г. Тула |
|
16 августа 2011 г. |
Дело N А68-1486/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Еремичевой Н.В., Каструбы М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шишкиной Л.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Тульская городская транспортная компания" на решение Арбитражного суда Тульской области от 12 июля 2011 года по делу N А68-1486/11 (судья Петрухина Н.В.), принятое
по заявлению ООО "Тульская городская транспортная компания" (ИНН 7107520862 ОГРН 1107154001327)
к ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы (ИНН 7105000900 ОГРН 1047100670000),
к УФНС России по Тульской области (ИНН 7107086130 ОГРН 1047101138105),
о признании недействительными решений,
при участии:
от заявителя: Алпатов Р.А. - представитель (доверенность от 17.03. 2011),
от ответчика - ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы: Рунова И.С. - начальник юридического отдела (доверенность от 27.12.2010),
от ответчика - УФНС России по Тульской области: Дронова О.И. - главный специалист-эксперт правового отдела (доверенность от 20.12.2010 N 01-42/136),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тульская городская транспортная компания" (далее - ООО "ТГТК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительными решений:
- ИФНС России по Пролетарскому району г.Тулы (далее - Инспекция, налоговый орган) от 11.01.2011 N 1 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу была доначислена недоимка по транспортному налогу в сумме 202 078 руб., пени в сумме 8 273,30 руб., предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в части (п.п.2, 3, 3.1, 3.2, 4 решения);
- УФНС России по Тульской области (далее - Управление) от 24.02.2011 N 17-А.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 12.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с данным судебным актом, подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Пролетарскому району г.Тулы была проведена камеральная налоговая проверка на основе первичного налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 2 квартал 2010 г., представленного ООО "ТГТК" в налоговый орган 20.07.2010, результаты которой отражены в акте N 2127 от 03.11.2010.
В ходе камеральной налоговой проверки установлена неуплата (неполная уплата, не перечисление в бюджет) транспортного налога по сроку уплаты 02.09.2010 в сумме 202 078 руб. в результате неправомерного применения заявителем льготы, предусмотренной Законом Тульской области от 22.11.2002 N 343-ЗТО "О транспортном налоге".
Основанием для вывода налогового органа о неправомерном заявлении ООО "ТГТК" льготы по транспортному налогу послужило то, что согласно представленным документам (лицензия N АСС-71-110279) заявитель осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Законом Тульской области от 22.11.2002 N 343-ЗТО "О транспортном налоге" не предусмотрена льгота предприятиям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным транспортом.
24.11.1010 ООО "ТГТК" были представлены возражения на акт камеральной налоговой проверки, в результате рассмотрения которых налоговым органом вынесены решения: N 4 от 08.12.2010 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки и N 5 от 08.12.2010 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
При рассмотрении материалов проверки (протокол от 11.01.2011 N 102/1)
установлено, что между ООО "ТГТК" и автовокзалом договоры об осуществлении пассажирских перевозок не заключались, в связи с чем основания для освобождения от уплаты транспортного налога у ООО "ТГТК" отсутствуют.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика и дополнительных мероприятий налогового контроля заместителем начальника ИФНС России по Пролетарскому району г.Тулы 11.01.2011 было принято решение N 1, в соответствии с которым отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности на основании ст.109 НК РФ, Обществу начислены пени по состоянию на 11.01.2011 в сумме 8273,30 руб., предложено уплатить недоимку по транспортному налогу по сроку уплаты 02.08.2010 в сумме 202 078 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
При этом основанием для вывода налогового органа о неправомерном заявлении ООО "ТГТК" льготы по транспортному налогу явилось то обстоятельство, что ООО "ТГТК" осуществляет перевозку пассажиров без использования системы автовокзалов, автостанций.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, ООО "ТГТК" обратилось в УФНС России по Тульской области с апелляционной жалобой.
Решением УФНС России по Тульской области от 24.02.2011 N 17-А апелляционная жалоба ООО "ТГТК" была оставлена без удовлетворения, а решение ИФНС России по Пролетарскому району г.Тулы 11.01.2011 N 1 - без изменения.
Считая решения ИФНС России по Пролетарскому району г.Тулы от 11.01.2011 N 1 в оспариваемой части и УФНС России по Тульской области от 24.02.2011 N 17-А не соответствующими закону и нарушающими его законные права и интересы, ООО "ТГТК" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Статьей 8 Закона Тульской области от 28.11.2002 N 343-ЗТО "О транспортном налоге" установлены льготы по транспортному налогу.
