15 августа 2011 г. |
Дело N А65-31/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шараповой Л.А.,
с участием:
от истца - Оброков Ю.А., доверенность от 11.01.2011 г. N 1-ю,
от ответчика - Муртазин Р.Р., доверенность 15.01.2010 г. N 2.2-0-13/000492,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 августа 2011 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТНГ-Групп"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2011 года по делу N А65-31/2011 (судья Хасанов А.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТНГ-Групп" (ОГРН 1051608047798), Республика Татарстан, г. Бугульма,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г. Казань,
третье лицо:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
об отмене решений налоговых органов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТНГ-Групп" (далее - заявитель, ООО "ТНГ-Групп", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - ответчик, Инспекция), с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения от 19.08.2010 г. N 212 ЮЛ/К об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога в сумме 1 908 621 руб.
Решением суда первой инстанции от 11 апреля 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТНГ-Групп" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной 23.03.2010 г. ООО "ТНГ-Групп" уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2009 года Инспекцией 07.07.2010 г. составлен акт N 66 ЮЛ/К (т. 1 л.д. 45-52).
Рассмотрев акт налоговой проверки и возражения заявителя, 19.08.2010 г. ответчиком вынесено решение N 212 ЮЛ/К об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета НДС в размере 1 992 824 руб. (т. 1 л.д. 53-66).
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан от 08.10.2010 г. N 705 решение ответчика оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Как следует из оспариваемого решения от 19.08.2010 г. N 212-ЮЛ/К, Общество необоснованно, по мнению налогового органа, отнесло к операциям, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, операции по выполнению геолого-технологических, промыслово-геофизических исследований на скважинах, а также обработку сейсмических данных за пределами территории Российской Федерации для ООО "ТНГ-Ижгеофизсервис" и ЗАО "Сибирская Сервисная компания ГРЭУ", осуществленных на территории Узбекистана (в составе налоговой базы по коду льготы 1010812 отражена реализация в адрес ООО "ТНГ-Ижгеофизсервис" ИНН 18340348340/КПП 183401001 и ЗАО "Сибирская сервисная компания ГРЭУ" ИНН 0814118403/КПП 631502001).
Заявитель полагает, что геофизические работы являются технологическими этапами строительства поисковой скважины, и в данном случае подлежит применению подпункт 1 п. 1.1. ст. 148 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории Российской Федерации, к которым в относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде.
Из материалов дела следует, что 11.06.2009 г. между ООО "ТНГ-Ижгеофизсервис" (генеральный подрядчик) и ООО "ТНГ-Групп" (субподрядчик) заключен договор субподряда на производство геолого-технологических исследований N 138-ГИРс/2065, по условиям которого заявитель принял на себя обязательство по выполнению геолого-технологических исследований (ГТИ) в скважинах на территории Республики Узбекистан по заявкам генпорядчика, а также интерпретации полученных геофизических материалов. (т. 1 л.д. 9-10).
Таким образом, согласно договору от 11.06.2009 г. N 138-ГИРс/2065 ООО "ТНГ-Групп" путем осуществления геологотехнические исследований (ГТИ) в скважине, а также интерпретации полученных геофизических материалов по существу осуществляет сбор и обработку геофизической информации и предоставление информации заказчику.
Факт выполнения геолого-технологических исследований подтверждается актами на выполненные работы (т. 1 л.д. 13, 15, 17, 19, 21, 23).
02.08.2009 г. между ЗАО "Сибирская Северная компания" (заказчик) и ООО "ТНГ-Групп" (подрядчик) заключен контракт на производство прострелочно-взрывных работ N 1577, по условиям которого заявитель принял на себя обязательства по проведению своими и с использованием собственного оборудования прострелочно-взрывных работ в скважине N 1-П площади Северный Аламбек, находящейся на территории Республики Узбекистан (л.д. 24-29).
В соответствии с п. 4.2.1 контракта в обязанности заявителя входит обеспечение качественного и своевременного выполнения геофизических исследований и работ в скважине (ГИРС).
В силу п. 4.2.7 контракта ООО "ТНГ-Групп" обязано представлять заказчику заключения по результатам всех проведенных в скважине работ. Данным пунктом контракта предусмотрены сроки представления результатов геофизических материалов.
Таким образом, согласно контракту от 02.08.2009 г. заявитель путем осуществления прострелочно-взрывных работ в скважине осуществляет сбор и обработку геофизической информации.
Факт выполнения работ подтверждается актом выполненных работ (л.д. 39).
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если их покупатель осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае, в частности, фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в данном подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации организации. Положение подпункта 4 применяется, в частности, при оказании услуг по обработке информации, к которым относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.
Законодательство о налогах и сборах не содержит определения понятия "информация", "обработка информации".
В силу п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не установлено Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. То есть, информацией являются любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т.п.
В соответствии с п.1 ст. 8 названного Закона граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.
Пунктом 4 ст. 10 данного Закона установлено, что предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.
Суд апелляционной инстанции считает, что выполнение геолого-технических исследований (ГТИ) в скважинах, а также интерпретация полученных геофизических материалов по договору от 11.06.2009 г. N 138-ГИРс/2065 и проведение прострелочно-взрывных работ в скважине, по результатам которых происходит последующая обработка полученной геофизической информации, по контракту от 02.08.2009 г. N 1577 представляет собой сбор информации о конкретном участке, т.е. являются услугами по сбору информации и представлению ее в адрес покупателей по вышеуказанным соглашениям и полностью подпадают под определение услуг по обработке информации, данное в подпункте 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1), утвержденного приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 г. N 329-ст, выполнение работ, предназначенных для сбора информации о структуре недр и местонахождении залежей полезных ископаемых и подземных вод (подгруппа 74.20.2 "Геологоразведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы"), относится к классу 74 "Предоставление прочих видов услуг".
Судом апелляционной инстанции установлено, что ЗАО "Сибирская сервисная компания ГРЭУ", ООО "ТНГ-Ижгеофизсервис" по вышеуказанным договорам осуществляют деятельность на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр. Пакет геологоразведочной информации представляет собой свод документально зафиксированных и обработанных с разной степенью готовности данных сейсморазведки, геофизических измерений, геодезических изысканий, инженерных и химических изысканий, графических изображений и текстовых материалов, лабораторных исследований, отчетов научных организаций (Статья 27 Закона РФ 1992 г. N 2395-1 "О недрах").
Согласно ст. 128 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Соответственно, информация является самостоятельным объектом гражданских прав и может быть предметом договора купли-продажи, как и в случае договоров с вышеуказанными контрагентами ООО "ТНГ-Групп".
Таким образом, приобретение информации не является услугой, связанной непосредственно с объектом недвижимости, а является услугой, направленной на приобретение самостоятельного объекта гражданских прав - информации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем по договорам с ООО "ТНГ-Ижгеофизсервис" и ЗАО "Сибирская Сервисная компания ГРЭУ" оказаны услуги по сбору данных информации для юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, и в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации этих услуг признается Российская Федерация, что свидетельствует об обоснованности уменьшения налоговым органом предъявленного заявителем к возмещению из бюджета НДС в размере 1 908 621 руб.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 апреля 2011 года по делу N А65-31/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31/2011
Истец: ООО "ТНГ-Групп", ООО "ТНГ-Групп", г. Бугульма
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан