г. Ессентуки |
Дело N А22-21/2011 |
|
Рег. N 16АП-1817/11(1) |
09 августа 2011 года объявлена резолютивная часть постановления.
15 августа 2011 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А. судей Семенова М.У. Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Зубаловым К.Д. рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Калмыкия" (ИНН/ОГРН 0803003760/1070803000355; Республика Калмыкия Лаганский р-н, г. Лагань ул. Кирзаводская 1) на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.03.2011 по делу N А22-21/2011 (судья Алжеева Л.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Калмыкия" к отделу Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия (ИНН/ОГРН 0814166630, 1050866795143; Республика Калмыкия г. Элиста 3-й мкр, 23) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании: от отдела Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия - Эльдеева Т.К., от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Калмыкия" - Мушараева Б.В.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Калмыкия" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия, с учетом уточненных требований, с заявлением к Отделу Федеральной миграционной службы России по Республике Калмыкия (далее - ответчик, ОФМС) об оспаривании постановления N 008805/263 от 23.12.2010 о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Заявленные требования мотивированы отсутствием в деянии заявителя признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, поскольку административный орган не доказал, что иностранный гражданин Читрикашвили Малхаз приступал к работам в соответствии с заключенным с ним договором на оказание консультационных услуг.
Решением суда от 21.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден материалами дела. Общество, в нарушение положений статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства.
Не согласившись с таким решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
По мнению заявителя, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам, неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам и материалам дела.
Административный орган представил отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
В судебном заседании 09.08.2011 представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель административного органа в судебном заседании 09.08.2011 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, исследовав материалы дела, выслушав представителя административного органа, установил следующее.
Как следует из материалов дела, в паспортно-визовый отдел обратился гражданин Грузии Читрикашвили Малхаз, 27.02.1954 года рождения с просьбой перенести печать разрешения на временное проживание в новый паспорт гражданина Грузии взамен утерянного. Предоставил копию договора от 15.01. 2010 на консультационные услуги по разработке технологического регламента, заключенного между Читрикашвили М. и Обществом, копию характеристики с места работы. В объяснении указал, что в январе - марте 2010 года осуществлял трудовую деятельность в помещении офиса на территории 105 скважины, расположенной в 54 километрах от г. Лагани в направлении п. Улан- Хол. В течении трех месяцев он готовил техническую документацию по ДМУ (дизельно - мазутной установке). 23. 04. 2010 за проделанную работу ему выплатили 20 000 руб., с 30.04.2010 по 31.05.2010 выплатили 10 000 руб.
В связи с установлением факта осуществления трудовой деятельности, выразившееся в осуществлении трудовой деятельности без разрешения на работу на территории Российской Федерации, постановлением по делу об административном правонарушении N 007441/168 от 04.06.2010 гражданин Грузии Читрикашвили Малхаз, 27.02.1954 года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.10 КоАП РФ в виде штрафа 3000 руб.. который уплачен им был 28.09.2010.
Распоряжением ОФМС по РК N 108 от 17.06.2010 проведена документарная проверка Общества с целью контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации по адресу: Республика Калмыкия, Лаганский район, г. Лагань, ул. Кирзаводская, 1 . Генеральному директору Общества Кусинову А.А. направлено сообщение N 1/4706 от 17.06.2010.
В ходе проверки инспектором Джеваковым А.О., в присутствии генерального директора Общества установлено, что гражданин Грузии Читрикашвили М. в период с 15.01.2010 по 04.06.2010 осуществлял трудовую деятельность в Обществе, чем нарушил ч.4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), ответственность за которую предусмотрена ст. 18.10 КоАП РФ "Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации", а Общество нарушило нормы п.9 ст. 13. 1 Закона N 115-ФЗ., составлен акт от 17. 06. 2010.
Согласно рапорту инспектора Джевакова А. О. начальнику ОФМС от 18. 06.2010 по указанному Читришвили М. адресу: Республика Калмыкия, Лаганский район, г. Лагань, ул. Кирзаводская, 1 обнаружено развалившееся строение, отсутствовал офис и представитель Общества.
В материалах дела имеется сообщение ОФМС от 23.06. 2010, что гражданин Грузии Читрикашвили М. в период с 15. 01. 2010 по 04. 06. 2010 в ОФМС с заявлением о выдаче ему разрешения на работу не обращался, разрешение на работу ему не выдавалось.
Кроме того, в деле имеется сообщение от 23.06.2010, что Общество с период с 15.01.2010 по 04.06.2010 уведомление в ОФМС о привлечении к трудовой деятельности в качестве консультанта, а именно консультационных услуг по разработке технического регламента и подготовки технической документации гражданина Грузии Читрикашвили М., 27.02.1954 года рождения, не направляло.
24.08.2010 в адрес ответчика МРИ ФНС России N 3 по РК направлена выписка Общества и указано, что сведений о перечислении организацией налога на доходы за гражданином Грузии Читрикашвили М. не располагает.
Рассмотрение протокола об административном правонарушении направлено повесткой ОФМС N 3 от 03.09.2010 в адрес Общества и повесткой N 4 от 03.09.2010 в адрес генерального директора Кусинова А.А.
Определением ОФМС от 07.09.2010 возбуждено дело об административном правонарушении и проведение административного расследования в отношении Общества по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Повесткой N 1/7790 от 10.09.2010 назначено рассмотрение составления протокола на 15.09.2010 и вручено генеральному директору Кусинову А.А. лично под роспись.
