни Финансовым управлением, ни третьим лицом не представлены доказательства направления должником - Муниципальным учреждением культуры "Центральная библиотечная система" - в Финансовое управление информации об источнике образования задолженности, платежного поручения на перечисление средств в размере полного или частичного исполнения исполнительного листа N 20520, не подтверждено отсутствие у должника на лицевом счете денежных средств в размере, достаточном для исполнения исполнительных документов. Также не представлено доказательств уведомления взыскателя о неисполнении должником в установленный срок исполнительного документа.
Доказательств совершения действий по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (при неисполнении последним требований, установленных статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ) в материалах дела не имеется.
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, а также имеющихся материалов дела, суд апелляционной инстанции полагает бездействия Финансового управления Администрации города Усть-Илимска по неисполнению исполнительного документа незаконным и соответственно нарушающим права и законные интересы взыскателя.
Установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации города Усть-Илимска Инспекцией соблюден.
Так, частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что Инспекции о неисполнении исполнительного документа Финансовым управлением Администрации города Усть-Илимска стало известно в момент получения информации о наличии задолженности по исполнительному листу N 20520, то есть - 01.09.2009 (л.д. 9).
В материалах дела отсутствуют доказательства уведомления взыскателя об исполнении (либо о неисполнении) исполнительного документа, а также о совершении каких-либо действий, предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ. Финансовое управление, обязанное произвести действия по исполнению, при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления, в течение 10 дней не проинформировало об этом Инспекцию. Вместе с тем, само по себе истечение срока исполнения или непоступление денежных средств по исполнительным документам в течение трех месяцев не свидетельствует о наличии противоправного бездействия органа, исполняющего взыскание по решению суда. Соответственно, в рассматриваемой ситуации при исчислении срока обращения в суд с заявлением имеет значение дата, когда заявителю фактически стало известно о нарушении его прав.
С учетом того, что о нарушении своих прав Инспекция узнала только при получении письма Финансового управления Администрации города Усть-Илимска - 01.09.2009, а заявление о признании незаконным бездействия направлено в Арбитражный суд Иркутской области посредством почтовой связи - 01.12.2009, срок обращения в суд с соответствующим заявлением Инспекцией не пропущен.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на Финансовое управление не возложена обязанность по исполнению требований исполнительного листа, поскольку главным распорядителем бюджетных средств в отношении Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" является Управление культуры Администрации города Усть-Илимска, отклоняется апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно постановлению главы Администрации города Усть-Илимска от 01.11.07 г. N 1066 "Об утверждении перечня главных распорядителей средств бюджета города", Управление культуры Администрации города Усть-Илимска является главным распорядителем средств бюджета города.
Вместе с тем, Финансовое управление является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, в том числе и Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система".
На основании вышеизложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что бездействие Финансового управления Администрации города Усть-Илимска по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 6 ноября 2008 года по делу N А19-13367/08-11 не соответствует Бюджетному кодексу РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Инспекции.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 января 2010 года по делу N А19-29583/09, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 января 2010 года по делу N А19-29583/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Э. В. Ткаченко |
Судьи |
Т. О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-29583/2009
Истец: МИ ФНС России N9 по Иркутской области, МРИ ФНС N9 по Иркутской области
Ответчик: Финансовое управление Администрации г. Усть-Илимска, ФУ Администрации г. Усть-Илимска
Третье лицо: Муниципальное управление культуры "Централизованная библиотечная система", МУ культуры "Централизованная библиотечная система"
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1217/10