г. Владивосток |
Дело |
16 августа 2011 г. |
N А51-2134/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Г.А. Симоновой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от ОАО "Восточная верфь": Дубровина Е.В. по доверенности от 19.04.2011 сроком действия до 30.09.2011; Гришина О.А. по доверенности от 04.04.2011 сроком действия до 30.08.2011, паспорт;
департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Восточная верфь"
апелляционное производство N 05АП-4952/2011
на решение от 14.06.2011
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-2134/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ОАО "Восточная верфь" (ИНН 2537009643, ОГРН 1022501797064, место нахождения: 690017, Приморский край, Владивосток, ул. Героев Тихоокеанцев, 1)
к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, место нахождения: 690033, Приморский край, г. Владивосток, ул. Бородинская, 12)
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, оформленного письмом от 31.12.2010 N 29/02-20-22984,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ВОСТОЧНАЯ ВЕРФЬ" (далее - заявитель, общество, ОАО "Восточная верфь") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ) к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:050088:54 площадью 45175 кв.м., оформленного письмом от 31.12.2010 N 29/02-20-22984, и об обязании устранить допущенное нарушение прав и интересов путём обязания департамент принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, подготовить проект договора купли-продажи и направить его ОАО "Восточная верфь".
Решением от 14.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд согласился с выводом департамента об отсутствии в настоящее время у общества права на выкуп земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ.
В апелляционной жалобе на решение суда от 14.06.2011 ОАО "Восточная верфь" просит его отменить как незаконное и необоснованное, в обоснование заявленных требований указал следующее: Обществом вместе с заявлением о приобретении в собственность спорного земельного участка представлен весь пакет необходимых документов. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, находящиеся на участке, объективно не могли быть представлены, поскольку право собственности на них возникло у заявителя в порядке приватизации до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним" и данные права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Кроме того, заявитель ссылается на инвентарные карточки объектов недвижимости, в которых указано на реконструкцию, достройку, дооборудование и модернизацию объектов.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие департамента.
В судебном заседании 10.08.2011 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11.08.2011.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции ОАО "Восточная верфь" поддержало доводы апелляционной жалобы.
Коллегией рассмотрено и удовлетворено ходатайство истца о приобщении к материалам дела дополнительных документов (кадастровых и технических паспортов, решения ИК ВГСДТ от 20.03.1959 N 185), поскольку истец обосновал невозможность представления данных документов в суд первой инстанции. Из материалов дела следует, что определением от 07.04.2011 суд затребовал данные документы у заявителя. Поскольку названные документы были выданы истцу после принятия судом обжалуемого решения суда, у заявителя отсутствовала возможность их представления в суд первой инстанции.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
ОАО "Восточная верфь" создано в 1994 году в результате приватизации Владивостокского судостроительного завода. В план приватизации ОАО "Восточная верфь" (пункты 136-141 акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 - Приложения N 1) включено шесть строений, расположенных на берегу бухты Шамора (ныне - бухта Лазурная Уссурийского залива): здание жилого корпуса N 2 (инв. N 100033), здание жилого корпуса N 4 (инв. N 100034), здание административного корпуса (инв. N 100035), здание общежития (инв. N 100036), здание столовой (инв. N 100039), здание жилое (инв. N 100045); в графе 7 акта "физический фактический износ, %" по всем шести позициям указано "100".
Земельный участок площадью 4,5 га под перечисленными объектами предоставлен правопредшественнику истца решением ИК ВГСДТ от 20.03.1959 N 185 под строительство пионерлагеря на берегу б/х Шамора.
На основании постановления главы администрации г. Владивостока от 24.09.1996 N 1313 между администрацией г. Владивостока и ОАО "Восточная верфь" заключен договор N 002466 аренды земельного участка с кадастровым номером ПК:28:5:242:0000:274, площадью 45299 кв.м., расположенного в районе побережья Уссурийского залива, занимаемого базой отдыха "Волна", сроком на 50 лет.
В результате преобразования вышеназванного земельного участка и исключения из него участка площадью 124 кв.м., находящегося в красных линиях, 09.09.2010 на кадастровый учёт поставлен земельный участок площадью 45175 кв.м. с номером 25:28:050088:54; разрешённое использование - для размещения базы отдыха "Волна" (л.д. 62).
09.12.2010 Общество обратилось в департамент с заявлением (вх. N 29-33378) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 45175 кв.м. с кадастровым номером 25:28:050088:54, расположенного на побережье Уссурийского залива, мыс Крутой, приложив к нему пакет соответствующих документов.
Письмом от 31.12.2010 N 29/02-20-22984 департамент отказал в представлении спорного земельного участка в собственность, сославшись на то, что в пакете представленных документов отсутствуют правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом участке.
