16 августа 2011 г. |
Дело N А55-3562/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Балуева Ю.С., доверенность от 02.11.2010 года;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - извещен, не явился;
от третьего лица - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2011 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 мая 2011 года по делу N А55-3562/2011, судья Холодкова Ю.Е.,
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
ОАО "Дорожно-строительная компания "Самараавтодор", Самарская область, Волжский район,
о признании незаконным решения и обязании провести государственную регистрацию права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, регистрирующий орган) от 03.12.2010 года N 01/406/2010-193 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - здание котельной, общей площадью 134,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, пер. Утевский, дом 23 и обязании провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 мая 2011 года требования удовлетворены.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что заявителем были предоставлены на регистрацию документы, достаточные для проведения регистрации права муниципальной собственности на нежилое здание котельной, площадью 134,7 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, пер. Утевский, дом 23 и у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа в регистрации права муниципальной собственности на данный объект.
Не согласившись с выводами суда, заинтересованное лицо подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.
Указывает, что, признавая решение регистрирующего органа незаконным, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что спорный объект недвижимого имущества относится к муниципальной собственности в силу прямого указания закона - Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 и это право является ранее возникшим.
Полагает, что данный вывод сделан в нарушение норм материального права и не основан на материалах дела.
Таким образом, учитывая, что Постановление Главы города Самары N 1057 от 17.10.2003 г. принято после введения в действие Закона о регистрации (31.01.1998 г.), государственная регистрация права собственности муниципального образования г.о. Самара на данный объект недвижимого имущества возможна только при условии государственной регистрации ранее возникшего права на указанный объект недвижимости передающей стороны (права собственности Самарской области).
Однако заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации ранее возникших после введения в действие Закона о регистрации перехода данного права, не представлено, что является безусловным основанием для отказа в регистрации.
Представитель заявителя с доводами апелляционной жалобы не согласен.
Третье лицо и заявитель отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лица, участвующего в деле, пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходила из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - здание котельной, общей площадью 134,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, пер. Утевский, дом 23. На государственную регистрацию заявителем были представлены: заявление, выписка из реестра муниципальной собственности N 15-07-16/54402 от 12.10.2010 года, выписка из ЕГРОКС от 09 февраля 2010 года, кадастровый паспорт от 09.02.2010 года, постановление Главы города Самары N 1057 от 17.10.2003 года.
Регистрирующий орган сообщением от 03.12.2010 года N 01/406/2010-193 в государственной регистрации заявителю отказал, мотивировав тем, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также не представлены документы, необходимые в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Заявитель, посчитав данный отказ незаконным, обратился в арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением, судебным актом которого требования заявителя удовлетворены.
Из представленного в регистрирующий орган выписки из ЕГРОКС, кадастрового паспорта здания следует, что спорный объект является зданием котельной, год постройки - 1952.
Согласно выписки из реестра муниципальной собственности от 12.10.2010 года N 15-07-16/54402, спорное здание состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара с 17.10.2003 года за N 014454 на основании Постановления Главы города Самары N 1057 от 17.10.2003 года.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 4 части 1 приложения 3 к Постановлению от 27.12.1991 г. N 3020-1 котельные отнесены к объектам муниципальной собственности как объекты инженерной инфраструктуры, то есть, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности".
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.1997 г. N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", соответствующий объект является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должен рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
С учетом года постройки объекта (1952) суд пришел к правильному выводу, что право муниципальной собственности на спорное нежилое здание является ранее возникшим, в связи с чем, требование ответчика о необходимости первоначальной регистрации права Самарской области основано на неправильном толковании закона.
Представленные на регистрацию документы позволяли идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое, было заявлено на государственную регистрацию.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявителем были предоставлены на регистрацию документы, достаточные для проведения регистрации права муниципальной собственности на нежилое здание котельной, площадью 134,7 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, пер. Утевский, дом 23 и у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа в регистрации права муниципальной собственности на данный объект.
Доводы, приведенные заинтересованным лицом в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 мая 2011 года по делу N А55-3562/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3562/2011
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: ОАО "Дорожно-строительная компания "Самараавтодор"