г. Хабаровск
16 августа 2011 г. |
N 06АП-2916/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Деревообрабатывающий Холдинг": представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям: Чмиль К.В., представитель по доверенности от 16.06.2011 N 115;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр карантина растений": Лещенок Д.Н., представителя по доверенности от 01.08.2011 б/н, Ковачь А.В., представитель по доверенности от 01.08.2011 б/н.
от Северо - Приморского межрайонного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Деревообрабатывающий Холдинг", Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям
на решение от 24.05.2011
по делу N А73-2551/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Луговой И.М.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Деревоперерабатывающий Холдинг"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям
о признании незаконным решения об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов по заявке от 17.12.2010 N 5791, изложенного в уведомлении исх. N 2097 от 20.12.2010
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский центр карантина растений", Северо - Приморский межрайонный отдел Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Деревоперерабатывающий Холдинг" (далее - Общество, ОГРН 1082706001520) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (далее - Управление Россельхознадзора) о признании незаконным решения об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов по заявке от 17.12.2010 N 5791, изложенного в уведомлении исх. N 2097 от 20.12.2010; обязании выдать в помещении Северо-Приморского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям фитосанитарные сертификаты по заявке от 17.12.2010 N 5791:
на пиломатериал лиственницы - 80,026 м.куб.,
на пиломатериал лиственницы - 80,026 м.куб.,
на пиломатериал лиственницы - 80,026 м.куб.,
на пиломатериал лиственницы - 80,026 м.куб.,
на пиломатериал лиственницы - 80,026 м.куб.,
на пиломатериал лиственницы - 80,026 м.куб.,
на пиломатериал лиственницы - 80,026 м.куб. (общий объём 560,182 м.куб.),
пиломатериал ель - 80,014 м.куб.,
пиломатериал ель - 80,014 м.куб.,
пиломатериал ель - 80,014 м.куб. (общий объём 240,042 м.куб.) на основании заключения о её карантинном фитосанитарном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений (п.12 приказа N 163).
В судебном заседании суда первой инстанции Общество уточнило заявленные требования, согласно которым просило признать незаконным решение Управления Россельхознадзора об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов по заявке N 5791 от 17.12.2010, изложенное в уведомлении исх. 2097 от 20.12.2010; обязать Управление Россельхознадзора выдать в помещении Северо-Приморского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям фитосанитарные сертификаты по заявке от 17.12.2010 N 5791:
на пиломатериал лиственницы - 80,026 м.куб.,
на пиломатериал лиственницы - 80,026 м.куб.,
на пиломатериал лиственницы - 80,026 м.куб.,
на пиломатериал лиственницы - 80,026 м.куб.,
на пиломатериал лиственницы - 80,026 м.куб.,
на пиломатериал лиственницы - 80,026 м.куб.,
на пиломатериал лиственницы - 80,026 м.куб. (общий объём 560,182 м.куб.),
пиломатериал ель - 80,014 м.куб.,
пиломатериал ель - 80,014 м.куб.,
пиломатериал ель - 80,014 м.куб. (общий объём 240,042 м.куб.) на основании заключения о её карантинном фитосанитарном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений (п.12 приказа N 163) или принять решение об отказе в выдаче ФСС на основании заключения о ее фитосанитарном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений.
В порядке статьи 49 АПК РФ уточнение требований судом первой инстанции приняты.
Третьими лицам к участию в деле привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский центр карантина растений" (далее - ФГБУ "ВНИИКР"), Северо - Приморский межрайонный отдел Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской области.
Решением суда от 24.05.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву того, что оспариваемые решения соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения, и не нарушает права и законные интересы Общества, поскольку обязанность по получению заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции в целях последующей выдачи ФСС лежит на Обществе.
Не согласившись с судебным актом, Общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
Управление Россельхознадзора и ФГБУ "ВНИИКР" в отзыве на жалобу Общества и их представители в судебном заседании указали на законность принятого решения, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель Управления Россельхознадзора в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг", Северо-Приморский Межрайонный отдел Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
В свою очередь, Управление Россельхознадзора также заявило апелляционную жалобу, в которой выразило несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что порядок проведения органами Россельхознадзора осмотров подкарантинной продукции каким- либо нормативным актом не установлен и об отсутствии у Управления полномочий на осмотр подкарантинной продукции.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в Управление с заявкой от 17.12.2010 N 5791 на выдачу фитосанитарных сертификатов (далее - ФСС) на пиломатериал лиственницы в общем объёме 560,182 м.куб. и пиломатериал ель в общем объеме 240,042 м.куб.
Управлением принято решение, изложенное в уведомлении исх. N 2097 от 20.12.2010 об отказе в выдаче ФСС по заявке Общества.
Решение обосновано тем, что в нарушение пункта 12 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукции (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденного Приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 N 163 (далее - Порядок), к заявке на выдачу ФСС не было приложено заключение о карантинном фитосанитарном состоянии отправляемой на экспорт подкарантинной продукции.
Также согласно решению, при проведении карантинного фитосанитарного осмотра 17.12.2010 на нижнем складе (ж/д тупик ОАО "РЖД") ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг" п.Болен Солнечного района Хабаровского края, пиломатериалы загрязнены почвой; мероприятия по исключению почвы из экспортной партии лесоматериалов не проведены. Лесоматериалы не соответствуют фитосанитарным требованиям страны импортера (КНР).
Обществу отказано в выдаче ФСС на основании абзацев 1 и 4 п.16 Порядка.
Не согласившись с указанными действиями уполномоченного органа, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 99-ФЗ) под государственным карантинным фитосанитарным контролем понимаются мероприятия по выявлению карантинных объектов, установлению карантинного фитосанитарного состояния подкарантинный объектов, осуществлению государственного карантинного фитосанитарного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.
