г. Москва |
Дело N А40-46044/11-93-369 |
10 августа 2011 г. |
N 09АП-18069/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей:
Якутова Э.В., Свиридова В.А.
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Коняевой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.06.2011
по делу N А40-46044/11-93-369 судьи Григорьевой И.Ю.
по заявлению Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Москве и Московской области
к ФГУП "Почта России", (ОГРН 1037724007276, 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя:
не явился, извещен;
от ответчика:
Митькин С.А.. дов. от 06.06.2011.
УСТАНОВИЛ
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области (Управление Роскомнадзора по Москве и Московской области) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд г.Москвы решением от 07.06.2011, принятым по данному делу, удовлетворил заявленные требования Управления Роскомнадзора по Москве и Московской области и привлек ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, назначив предприятию административное наказание в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
В обоснование данного решения суд первой инстанции указал на доказанность факта совершения ответчиком административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а также соблюдение заявителем процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, считая, что заявителем нарушен Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденный постановлением Правительства РФ от 02.03.2005, что является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, ввиду отсутствия у заявителя полномочий на проведение проверки.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства от него не поступало. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, доводы и требования апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, ФГУП "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии N 25577, выданной Министерством РФ по связи и информатизации 11.04.2003, сроком действия до 11.04.2013.
В соответствии с п. 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577, при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться ФЗ "О связи ", ФЗ "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий. Порядок оказания услуг почтовой связи определяется Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством РФ.
В соответствии с п. 7 условий, предусмотренных вышеуказанной лицензией, лицензиат несет ответственность перед пользователями в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.14 условий лицензии N 25577 лицензиат обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 г.. N 176-ФЗ, операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".
Согласно ст. 29 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 г.. N 126-ФЗ, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В соответствии с п. 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 г.. N 87, к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "а", "в " п. 47 раздела V. "Права и обязанности операторов почтовой связи" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г.. N 221, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления почтовые отправления в установленные сроки и обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Статьей 46 Федерального закона "О связи " от 07.07.2003 г.. N 126-ФЗ предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии со ст. 16 Федерального Закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ, услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному адресу и доставить (вручить) его адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг. Сроки оказания данной услуги почтовой связи установлены оператором почтовой связи самостоятельно и отражены в Приказе "Об утверждении и введении в действие контрольных сроков пересылки посылок, нормативов их обработки и перевозки, а также доставки извещений", утвержденном генеральным директором ФГУП "Почта России" от 05.06.2007 N 229-п.
В соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления в установленные сроки и обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В ходе проверки деятельности в области связи в отношении ФГУП "Почта России", проведенной по обращению гражданки Романовой К.С. о ненадлежащем оказании услуг почтовой связи, установлено, что ФГУП "Почта России" осуществляет оказание услуг почтовой связи с нарушением п. 4 и п. 7 Условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) А025271 N 25577 от 11.04.2003 г.., а именно: осуществляя пересылку посылки N СС044608792ЕЕ, отправленной из Эстонии на имя Романова К.С. по адресу: г. Москва, Марьинский б-р, д. 10, кв. 28, ФГУП "Почта России" направило ее не по указанному адресу и вручена ненадлежащему лицу.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте мероприятия систематического наблюдения.
Указанное нарушение предусмотрено диспозицией ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, согласно которой основанием привлечения к административной ответственности является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальных разрешением (лицензией).
По факту выявленного правонарушения должностным лицом административного органа в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 3. ст. 27 Закона "О связи", п. 29 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005 N 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи", ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, Перечнем должностных лиц Россвязьнадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 14.04.2005 г. N 43, 08 декабря 2010 составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении в области связи от 16.03.2011 составлен в соответствии со ст. ст. 25.1, 25.4., 28.1., 28.2. КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ФГУП "Почта России" извещено уведомлением от 14.03.2011 N 02779-02-4/77, полученное специалистом отдела документационного обеспечения Управления делами ФГУП "Почта России " 14.03.2011, что подтверждается соответствующей отметкой в получении.
В протоколе зафиксирован факт направления ФГУП "Почта России" международной посылки N СС044608792ЕЕ не в соответствии с договором (не по указанному адресу) и вручения ее ненадлежащему лицу, что является нарушением лицензионных требований и условий, обязательных к исполнению обладателем лицензии на предоставление услуг почтовой связи.
Указанные нарушения подтверждаются представленными административным органом доказательствами и свидетельствующими о направлении не по указанному адресу и вручении ненадлежащему лицу международной посылки.
При указанных обстоятельствах, привлекая ФГУП "Почта России" к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия в действиях ответчика события и состава вмененного правонарушения.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Факт допущенных ответчиком нарушений лицензионных требований апелляционный суд полагает установленным, в связи с чем означенные выше действия ФГУП "Почта России" образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Судебная коллегия считает установленной вину ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ, так как на него, как обладателя лицензии на оказание услуг почтовой связи, возложена обязанность по соблюдению установленных сроков пересылки почтовой корреспонденции, однако, при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ФГУП "Почта России" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, судом установлены основания для привлечения ответчика к административной ответственности за вменяемое ему административное правонарушение.
При указанных обстоятельствах, суд считает установленным событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; наличие полномочий административного органа, составившего протокол.
Судом установлено, что срок привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, на дату рассмотрения дела не истек.
В нарушение требований ч.2 ст.2.1. КоАП РФ ФГУП "Почта России " имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.3 ст.14.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Поскольку факт совершения обществом вменяемого правонарушения доказан, требования заявителя о применении административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ подлежат удовлетворению.
Между тем в соответствии с положением ч.4 ст. 4.1. КоАП РФ, которая гласит, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Так же как и устранение допущенных ответчиком нарушений норм и правил, за которые предусмотрена административная ответственность не освобождает его от ответственности, установленной КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ч.41 ст. 206, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.06.2011 по делу N А40-46044/11-93-369 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья: |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46044/2011
Истец: Управление федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Москве и Московской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области
Ответчик: ФГУП "Почта России"
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18069/11