Не согласившись с отказом департамента в предоставлении испрашиваемого земельного участка, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, от 18.05.2007 N 116-па, от 06.06.2007 N 134-па, от 25.09.2009 N 263-па органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края, является департамент.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Такой Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 (зарегистрирован в Минюсте РФ 28.11.2007 N 10555) (далее - Перечень документов).
Основанием для отказа департамента в предоставлении заявителю испрашиваемого спорного земельного участка в собственность, оформленного письмом от 31.12.2010 N 29/02-20-22984, явилось представление не всех необходимых документов, а именно: в пакете представленных документов отсутствуют правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом участке.
Между тем пунктом 5 Перечня документов установлено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения прилагаются: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, в силу прямого указания пункта 5 Перечня документов заявитель не лишен возможности обосновать невозможность представления выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копий иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.
Исследовав и оценив материалы дела, коллегия приходит к выводу, что заявителем были представлены в департамент все необходимые и имеющиеся у общества документы для целей приобретения права на спорный земельный участок, включая копию постановления Комитета по управлению имуществом Приморского края от 07.06.1994 N 151 об утверждении плана приватизации; копию акта оценки стоимости зданий и сооружений (Приложение N 1 к плану приватизации); копию договора аренды земельного участка N 0022466 от 24.09.1996, копию свидетельства о государственной регистрации права аренды N 25-АА N 10708 от 03.12.2001; кадастровый паспорт земельного участка (л.д. 58).
Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений на спорные земельные участки в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку в силу статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом, государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Указание суда первой инстанции на то, что заявитель в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не подтвердил наличие на испрашиваемом участке шести зданий - объектов недвижимости, для эксплуатации которых испрашивался земельный участок, а также ссылка на 100%-ый физический износ объектов по состоянию на 01.07.1992, коллегией не принимается в силу следующего:
Указанные объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, принадлежат заявителю на праве собственности в порядке приватизации. Следовательно, с учетом нормы статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ права на спорные объекты недвижимости не требуют подтверждения государственной регистрацией.
В материалы дела в судах первой и апелляционной инстанции заявителем представлены инвентарные карточки на спорные объекты основных средств, в которых отсутствует ссылка на 100%-ный физический износ указанных объектов. Инвентаризация спорных объектов подтверждает их статус в качестве объектов недвижимости и опровергает выводы суда об их руинированности, что исключает возможность применения судом статьи 39 Земельного кодекса РФ.
В связи с этим является ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств того, что на испрашиваемом земельном участке общество имеет на праве собственности введённые в эксплуатацию объекты недвижимости.
Кроме того, коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что указанная земля представлена истцу в 1959 году под строительство пионерлагеря, в 1996 году - на праве аренды под объекты базы отдыха "Волна", принадлежащей истцу на праве собственности на основании плана приватизации, и общество вправе оформить её в собственность.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных Перечнем документов.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности за исключением, случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно материалам дела испрашиваемый земельный участок не относится к участкам ограниченным в обороте, изъятым из оборота и другим, не подлежащим приватизации землям.
При изложенных обстоятельствах решение департамента не соответствует положениям Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ заявленные обществом по настоящему делу требования подлежат удовлетворению, с учетом пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Судебные расходы по оплате госпошлины, понесенные заявителем при подаче заявления в суд в сумме 2000 рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относятся на департамент.
Излишне уплаченная ОАО "Восточная верфь", с учетом абзаца 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, госпошлина по заявлению в сумме 2000 рублей подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2011 по делу N А51-2134/2011 отменить.
Признать незаконным отказ департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении ОАО "Восточная верфь" в собственность земельного участка с кадастровым номером ПК:25:28:050088:54 площадью 45175 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, мыс Крутой, побережье Уссурийского залива, для размещения базы отдыха "Волна", оформленный письмом N 29/02-20-22984 от 31.12.2010.
Обязать департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в месячный срок со дня вынесения настоящего постановления принять решение о предоставлении ОАО "Восточная верфь" в собственность земельного участка с кадастровым номером ПК:25:28:050088:54 площадью 45175 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, мыс Крутой, побережье Уссурийского залива, в месячный срок подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его ОАО "Восточная верфь".
Возвратить открытому акционерному обществу "Восточная верфь" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по заявлению в сумме 2000 (две тысячи) рублей, перечисленную по платежному поручению N 457 от 14.02.2011.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Взыскать с департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу открытого акционерного общества "Восточная верфь" 1000 (одну тысячу) рублей 00 копеек расходов по уплате госпошлины по апелляционной жалобе, и 2000 (две тысячи) рублей 00 копеек по заявлению, всего 3000 (три тысячи) рублей 00 копеек.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Приморского края.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2134/2011
Истец: ОАО "Восточная Верфь"
Ответчик: Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2012 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4952/11
17.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1006/12
07.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5443/11
16.08.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4952/11