г. Москва
17 августа 2011 г. |
Дело N А41-9656/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Демидовой К.И., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Афониным А.В.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комас Транс" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2011 года по делу N А41-9656/11, принятое судьей Гарькушовой Г.А., по иску Дорожное агентство Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью "Комас Транс" (ОГРН:1045009554259) о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Дорожное агентство Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Комас Транс" (далее - ООО "Комас Транс") о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения республики Коми в сумме 460.405 руб. 77 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2011 года по делу N А41-9656/11 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Комас Транс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание арбитражного апелляционного суда представители сторон не явились.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в результате проведения весового контроля на передвижном пункте весового контроля автодороги Сыктывкар-Ухта (132 км) 25 апреля 2010 года установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом МАЗ 543203-220 с регистрационным знаком Е 225 КТ 36 RUS и прицепом МАЗ 938662-025 с регистрационным знаком AM 9384 36 RUS, находящимся в аренде у ООО "Комас Транс", под управлением водителя Сенькина О.А., с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид перевозок, что подтверждается актом от 25.04.2010 N 1 контроля весовых параметров транспортного средства (л.д.9).
В указанном акте зафиксирован факт превышения допустимых осевых нагрузок тягача и прицепа.
Согласно акту от 25.04.2010 N 1 размер вреда составляет 238 097 руб. 05 коп.
Нарушение правил перевозки тяжеловесного груза было произведено в период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми, введенного приказом Дорожного агентства Республики Коми от 23.03.2010 N 86.
Исходя из протяженности маршрута сумма платы за провоз тяжеловесного груза по акту от 25.04.2010 года N 1 составила 252 783 рубля 47 копеек (л.д.34-36).
В результате проведения весового контроля на пункте весового контроля автодороги обход г.Сыктывкара (9 км) 17 мая 2010 года установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом МАЗ 543203-220 с регистрационным знаком Е 225 KT 36 RUS и прицепом МАЗ 938662-025 с регистрационным знаком АМ 9384 36 RUS, находящимся во владении ООО "Комас Транс", под управлением водителя Лащенкова Д.А., с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид перевозок, что подтверждается актом от 17.05.2010 N 2 контроля весовых параметров транспортного средства (л.д.38).
В указанном акте зафиксирован факт превышения допустимых осевых нагрузок тягача и прицепа.
Согласно акту от 17.05.2010 N 2 размер вреда составляет 192 717 руб. 44 коп.
Нарушение правил перевозки тяжеловесного груза было произведено в период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми, введенного приказом Дорожного агентства Республики Коми от 23.03.2010 N 86.
Исходя из протяженности маршрута сумма платы за провоз тяжеловесного груза по акту от 17.05.2010 N 2 составила 207 622 рубля 30 копеек (л.д.60-62).
Ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик обязан компенсировать вред причиненный транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, Дорожное агентство Республики Коми обратилось в арбитражный суд с требованиями по иском делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования о возмещении убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также их размер.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с частью 8 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
Согласно пункту 2 указанных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Пунктом 3 Правил установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального назначения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:
- превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
- размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
- протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
- базового компенсационного индекса текущего года.
Согласно пункту 2 части 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Пунктом 7 статьи 12 названного Федерального закона определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, определением Постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 N 295.
В соответствии с пунктом 6.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом Российской Федерации 27.05.1996, контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и государственной автомобильной инспекции.
Дорожное агентство Республики Коми создано в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2005 N 16 "Об утверждении Положения о Дорожном агентстве Республики Коми" и является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального назначения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности в Республике Коми и осуществляющим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.
Таким образом, Дорожное агентство Республики Коми вправе обращаться в суд с требованием о взыскании вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения республики Коми.
Факт причинения вреда подтверждается актами от 25.04.2010 N 1 и от 17.05.2010 N 2 контроля весовых параметров транспортного средства.
Из указанных актов следует, что владельцем транспортного средства является ООО "Комас Транс".
Названные акты контроля весовых параметров транспортного средства подписаны водителями Сенькиным О.А. и Лащенковым Д.А., управлявшими транспортными средствами, принадлежащими ответчику.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что истцом не представлен протокол весового контроля, подтверждающий нарушение ответчиком требований закона.
Вместе с тем, акты от 25.04.2010 N 1 и от 17.05.2010 N 2 контроля весовых параметров транспортного средства подписаны Сенькиным О.А. и Лащенковым Д.А. без каких-либо замечаний.
ООО "Комас Транс" в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду протоколы весового контроля к актам от 25.04.2010 N 1 и от 17.05.2010 N 2, которые должны были вручаться водителям.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд считает, что требования истца являются обоснованными.
Дорожное агентство Республики Коми представило суду расчет размера взыскиваемого вреда, произведенный в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (л.д.63-65).
Арбитражным апелляционным судом представленный истцом расчет размера причиненного вреда проверен и признан правильным.
Ответчик указанный расчет не оспорил и контррасчет суду не представил.
Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Поскольку ответчик не оспорил обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2011 года по делу N А41-9656/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
К.И. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9656/2011
Истец: Дорожное агентство Республики Коми
Ответчик: ООО "КОМАС ТРАНС"