16 августа 2011 г. |
г. Вологда Дело N А05-2969/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Вельское лесоперевалочное предприятие" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 мая 2011 года по делу N А05-2969/2011 (судья Меньшикова И.А.),
установил
открытое акционерное общество "Вельское лесоперевалочное предприятие" (ОГРН 1022901215919, ИНН 2907006270; далее - ОАО "Вельское ЛПП", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС N 8, инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки N 489 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 22.03.2011, в которую неправомерно включена задолженность по пеням в размере 2 335 026 рублей 30 копеек и штрафам в сумме 12 320 рублей 40 копеек; о признании факта утраты возможности взыскания названных сумм пеней и штрафов как во внесудебном, так и в судебном порядке; о возложении обязанности дополнить справку N 489 информацией об утрате указанной возможности.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2011 года по настоящему делу произведено процессуальное правопреемство - замена открытого акционерного общества "Вельское лесоперевалочное предприятие" на общество с ограниченной ответственностью "Вельское лесоперевалочное предприятие" (далее - ООО "Вельское ЛПП") в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 31 мая 2011 года по делу N А05-2969/2011 требования общества удовлетворены в части признания незаконными действий инспекции, выразившихся в выдаче справки N 489 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 22.03.2011, в которую неправомерно включена задолженность по пеням в размере 2 335 026 рублей 30 копеек. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что без признания судом факта утраты инспекцией возможности взыскания с общества имеющихся у него сумм задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам как во внесудебном, так и в судебном порядке у налогового органа отсутствуют законные основания для выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам с указанием о невозможности их взыскания.
ОАО "Вельское ЛПП" в отказанной части с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его в данной части отменить и удовлетворить требования общества. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что указание в решении суда на конкретный способ устранения допущенного инспекцией нарушения позволит избежать возможных ошибок при трактовке судебного акта.
Общество и налоговый орган в отзывах с доводами жалобы друг друга согласились, считают, что они носят один смысловой характер и не противоречат друг другу, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как видно из материалов дела, МИФНС N 8 выдала ОАО "Вельское ЛПП" справку N 489 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 22.03.2011, в которой указала, что у общества имеется следующая задолженность: пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 53 743 рублей 30 копеек; пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, в сумме 104 170 рублей 96 копеек; пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 775 876 рублей 18 копеек; пени по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, в сумме 4545 рублей 15 копеек; пени по транспортному налогу с организаций в сумме 17 116 рублей 48 копеек; пени по арендной плате за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в сумме 4178 рублей 63 копеек; пени по налогу на имущество предприятий в сумме 68 632 рублей 30 копеек; пени по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств в сумме 20 374 рублей 25 копеек; пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 206 202 рублей 63 копеек; пени по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 01.01.2006, в сумме 477 рублей 88 копеек; пени по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет) в сумме 13 227 рублей 36 копеек; пени по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 106 701 рубля 92 копеек; пени по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 82 рублей 75 копеек; пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 233 рублей 77 копеек; пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 31 988 рублей 59 копеек; пени по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в сумме 539 рублей 69 копеек; пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 790 988 рублей 79 копеек; пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 7360 рублей 83 копеек; пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 128 584 рублей 84 копеек; штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 12 318 рублей 40 копеек; штраф по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 01.01.2006, в сумме 2 рублей.
Согласно статье 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В силу пункта 10 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Сведения о состоянии расчетов налогоплательщиков отражаются в карточках лицевых счетов, которые ведут налоговые органы в установленном порядке.
В части 1 статьи 65 АПК РФ указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Процедура учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, а также порядок их списания регламентированы приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной налоговой службы.
В соответствии с разделом III Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных приказом Министерства по налогам и сборам России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, разделом VII Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@, разделом VI Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@, Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых плательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76 "О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 14.02.2003 N БГ-3-06/65", данные о начисленных к уплате (доплате), уменьшению суммах налогов (сборов) и иных обязательных платежей отражаются в карточках на основании следующих документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах: налоговой декларации (расчета), корректирующей налоговой декларации (расчета), авансового расчета, решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решения судебных органов, решения вышестоящих налоговых органов, отменяющего (изменяющее) решение нижестоящих налоговых органов, решения налоговых органов о зачете (возврате) обязательных платежей.
На основании данных, отраженных в карточках расчетов налогоплательщика по налогам (пеням, штрафам с бюджетом), налогоплательщику выдается справка о состоянии расчетов с бюджетом. Форма такой справки утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206.
Исполнение положений названных ведомственных документов является для налоговых органов обязательным.
Сроки хранения документов, подтверждающих указанные в карточках сведения, поставлены в зависимость от предусмотренных НК РФ предельных сроков глубины налоговой проверки, сроков принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам, сроков хранения налогоплательщиками документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов.
Истечение установленных сроков хранения предусмотренных законодательством о налогах и сборах документов, на основании которых устанавливается обязанность налогоплательщика по уплате в бюджет обязательных платежей соответствующего вида, предполагает их отсутствие как у налоговых органов, так и у налогоплательщика и, следовательно, невозможность проверить достоверность заявления о наличии или отсутствии спорной задолженности.
Поскольку с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога, а также иных необходимых данных, связанных с исчислением и уплатой налогов, в целях соблюдения конституционного запрета на произвольное необоснованное ограничение имущественных прав налогоплательщика в НК РФ, его статьях 46, 47 и 48, установлены ограничения сроков принудительного взыскания задолженности по налогам (пеням, штрафам).
Пропуск налоговым органом этих сроков препятствует возможности взыскания с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам, но это обстоятельство не дает ему права списать их на основании статьи 59 НК РФ.
В то же время при проверке обоснованности включения налоговым органом в выдаваемую налогоплательщику справку о состоянии расчетов по налогам и сборам необходимо исходить из того, что указанные в справке сведения должны быть достоверными, что предполагает их полноту и объективность, соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов на дату выдачи справки.
В рассматриваемом случае инспекция подтвердила, что в спорную справку включена задолженность по пеням и штрафам, документального подтверждения недоимок на которые они начислены, а также доказательств принятия мер принудительного взыскания не имеется.
При таких обстоятельствах действия налогового органа, выразившиеся во включении в справку N 489 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 22.03.2011 недостоверных сведений о наличии у ОАО "Вельское ЛПП" задолженности в оспариваемом размере, являются незаконными.
Также общество обратилось с требованием о признании факта утраты возможности взыскания пеней в сумме 2 335 026 рублей 30 копеек и штрафов в сумме 12 320 рублей 40 копеек как во внесудебном, так и в судебном порядке; о возложении обязанности дополнить справку N 489 информацией об утрате указанной возможности.
Поскольку суд признал незаконным включение в обжалованную справку задолженности по пеням и штрафам как неподтвержденной документально, эти суммы задолженности отражению в ней не подлежат.
Следовательно, не имеется оснований для признания факта утраты возможности взыскания пеней в сумме 2 335 026 рублей 30 копеек и штрафов в сумме 12 320 рублей 40 копеек как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц об отказе в совершении действий должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд первой инстанции возложил на инспекцию обязанность устранить допущенное нарушение прав общества без указания конкретного способа устранения, так как такой способ как дополнить справку N 489 информацией об утрате возможности взыскания пеней в сумме 2 335 026 рублей 30 копеек и штрафов в сумме 12 320 рублей 40 копеек не имеет правового смысла.
С учетом вышеизложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционных жалоб отказано, расходы по госпошлине со сторон взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 мая 2011 года по делу N А05-2969/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Вельское лесоперевалочное предприятие" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2969/2011
Истец: ОАО "Вельское лесоперевалочное предприятие"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Межрайонная ИФНС России N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4630/11