12 августа 2011 г. |
Дело N А55-3956/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 08 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 12 августа 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой Ю.В.,
с участием:
индивидуального предпринимателя Полякова О.Н., паспорт,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Бабкин В.А., доверенность от 14 сентября 2010 года N Д05-01/4002,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г.Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2011 года по делу N А55-3956/2011 (судья Бойко С.А.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича, г.Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г.Самара,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным заключения (отказа) и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Поляков Олег Николаевич (далее-заявитель) обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее-ответчик) N СП-6/833-0-1 от 23.03.2010 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плате (кадастровой карте) соответствующей территории, а также об обязании изготовить и утвердить план-схему земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Самара, ул. 22 Партъсезда, в районе дома N 4 под установку временного торгового киоска "Яйцо" без сооружения фундамента.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2011 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/833-0-1 от 23.03.2010 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. На Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ апелляционным судом проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Министерство имущественных отношений Самарской области отзыв не представило, представитель третьего лица в судебном заседании не участвовал, несмотря на надлежащее извещение.
В судебное заседание представитель Министерства имущественных отношений Самарской области, не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Индивидуальный предприниматель Поляков Олег Николаевич обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. 22 Партъсезда, в районе дома N 4 под установку временного торгового киоска "Яйцо" без сооружения фундамента.
Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, испрашиваемого в аренду заявителем.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в заключении N СП-6/833-0-1 от 23.03.2010 сообщил о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, так как испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне инженерных коммуникаций (водовод и электрические сети).
Судебная коллегия апелляционного суда, считает требования заявителя в части признания недействительным заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/833-0-1 от 23.03.2010 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В соответствии с указанным порядком, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка (п. 2.1).
Согласно п. 2.4. Порядка, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
Таким образом, после получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Согласно п. 2.5 Порядка в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
Таким образом, указанным постановлением на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения по земельным участкам для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, по земельным участкам под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции), по земельным участкам, предоставляемым для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов (занимаемые временными объектами).
Ответчик в обоснование правомерности отказа сослался на СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и СапПиН 2.1.4.1110-02.
Однако, действующее законодательство не содержит запрета на предоставление в аренду земельных участков, расположенных в охранных зонах инженерных коммуникаций, кроме того, СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" установлены предельные расстояния, на которых могут располагаться здания, строения и сооружения по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей (коммуникаций).
Следовательно, указанные строительные нормы регламентируют размещение капитальных строений, имеющих фундамент.
Поскольку заявитель просит предоставить ему земельный участок под установку временного торгового киоска "Яйцо" без сооружения фундамента, СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" не содержит положений, препятствующих утверждению схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Оспариваемое заключение не содержит указания на расстояние, на котором находится земельный участок от ближайших инженерных коммуникаций, а также какими нормами закона руководствовался Департамент при отказе в утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка.
Исходя из указанных обстоятельств, заключение Департамента является необоснованным, так как не соответствует Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, ответчиком допущены нарушения положений ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент совершения Департаментом обжалуемых действий) и п. 2.7 Порядка, что нарушает права заявителя.
Заявитель также просил суд возложить на Департамент обязанность изготовить и утвердить план-схему земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Самара, ул. 22 Партъсезда, в районе дома N 4 под установку временного торгового киоска "Яйцо" без сооружения фундамента.
Пунктом 1 статьи 6 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 17-ГД "Об основах организации благоустройства и озеленения на территории Самарской области", принятого и вступившего в силу после принятия Департаментом оспариваемого заключения, не допускается размещение объектов некапитального характера в охранной зоне подземных и наземных инженерных сетей и коммуникаций.
При этом пунктом 1 статьи 20 названного закона предусмотрено, что ограничения на размещение объектов некапитального характера, предусмотренные статьей 6 настоящего Закона, учитываются при размещении указанных объектов после вступления настоящего Закона в силу, при этом органы местного самоуправления в срок не позднее двух лет со дня вступления настоящего Закона в силу обеспечивают реализацию данных ограничений на территории муниципальных образований в отношении объектов некапитального характера, размещенных на день вступления настоящего Закона в силу.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, требование заявителя о возложении на ответчика обязанности изготовить и утвердить план-схему земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Самара, ул. 22 Партъсезда, в районе дома N 4 под установку временного торгового киоска "Яйцо" без сооружения фундамента не подлежит удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, судебное решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19 мая 2011 года по делу N А55-3956/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3956/2011
Истец: ИП Поляков Олег Николаевич
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7285/11