В силу абзаца 15 части 1 статьи 8 Закона от 28.11.2002 N 343-ЗТО от уплаты налога освобождаются организации автомобильного транспорта общего пользования, работающие через систему автовокзалов, автостанций, перевозящие пассажиров по действующим тарифам с осуществлением льготного транспортного обслуживания в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тульской области (по транспортным средствам (кроме такси).
Из анализа положений указанной правовой нормы следует, что для применения льготы по указанному основанию необходимо соблюдение одновременно следующих условий:
- организация, заявляющая льготу, должна относиться к организациям автомобильного транспорта общего пользования;
- работать через систему автовокзалов, автостанций;
- перевозить пассажиров по действующим тарифам с осуществлением льготного транспортного обслуживания в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тульской области.
Статья 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" установлено, что к перевозкам транспортом общего пользования относятся регулярные перевозки пассажиров и багажа, которые осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Как усматривается из материалов дела, в обоснование права на применение налоговой льготы Общество ссылается на заключенный между ООО "ТГТК" и МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г.Тулы" муниципальный контракт N 382 от 29.03.2010, согласно п. 1.1., 2.1.,2.2. которого ООО "ТГТК" осуществляет транспортную работу по городским муниципальным автобусным маршрутам общего пользования автобусами большой вместимости.
Кроме того, в соответствии с приложением к постановлению администрации Тульской области от 22.04.2009 N 254 "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" на проезд пассажиров или провоз одного места багажа в городском пассажирском транспорте (трамвай, троллейбус, автобус) установлен тариф в размере 10 рублей за одну поездку.
Согласно п.3.2.11. указанного муниципального контракта N 382 от 29.03.2010 ООО "ТГТК" взимает плату за проезд согласно тарифу, утвержденному постановлением Администрации Тульской области.
Следовательно, заявитель является организацией автомобильного транспорта общего пользования и осуществляет перевозки по действующим тарифам.
В доказательство осуществления работы через систему автовокзалов и автостанций Общество указывает на то, что на автовокзале в г.Туле (пр. Ленина, д.94) осуществляется реализация единого месячного льготного проездного билета, который наделяет определенную категорию граждан правом проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, в том числе и на автомобильном, принадлежащим Обществу, в соответствии с постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 N 83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области".
Таким образом, пассажиры, которые воспользовались услугой автовокзала по приобретению билета, при его предъявлении перевозятся автобусами ООО "ТГТК".
При этом часть регулярных автобусных маршрутов (N N 9, 18, 25, 28) имеют остановочные пункты "Автовокзал", о чем свидетельствуют утвержденные в установленном порядке паспорта маршрутов.
Кроме того, согласно письму ООО "Автовокзалы и автостанции г. Тулы" N 59 от 17.052011 Общество с ограниченной ответственностью "Автовокзалы и автостанции г.Тулы" осуществляет реализацию населению в г. Туле единых месячных льготных проездных билетов (далее - ЕМЛПБ) введенных постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 N 83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области".
Данная реализация осуществляется ООО "Автовокзалы и автостанции г.Тулы" в соответствии с заключенным с Обществом с ограниченной ответственностью "Тулаавтотранс" агентским договором N 1 от 17.11.2009, действующим и в настоящее время. Согласно п. 1.1. и п. 1.2. договора ООО "Автовокзалы и автостанции г. Тулы" обязуется по поручению транспортной организации за вознаграждение от своего имени, но за счет транспортной организации осуществлять продажу населению ЕМЛПБ.
Таким образом, в процессе реализации ЕМЛПБ ООО "Автовокзалы и автостанции г. Тулы" выступает в качестве агента транспортной организации - ООО "Тулаавтотранс" - и основанием для продажи ЕМЛПБ в данном случае выступает агентский договор.
Но ЕМЛПБ имеет статус "единого", во-первых, потому, что он, не имея географической привязки, действует на территории всей Тульской области, а не конкретного муниципального образования, на территории которого проживает льготник, а во-вторых, единство билета проявляется в том, что он действителен на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай) и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (п. 1 постановления N 83).
Правом на возмещение убытков от его реализации обладают транспортные организации, осуществляющие перевозку как в г.Туле (например, МУП "Тулгорэлектротранс", ООО "ТГТК"), так и на территории всей Тульской области (ООО "Тулаавтотранс"). Но поскольку билет является единым, то ООО "ТГТК" обязано осуществлять перевозку пассажиров, приобретших ЕМЛПБ на автовокзале ООО "Автовокзалы и автостанции г. Тулы". Иное толкование не обеспечивало бы равную доступность транспортных услуг для льготных категорий граждан и привело бы к нарушению прав пассажиров.
Таким образом, на автовокзале ООО "Автовокзалы и автостанции г.Тулы" осуществляется продажа билетов, которые в силу ч. 1 ст. 786 ГК РФ удостоверяют заключение договора перевозки и действительны на проезд в транспортных средствах, принадлежащих ООО "ТГТК". Отношения сторон в данном случае основываются не на договоре, а возникают в силу закона.
Вышеуказанные обстоятельства, а так же то, что основной функцией автовокзала, как объекта транспортной инфраструктуры, является продажа билетов, позволяют, по мнению ООО "Автовокзалы и автостанции г. Тулы", обоснованно квалифицировать ООО "ТГТК" как "организацию транспорта, работающую через систему автовокзалов, автостанций".
Между тем, оценивая приведенные доводы, суд правомерно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 11 НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в названном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В абзаце 15 части 1 статьи 8 Закона от 28.11.2002 N 343-ЗТО, которым установлена льгота для плательщиков транспортного налога, определение понятия "работа через систему автовокзалов, автостанций" отсутствует, как и в действующем законодательстве о налогах и сборах, так и в иных отраслях законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст.34.2 НК РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах дают финансовые органы субъектов Российской Федерации.
Для разъяснения понятия "работа через систему автовокзалов, автостанций", содержащегося в абзаце 15 части 1 статьи 8 Закона от 28.11.2002 N 343-ЗТО, судом был направлен запрос в Департамент финансов Тульской области.
В письменном ответе Департамента финансов Тульской области от 12.07.2011 N 24-04-08/1285 указано следующее.
В Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" понятия "автовокзал" и "автостанция" не упоминаются, а содержится более общее понятие "объекты транспортной инфраструктуры".
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" дано определение "автовокзала", как объекта транспортной инфраструктуры, включающего в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа. Понятия "автостанции" не дано. Между тем под "автостанцией" также можно понимать объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для оказания данных услуг.
В соответствии с пунктом 19 раздела II Правил перевозок пассажиров и багажа остановочный пункт размещается на территории автовокзала, если согласно общему расписанию для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен этот остановочный пункт, максимальный интервал отправления транспортных средств по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок превышает 2 часа, а общее количество отправляемых из остановочного пункта пассажиров по этим маршрутам больше 1 000 человек в сутки.
В соответствии с приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 "Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте" автовокзалы предназначены для обслуживания пассажиров, осуществляющих поездки в междугородном автобусном сообщении. Они располагаются в городах и крупных населенных пунктах.
Автовокзал представляет собой изолированный от городского движения комплекс, состоящий из пассажирского здания, внутренней территории с перронами посадки и высадки пассажиров, площадками для стоянки автобусов между рейсами, пунктами технического осмотра автобусов, привокзальной площадки с подъездами и стоянкой городского транспорта.
Пассажирская автостанция предназначена для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений на конечных и промежуточных остановочных пунктах маршрутов.
Таким образом, автостанции и автовокзалы предназначены для перевозки пассажиров на пригородных и междугородных маршрутах. Для перевозки пассажиров на городских маршрутах используются депо, линейные станции, сеть пунктов продажи билетной продукции, которые не относятся к определениям "автовокзал" и "автостанция".
Как установлено судом, согласно муниципальным контрактам, заключенным заявителем с МУ "Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Тулы", ООО "ТГТК" выполняло транспортную работу с 1 апреля 2010 года по 30 июня 2010 года по городским муниципальным автобусным маршрутам общего пользования (пункт 1 контрактов).
В соответствии с Правилами транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Тула, являющимися приложением к решению Тульской городской Думы от 25.02.2010 N 86/1785, под муниципальной маршрутной сетью понимается совокупность маршрутов автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта общего пользования и их остановочных пунктов, предназначенная для осуществления общественных пассажирских перевозок в границах муниципального образования город Тула.
При этом транспортные средства (автобусы), с использованием которых осуществляется транспортное обслуживание по городским муниципальным автобусным маршрутам, заявлены ООО "ТГТК" (в составе льготных транспортных средств) в налоговом расчете по транспортному налогу за 2 квартал 2010 года наряду с транспортными средствами (по которым не заявлена льгота), сданными в аренду (сублизинг).
Сведений о наличии у ООО "ТГТК" транспортных средств (автобусов), с использованием которых заявителем осуществляются пригородные или междугородные автомобильные (автобусные) перевозки через систему автовокзалов, автостанций, в материалы дела не представлено, информация об указанных транспортных средствах в налоговом расчете за 2 квартал 2010 года не отражена, документы, подтверждающие осуществление пригородных или междугородных автомобильных перевозок через систему автовокзалов, автостанций, заявителем не представлены.
