г. Пермь
09 августа 2011 г. |
Дело N А71-2179/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю.
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой М.В.
при участии:
от заявителя - ОАО "Удмуртнефть" (ОГРН 1021801147774, ИНН 1831034040): Казакова Л.Г., паспорт, доверенность от 22.12.2010;
от заинтересованного лица - Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики (ОГРН 1061831042866, ИНН 1831119423): Борисова М.А., удостоверение, доверенность от 25.03.2011; Скачков А.Н., удостоверение, доверенность от 15.11.2010; Черных А.Е., удостоверение, доверенность от 15.11.2010;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 мая 2011 года
по делу N А71-2179/2011,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.
по заявлению ОАО "Удмуртнефть"
к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на участке лесного фонда,
установил:
Открытое акционерное общество "Удмуртнефть" (далее общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее заинтересованное лицо, Министерство) в выдаче ОАО "Удмуртнефть" разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр (проведение сейсморазведочных работ МОГТ-2д в пределах Чутырско- Киенгопского месторождения) на землях лесного фонда без предоставления земельного участка, выраженного в письме от 01.02.2011 N 02/1-18/272 и обязании Министерства выдать такое разрешение.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.05.2011 (резолютивная часть решения объявлена 06.05.2011) оспариваемый отказ, выраженный в письме от 01.02.2011 N 02/1-18/272, признан недействительным как не соответствующий Федеральному закону "О недрах", Лесному кодексу РФ. Министерство обязано судом выдать ОАО "Удмуртнефть" в течение 10 дней с даты изготовления настоящего решения разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр (проведение сейсморазведочных работ МОГТ-2д в пределах Чутырско-Киенгопского месторождения) на землях лесного фонда без предоставления земельного участка в соответствии с заявлением ОАО "Удмуртнефть" от 20.12.2010 N 33/4397. С Министерства в пользу общества взыскано 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Министерство указывает, что Лесным кодексом РФ определена возможность осуществления работ по геологическому изучению недр на основании разрешения государственного органа только при наличии лицензии на геологическое изучение недр или совмещенной лицензии; поскольку лицензия общества не предоставляет право проведения работ по геологическому изучению недр, оспариваемый отказ правомерен; решение об отказе основано на подп. "а" п. 5 Порядка N 109. В судебном заседании представители Министерства на доводах жалобы настаивали.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель заявителя доводы отзыва поддержал. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. В подтверждение своей позиции просит приобщить к материалам дела письмо от 29.07.2011, приложенное к отзыву на жалобу.
Ходатайство заявителя о приобщении документа к материалам дела судом апелляционной инстанции рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и при отсутствии возражений представителей Министерства удовлетворено на основании статей 262, 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Удмуртнефть" 20.12.2010 направило Министру лесного хозяйства Удмуртской Республики заявление о разрешении выполнения работ по геологическому изучению недр в пределах Чутырско-Киенгопского месторождения на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, с приложением, в том числе копии лицензий на пользовании недрами ИЖВ 00186 НЭ со сроком действия до 31 марта 2017 года, выданной Комитетом Удмуртской Республики по недрам с целевым назначением и видами работ - продолжение добычи нефти и растворенного газа из башкирских залежей на Киенгопской площади Чутырского-Киенгопского месторождения в Удмуртской Республике и ИЖВ 00201 НЭ со сроком действия до 31 марта 2017 года, выданной Комитетом Удмуртской Республики по недрам с целевым назначением и видами работ Продолжение - добычи нефти и растворенного газа из башкирских залежей на Чутырской площади Чутырского-Киенгопского месторождения в Удмуртской Республике.
Участки недр расположены на территории Шарканского и Якшур - Бодьинского районов и Игринского и Якшур-Бодьинского районов соответственно, и имеют статус горного отвода.
Письмом от 01.02.2011 N 02/1-18/272 Министерство указало, что заявителем предоставлены лицензии на продолжение добычи нефти и растворенного газа, в связи с чем Минлесхоз УР не имеет возможности разрешить проведение изыскательских сейсморазведочных работ без предоставления земельного участка и рекомендовало заявителю совместно с лесничествами разработать проектную документацию для предоставления испрашиваемых участков лесного фонда в аренду.
ОАО "Удмуртнефть", считая отказ в выдаче разрешения незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности отказа Министерства по основанию - несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 4 Порядка, в связи с непредставлением лицензии на геологическое изучение недр.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст.71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
Согласно ст. 198, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта законам и иным нормативным правовым актам и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 43 ЛК РФ на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства.
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" определяет несколько различных видов пользования недрами, среди которых геологическое изучение, а также разведка и добыча полезных ископаемых (п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"). При этом Закон прямо предусматривает возможность одновременного предоставления недр в пользование, для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения.
Также Закон закрепляет за пользователем недр безусловное право на проведение геологического изучения недр за счет собственных средств в границах горного отвода без каких-либо дополнительных разрешений (п. 6 ч. 1 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1).
Пунктом 6.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 N 3314-1, установлено, что в соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.
Согласно п. 6.3 указанного Положения лицензия на добычу полезного ископаемого дает право на разведку и разработку месторождений, а также на переработку отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговаривается в лицензии.
В силу п. 6.6. Положения владелец лицензии на право добычи полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему горного отвода работы по геологическому изучению недр, связанных с проводимой им добычей, без дополнительной лицензии, но с согласованием условий их проведения с органами государственного санитарного, горного надзора и государственного экологического контроля.
Исследовав представленные в дело доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, в том числе представленные лицензии ИЖВ 00186 НЭ и ИЖВ 00201 НЭ, установив статус заявителя как законного недропользователя, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у заявителя права на проведение геологического изучения недр за счет собственных средств в границах горного отвода без дополнительных разрешений.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями вышеназванных норм, с указанным выводом суда согласен, оснований, позволяющих переоценить его, из материалов дела и доводов апелляционной жалобы не усматривает.
Доводы жалобы о законности отказа со ссылкой на Лесной кодекс РФ судом апелляционной инстанции проверены и отклонены, как основанные на неверном толковании норм действующего лесного законодательства и законодательства о недрах.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что у Министерства отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр без предоставления земельного участка. При этом апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
Приказом Министерства природных ресурсов от 24.04.2007 N 109, действующим в период возникновения спорных отношений и до 30.05.2011, утвержден Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.
Названным Порядком установлены содержание заявления для выполнения работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка пользователь недр, перечень документов, прилагаемых к заявлению (п. 4) и основания для отказа в выдаче разрешения (п. 5).
Вместе с тем, оспариваемый обществом отказ Министерства в нарушение Порядка оснований, предусмотренных п. 5 (несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 4 Порядка и несоответствие проведения планируемых работ требованиям, установленным законодательством Российской Федерации) не содержит.
Указание в апелляционной жалобе на такое основание отказа в выдаче разрешения как непредставление лицензии на право геологического изучения недр (подп. "а" п. 5 Порядка), о соответствии оспариваемого отказа Порядку не свидетельствует, и не устраняет допущенных нарушений прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что установленная ст. 201 АПК РФ совокупность оснований, необходимых для признания оспариваемого акта недействительным, установлена, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования общества о признании недействительным отказа, выраженного в письме от 01.02.2011 N 02/1-18/272, и обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав, указанным в заявлении способом.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 мая 2011 года по делу N А71-2179/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Ю. Ясикова |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2179/2011
Истец: ОАО "Удмуртнефть", ОАО "Удмуртнефть", г. Ижевск
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6546/11