г. Чита |
Дело N А19-6254/10 |
12 августа 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2010 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 мая 2010 года по делу N А19-6254/10 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Котерия" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области признании недействительным решения от 17 февраля 2010 года об отказе в государственной регистрации юридического лица
(суд первой инстанции: Красько Б.В.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Котерия" (далее - Общество, ООО "Котерия") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - регистрирующий орган, инспекция) о признании недействительным решения от 17 февраля 2010 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 мая 2010 года заявленные требования удовлетворены, решение инспекции от 17 февраля 2010 года об отказе в государственной регистрации юридического лица признано незаконным полностью как несоответствующее Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Одновременно суд первой инстанции обязал инспекцию зарегистрировать изменения, вносимых в учредительные документы ООО "Котерия" на основании представленного заявления и приложенных к нему документов (входящий N 2193А от 10 февраля 2010 года) в порядке, установленном действующим законодательством. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал вывод о представлении Обществом всех необходимых документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неприменение судом положений статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации. Регистрирующий орган полагает, что процесс эксплуатации общежития, расположенного по адресу: 664009, г. Иркутск, ул. Култукская, дом 9, блок Б, заявленный как адрес регистрации Общества, должен отвечать целям и задачам, в соответствии с которыми это помещение было передано в собственность ИООООО ВОИ, в связи с чем регистрация по данному адресу проведена быть не может. Кроме того, инспекция полагает, что за руководителем ООО "Котерия" Серебрениковым Ю.Ю. право на указанное помещение не зарегистрировано.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 67200027391456 и N 67200027391449, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителей. В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Котерия" зарегистрировано в качестве юридического лица 23 апреля 2002 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия ИРП N 1035 (т. 1, л.д. 12).
10 февраля 2003 года в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года за основным государственным регистрационным номером 1033801025114 (т. 1, л.д. 14). Согласно пункту 1.1 Устава ООО "Котерия", утвержденного протоколом от 26 декабря 2001 года N 3, единственным учредителем общества является Иркутская Областная Организация Общероссийской Общественной Организации "Всероссийское Общество инвалидов" (далее - ИООООО ВОИ, т. 1, л.д. 104-111).
Решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников Общества, принимаются единолично ИООООО ВОИ как единственным участником Общества через свой уполномоченный орган - Президиум правления ИООООО ВОИ (пункт 6.1).
Пунктом 6.2.3 Устава к компетенции общего собрания участников Общества отнесено изменение Устава общества.
Протоколом от 18 декабря 2009 года Президиум Правления ИООООО ВОИ принял решение об утверждении Устава ООО "Котерия" в новой редакции, внесении изменений в сведения об адресе ООО "Котерия", при этом новым адресом Общества определен следующий адрес: 664009, г. Иркутск, ул. Култукская, дом 9, блок "Б" (т. 1, л.д. 15, 16).
10 февраля 2010 года Обществом в регистрирующий орган представлены заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (т. 1, л.д. 36-44) и следующие документы:
- квитанция об уплате государственной пошлины;
- выписка из протокола заседания Президиума Правления ИООООО ВОИ;
- Устав в новой редакции;
- копия свидетельства о государственной регистрации права;
- копия договора безвозмездного пользования.
Данное обстоятельство подтверждается распиской инспекции от 10 февраля 2010 года, вх. N 2193 А (т. 1, л.д. 20, 35).
Из заявления Общества следует, что изменения вносятся в сведения об адресе (месте нахождения) (лист Б), видах экономической деятельности (лист Ж), иных положениях учредительных документов (лист И), а также в целях приведения Устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты".
Решением от 17 февраля 2010 года инспекция отказала в регистрации изменений в учредительные органы. В качестве основания отказа указано на отсутствие согласия собственника общежития на размещение юридического лица по адресу 664009, г. Иркутск, ул. Култукская, дом 9а и использование в качестве адреса места нахождения общества жилого помещения, в связи с чем регистрирующий орган сделал вывод о недостоверности указанного в документах адреса места нахождения Общества.
Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии у инспекции законных оснований для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО "Котерия", исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Основания, по которым допускается отказ в государственной регистрации, установлены пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; при этом перечень таких оснований является исчерпывающим и такое основание, как сообщение юридическим лицом недостоверных сведений, в этот перечень не входит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В частности, статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (часть 3), а также за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4).
На основании части 1 статьи 171 Уголовного кодекса Российской Федерации за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, предусмотрена уголовная ответственность.
На основании пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Как указано в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П, норма пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации под угрозой содержащейся в ней санкции понуждает юридические лица - коммерческие организации различных организационно-правовых форм, осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.
Отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены иные правовые последствия представления в регистрирующий орган недостоверных сведений, нежели отказ в государственной регистрации.
Изложенное соответствует позиции, выраженной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года N ВАС-8853/10.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждена форма N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица".
Пунктами 2 и 4 статьи 18 названного Федерального закона предусмотрено, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 этого Федерального закона.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Из материалов дела следует, что 10 февраля 2010 года Обществом в регистрирующий орган были представлены все предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы.
На основании пункта 4 статьи 9 этого Федерального закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, предусмотренных этим Федеральным законом.
Более того, пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
То есть законодатель прямо установил, что регистрирующий орган, по общему правилу, не вправе проводить проверку сведений, содержащихся в представленных при государственной регистрации юридического лица документах, в том числе и в случае государственной регистрации изменений в учредительные документы Общества, в силу отсутствия таких полномочий.
Следовательно, в рассматриваемом случае регистрирующий орган не вправе был проводить правовую экспертизу представленных ООО "Котерия" документов на предмет их соответствия требованиям статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (о назначении жилого помещения и пределов его использования), в связи с чем довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости учета названных норм гражданского и жилищного законодательства при разрешении настоящего дела признается необоснованным.
Относительно довода инспекции о недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, касающихся сведений об адресе места нахождения Общества, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Как следует из подпункта а) пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В листе Б заявления о государственной регистрации изменений в учредительные документы формы N Р13001 ООО "Котерия" указан новый адрес места нахождения: Иркутская область, город Иркутск, улица Култукская, дом 9, блок Б (т. 1, л.д. 37).
Из имеющихся в материалах дела доказательств (свидетельство о государственной регистрации права от 31 декабря 2003 года, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 4 августа 2009 года N 01/046/2009-760, т. 1, л.д. 23, 71-88) суд апелляционной инстанции усматривает, что здание общежития общей площадью 2 103,9 кв.м., расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Култукская, дом 9 блок Б, принадлежит на праве собственности ИООООО ВОИ.
Своим постановлением от 18 декабря 2009 года (выписка из протокола N 4) ИООООО ВОИ утвердило указанный адрес в качестве адреса места нахождения ООО "Котерия".
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что по указанному адресу зарегистрированы права собственности за физическими лицами на другие объекты гражданских прав, находящиеся в данном здании, а именно: жилые помещения в общежитии, комнаты, квартиры, с указанием, соответственно, номеров квартир, комнат, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 2 июля 2009 года N 01/039/2009-728.
Вместе с тем, регистрирующим органом ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о расположении ООО "Котерия" в жилом помещении третьих лиц и нарушении их прав и законных интересов.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в решении инспекции от 17 февраля 2010 года в качестве основания отказа указано на отсутствие согласия собственника общежития на размещение юридического лица по адресу 664009, г. Иркутск, ул. Култукская, дом 9а, тогда как в заявлении ООО "Котерия" (лист Б) в качестве адреса указано: г. Иркутск, ул. Култукская, д. 9, блок "Б", то есть иной адрес.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 мая 2010 года по делу N А19-6254/10, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 мая 2010 года по делу N А19-6254/10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6254/2010
Истец: ООО "Котерия"
Ответчик: МИ ФНС России N17 по Иркутской области, МРИ ФНС N 17 по Иркутской области