Такими правилами и нормами являются нормативные правовые акты, нормативно-техническая и методическая документация об обеспечении карантина растений.
Как указано в статье 5 Закона N 99-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти по обеспечению карантина растений осуществляет фитосанитарную сертификацию подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
Согласно статье 8 Закона N 99-ФЗ вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешается, если имеется фитосанитарный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Каждая партия подкарантинной продукции, вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.
Понятие подкарантинной продукции указано в статье 2 названного Закона, в соответствии с которой подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) - растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организм, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов.
Порядок организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) утвержден приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 14.03.2007 N 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов".
Согласно пункту 12 Порядка фитосанитарные сертификаты выдаются Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, на основании заключения о ее карантинном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений.
В соответствии с пунктом 16 Порядка Россельхознадзор или территориальное управление Россельхознадзора принимает решение об отказе в выдаче фитосанитарного сертификата, в том числе, в случае непредставления одного или нескольких документов, необходимых для выдачи ФСС.
Доводы апелляционной жалобы Общества, которые сводятся к несогласию с выводом суда в части обязания его представлять вместе с заявкой на выдачу ФСС и заключение о карантинном фитосанитарном состоянии, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
В соответствии со статьей 14 Закона N 99-З подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, и при необходимости лабораторным анализу или экспертизе.
Лабораторные анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) проводятся в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния. Такие исследования проводятся органами и организациями государственной службы карантина растений Российской Федерации.
Согласно статье 16 Закона N 99-ФЗ, государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляют должностные лица федерального органа исполнительной власти по обеспечению карантина растений, которые в числе прочего вправе проводить карантинное фитосанитарное обследование подкарантинных объектов и досмотр подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), в том числе в местах ее заготовки и отправки.
Согласно Уставу ФГБУ "ВНИИКР" основной целью и видами деятельности учреждения являются решение задач по организации необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, установление фитосанитарного состояния подкарантинных объектов, а также проведение работ по их обеззараживанию.
Пунктами 3.3, 3.3.7 и 3.3.8 Устава ФГБУ "ВНИИКР" предусмотрено, что он осуществляет в интересах круга лиц, не указанных в пункте 3.2 Устава, по договорам с физическими и юридическими лицами на возмездной основе оказание услуг по оценке карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, мест ее заготовки, хранения, упаковки; организует и проводит необходимые испытания, экспертизы, лабораторные анализы и оценку с целью выдачи заключений о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции.
Пунктом 3.2 Устава предусмотрены виды деятельности ФГБУ "ВНИИКР", осуществляемые за счет средств федерального бюджета в целях обеспечения деятельности Россельхознадзора, его территориальных органов, а также по решениям (поручениям) Президента РФ, Правительства РФ, Россельхознадзора в отношении иного круга лиц, в числе которых отсутствует выдача заключения о карантинном фитосанитарном состоянии для целей выдачи ФСС по заявкам хозяйствующих субъектов - экспортёров лесопродукции.
Таким образом, организацией, уполномоченной на выдачу заключения о фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, является ФБГУ "ВНИИКР".
Следовательно, в обязанности лица, заинтересованного в получении ФСС для экспорта лесопродукции, входит представление в орган Россельхознадзора заключения о ее карантинном фитосанитарном состоянии.
Доводы Общества о том, что обязанность по предоставлению такого заключения возложена на органы Россельхознадзора подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы суда первой инстанции о законности отказов Управления Россельхознадзора в выдаче ФСС по заявкам и об отсутствие оснований для признания их недействительными.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг" подлежит отклонению.
Судом апелляционной инстанции рассмотрена апелляционная жалоба Управления Россельхознадзора, в которой указано на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что порядок проведения органами Россельхознадзора осмотров подкарантинной продукции каким- либо нормативным актом не установлен, Россельхознадзор и его территориальные органы не входят в состав Государственной службы по карантину растений Российской Федерации и об отсутствии у них полномочий на осмотр подкарантинной продукции.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 99-ФЗ Государственная служба карантина растений Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой государственных органов и организаций, обеспечивающих карантин растений.
Согласно Положению о Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1992 N 268, в состав службы входили: Государственная инспекция по карантину растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; Всероссийский научно-исследовательский институт карантина растений с его периферийной сетью, пограничные государственные и государственные инспекции по карантину растений в республиках, краях, областях, автономных образованиях, карантинные лаборатории, фумигационные отряды, экспедиции, государственные городские и межрайонные инспекции по карантину растений, пограничные пункты по карантину растений в морских и речных портах (на пристанях), на железнодорожных станциях, в аэропортах, на почтамтах и шоссейных дорогах, районные и межрайонные пункты по карантину растений.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору с передачей ей функций по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (абзац 8 пункта 13 настоящего Указа).
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере карантина и защиты растений.
Государственная инспекция по карантину растений Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2004 N 754 ликвидирована. ФБГУ "ВНИИКР" передано в ведение Россельхознадзора.
Поскольку Государственная служба карантина растений - Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой государственных органов и организаций, обеспечивающих карантин растений, а Россельхознадзор - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере карантина и защиты растений, соответственно органом входящим в систему Государственной службы карантина растений Российской Федерации, то выводы арбитражного суда, изложенный в мотивировочной части обжалуемого решения, являются неправильными.
Вместе с тем, учитывая, что данные выводы не повлекли принятие неправильного судебного акта по существу спорных правоотношений, следовательно, решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.05.2011 по делу N А73-2551/2011 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2551/2011
Истец: ООО "Деревоперерабатывающий Холдинг"
Ответчик: Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосаннадзору по Хабаровскому краю и ЕАО
Третье лицо: Северо-Приморский межрайонный отдел Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, ЕАО, ФГУ "ВНИИКР"
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17465/11
27.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17465/11
26.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5213/11
16.08.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2916/11