Из изложенного следует, что ООО "ТГТК" не осуществляло в рассматриваемом периоде пригородных или междугородных автомобильных (автобусных) перевозок, а значит, не работало через систему автовокзалов, автостанций.
Следовательно, Общество не доказало выполнение одного из необходимых условий для получения права на льготу.
При таких обстоятельствах доначисление заявителю недоимки по транспортному налогу в сумме 202 078 руб. и пени в сумме 8 273,30 руб. является правомерным.
Довод апелляционной жалобы о том, что доказательством осуществления им работы через систему автовокзалов и автостанций является реализация на автовокзале в г. Туле (пр. Ленина, д. 94) единого месячного льготного проездного билета, а также то, что часть регулярных автобусных маршрутов (N N 9, 18, 25, 28) имеют остановочные пункты "Автовокзал", не может быть принят во внимание судом по следующим основаниям.
Из диспозиции части 1 статьи 8 Закона от 28.11.2002 N 343-ЗТО усматривается, что от уплаты налога освобождаются организации автомобильного транспорта общего пользования, работающие через систему автовокзалов, автостанций, перевозящие пассажиров по действующим тарифам с осуществлением льготного транспортного обслуживания в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тульской области (по транспортным средствам (кроме такси).
Из сказанного следует, что льгота законодателем предоставлена не по объектам (транспортным средствам), а по субъектному составу, т.е. в данном случае субъектом налоговой льготы является организация в целом, а не принадлежащие ей транспортные средства, часть которых имеет маршрут с остановочным пунктом "Автовокзал".
Следовательно, налогоплательщик имеет право воспользоваться льготой только в том случае, если он, как указано выше, осуществляет пригородные или междугородные автомобильные (автобусные) перевозки.
Поскольку в настоящем случае таких доказательств суду не представлено, то не имеет правового значения то обстоятельство, что часть транспортных средств, используемых Обществом на автобусных маршрутах N N 9, 18, 25, 28, имеют остановочные пункты "Автовокзал". Более того, большая часть транспортных работ Обществом выполняется по городским муниципальным автобусным маршрутам, не имеющим остановочный пункт "Автовокзал".
К этому также необходимо отметить, что письмами ООО "Автовокзалы и автостанции г.Тулы" от 05.03.2011 N 11а и ОАО "Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских станций" от 03.03.2011 N 7 подтверждено, что договорные отношения по оказанию услуг между Обществом и вышеперечисленными организациями отсутствуют.
Кроме того, реализация единых месячных льготных проездных билетов с 15.02.3009 осуществляется МУП "Тулгорэлектротранс" (постановление N 168 от 04.02.2009), в связи с чем ООО "ТГТК" реализацию проездных билетов осуществляет только через своего агента МУП "Тулгорэлектротранс".
Также не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что налоговым органом не представлено доказательств не осуществления ООО "ТГТК" деятельности по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования через систему автовокзалов и автостанций, в связи с чем в данном случае подлежит применению п.7 ст.3 НК РФ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.12.03 N 472-О, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу требований статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, получив от налогоплательщика документы, свидетельствующие о возможном праве на налоговую льготу, обязан проверить соответствие этих документов требованиям законодательства, оценить полноту указанных в них сведений и принять решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении заявленной налоговой льготы.
Положения статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 его статьи 21 предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.
Таким образом, именно налогоплательщик, а не налоговый орган должен доказать свое право на применение налоговой льготы.
При этом с учетом анализа норм действующего законодательства суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений п.7 ст.3 НК РФ.
Остальные доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что судебный акт принят на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, а следовательно, обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы Обществом была уплачена госпошлина в размере 2000 руб., то 1000 руб. подлежат возврату заявителю, как излишне уплаченные (п.1 Информационного письма ВАС РФ от 11.05.2010 N 139).
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 12.07.2011 по делу N А68-1486/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тульская городская транспортная компания" (300004, г.Тула, Торховский проезд, д.2, ИНН 7107520862 ОГРН 1107154001327) из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 21.07.2011 N 549.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке ч.1 ст.275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-1486/2011
Истец: ООО "Тульская городская транспортная компания"
Ответчик: ИФНС России по Пролетарскому району г. Тулы, УФНС России по Тульской области
Третье лицо: Алпатов Р.А. - представитель ООО "Тульская городская транспортная компания"