В объяснении от 15.09.2010, взятого ОФМС указано, что протоколом N 2 общего собрания участников Общества 22.12.2009 он избран генеральным директором. 15.01.2010 между ним и гражданином Грузии Читрикашвили М. подписан договор о проведении консультационных услуг по разработке технологического регламента и соблюдения его выполнения на малогабаритной бензина - дизельной установке БДУ-2Э. Точную сумму за оказанные услуги не обговаривали, так как данный вопрос был в проекте. При этом узнал, что он является гражданином Грузии, паспорта при нем не было, было только ИНН и регистрация. 18.01.2010 договор был расторгнут, так как не договорились по сумме консультационных услуг. Приказ о приеме на работу не издавался, заработную плату не выдавал, так как проработал всего 3 дня. По факту выплаты Читрикашвили М. 20 000 руб. в апреле 2010 года и 10 000 руб. в мае 2010 года пояснений дать не смог.
Данное объяснение подтверждено договором на консультационные услуги по разработке технологического регламента от 15.01.2010, подписанное Обществом, в лице генерального директора Кусинова А.А. и гражданином Грузии Читрикашвили Малхаз, а дополнительным соглашением к договору от 18.01.2010, в связи с разногласием между сторонами, договор признан незаключенным.
15.09.2010 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 008805/263 от 15.09.2010 по ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Определением от 13.12.2010 назначено время и место рассмотрение дела в отношении Общества, допущенного правонарушения по ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ на 15. 12. 2010, копия определения вручена Кусинову А.А. лично, под роспись.
15.12.2010 ОФМС взято объяснение заместителя генерального директора Общества Болдырева А.А. , который пояснил, что в его обязанности входит прием на работу работников и увольнение. Читрикашвили М. представился кандидатом наук, ранее работавший на нефтеперерабатывающем заводе, при нем был паспорт и ИНН, выданный налоговой инспекцией. Болдыревым А.А. был подготовлен договор на оказание консультационных услуг и о том, что иностранные граждане для осуществления деятельности должны иметь разрешение на работу, знал. Читрикашвили М. обещал оформить соответствующее разрешение и представить. В связи с тем, что Обществу срочно требовался консультант для подготовки технической документации в соответствии с требованием Федерального закона "О промышленной безопасности", он был принят на работу. Генеральному директору не было известно о том, что у Читрикашвили М. отсутствовало разрешение. О том, что Читрикашвили М. привлечен к административной ответственности постановлением от 04.06.2010 по ст. 18.10 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3000 руб., также знал. Согласно приказу N 24 от 13.12.2010 Болдыреву А.А. объявлен выговор за неисполнение возложенных обязанностей, повлекших нарушение области трудового законодательства.
Для объективного рассмотрения дела и принятия законного решения, вынесено определение об отложении рассмотрения дела на 23.12.2010 в 14-00 час.
На запрос ОФМС от 16.12.2010 N 10536 поступил ответ от МРИ ФНС N 3 по РК (исх. N 0214252 от 21. 12.2010), что сведений о заработной плате заместителя директора Общества Болдырева А.А. за 2009 год отсутствуют. За 2009 год справки формы 2-НДФЛ Обществом не представлены, а за 2010 год срок не наступил.
Во время рассмотрения протокола Обществом была дополнительно представлена копия журнала учета приказов, которая не была принята ОФМС, так как не был представлен подлинник.
Согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ ответственность физических и юридических лиц за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В целях названной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Законом N 115-ФЗ.
В силу п.4 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации только при наличии разрешения на работу; работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Согласно п.9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу.
В соответствии со ст. 3 Закона N 115-ФЗ разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Постановлением от 23.12.2010 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ и назначен штраф 250000 руб., в связи с тем, что привлекается впервые.
Таким образом, привлечение Обществом к трудовой деятельности гражданина Грузии Читрикашвили М., при отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению Закона N 115-ФЗ, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Объективную сторону вменяемого Обществу административного правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности либо допуск к труду иным образом в интересах Общества гражданина иностранного государства, не имеющего выдаваемого в установленное порядке разрешения на работу в Российской Федерации.
Факт привлечения Общества к трудовой деятельности гражданина Грузии не имеющего разрешения на работу в Российской Федерации установлен, материалами дела подтвержден.
Ссылка в заявлении, что иностранный гражданин Читрикашвили М. не осуществлял трудовую деятельность в Обществе, так как приказ о приеме Читрикашвили М. на работу не издавался, запись в трудовой книжке отсутствовала, судом не принимается, поскольку опровергается объяснением Читрикашвили М. и указанными доказательствами по делу.
Факт нарушения Обществом требований ст. 13 Закона N 115-ФЗ, а также вина Общества, выразившаяся в непринятии мер для соблюдения миграционного законодательства, подтверждается материалами дела, является правомерным.
Обоснованно отклонен судом первой инстанции довод заявителя о том, что у общества отсутствовали договорные отношения с иностранным лицом, поскольку для квалификации правонарушения по ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ, в силу примечания к указанной статье, наличие оформленного трудового договора не является обязательным.
Таким образом, общество, в нарушение положений статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд первой инстанции принял правильное решение, признав обжалуемое постановление законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления, судом не установлено. Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом соблюдены.
Проверив правильность принятого по делу решения суда, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам, в связи с чем решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.03.2011 по делу N А22-21/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-21/2011
Истец: ООО "Торговый дом "Калмыкия"
Ответчик: Отдел ФМС России по Республике Калмыкия
Третье лицо: Отдел Федеральной миграционной службы россии по Республике Калмыкия
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1817/11