г. Хабаровск
15 августа 2011 г. |
N 06АП-3195/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т. Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Кербирегион-лес" (681024, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Комсомольская, 67, оф. 1; ОГРН 1022700832880) - представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (680000, г. Хабаровск, ул. Ленина, 18а, ОГРН 1092721001339) - Чмиль К.В., представитель по доверенности от 16.06.2011 N 115;
от Федерального государственного учреждения "Всероссийский центр
карантина растений" (680000, г. Хабаровск, ул. Волочаевская, д. 123; ОГРН 10350079110860) - Лещенок Д.Н., представитель по доверенности от 01.08.2011 б/н ;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общество с ограниченной ответственностью "Кербирегион-лес"общества с ограниченной ответственностью "Кербирегион-лес"
на решение от 21.06.2011
по делу N А73-4905/2011
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Манником С.Д.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кербирегион-лес"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям
третье лицо: Федеральное государственное учреждение "Всероссийский центр карантина растений"
о признании незаконными решений Управления Россельхознадзора по отказу в выдаче фитосанитарных сертификатов
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кербирегион-лес" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (далее - Управление) с уточненным заявлением:
1. о признании незаконными решений об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов: исх. N 568 от 05.04.2011 по заявке общества вх. 1520 от 04.04.2011; исх. N 576 от 06.04.2011 по заявке общества вх. 1524 от 05.04.2011; исх. N 581 от 08.04.2011 по заявке общества вх. 1543 от 06.04.2011; исх. N 592 от 13.04.2011 по заявке общества вх. 1736 от 11.04.2011; исх. N 597 от 14.04.2011 по заявке общества вх. 1743 от 12.04.2011; исх. N 604 от 15.04.2011 по заявке общества вх. 1776 от 13.04.2011; исх. N 609 от 15.04.2011 по заявке общества вх. 1788 от 14.04.2011; исх. N 625 от 20.04.2011 по заявке общества вх. 1816 от 18.04.2011; исх. N 669 от 26.04.2011 по заявке общества вх. 1937 от 22.04.2011; исх. N 677 от 27.04.2011 по заявке общества вх. 1989 от 26.04.2011;
2) обязать Управление Россельхознадзора выдать фитосанитарные сертификаты в помещении отдела контроля на государственной границе и транспорте в области карантина растений, сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки или принять решение об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов на основании заключения о карантинном фитосанитарном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений по вышеуказанным заявкам общества и в указанных в заявках объемах на лес круглый и пиломатериал лиственницы, ели.
Третьим лицом к участию в деле привлечено Федеральное государственное учреждение "Всероссийский центр карантина растений" (далее - ФГУ "ВНИИКР").
Решением от 21.06.2011 в удовлетворении требований общества отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии решений об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов положениям нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
Общество, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило.
Представители Управления Россельхознадзора и ФГУ "ВНИИКР" в судебном заседании отклонили доводы жалобы, сославшись на законность и обоснованность принятого решения.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва ФГУ "ВНИИКР", заслушав представителей Управления и ФГУ "ВНИИКР", Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, в апреле 2011 года общество обратилось в Управление с вышеперечисленными заявками (всего 10) о выдаче фитосанитарных сертификатов (входящие номера 1520, 1524, 1543. 1736, 1743, 1776, 1788, 1816, 1937, 1989), в указанных в заявках объемах на лес круглый, пиломатериал лиственницы и ели.
Управление, рассмотрев указанные заявки, отказало в выдаче фитосанитарных сертификатов, о чем уведомило общество письмами от 05.04.2011 N 568; от 06.04.2011 N 576, от 08.04.2011 N 581; от 13.04.2011 исх. N 592, от 14.04.2011 исх. N 597, от 15.04.2011 N 604, от 15.04.2011 N 609, от 20.04.2011 N 625, от 26.04.2011 N 669, от 27.04.2011 N 677. В обоснование отказов Управление сослалось на отсутствие заключений о карантинном фитосанитарном состоянии отправляемой на экспорт подкарантинной продукции.
Не согласившись с указанными действиями Управления, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 8 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 99-ФЗ) вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений разрешается, если имеется фитосанитарный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Понятие подкарантинной продукции дано в статье 2 Закона N 99-ФЗ, в соответствии с которой подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) - это растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организм, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 N 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов" утвержден Порядок организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз) (далее - Порядок).
Согласно пункту 12 Порядка фитосанитарные сертификаты выдаются Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, на основании заключения о ее карантинном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений.
В соответствии с пунктом 16 Порядка Россельхознадзор или территориальное управление Россельхознадзора принимает решение об отказе в выдаче фитосанитарного сертификата, в том числе, в случае непредставления одного или нескольких документов, необходимых для выдачи ФСС.
Уполномоченным органом на выдачу фитосанитарных сертификатов и их переоформление по заявкам заинтересованных лиц на территории Хабаровского края является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводом суда в части обязания его представлять вместе с заявкой на выдачу ФСС и заключение о карантинном фитосанитарном состоянии.
Пунктом 10 Порядка организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов установлен перечень документов, необходимых для выдачи ФСС.
Пунктом 12 Порядка также предусмотрено, что ФСС выдаются на основании заключения о карантинном фитосанитарном состоянии вывозимой лесопродукции, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений.
Следовательно, помимо документов, указанных в пункте 10 Порядка, необходимым условием выдачи ФСС является наличие заключения о карантинном фитосанитарном состоянии.
Между тем, судом установлено и материалами дела подтверждается, что в данном случае к представленным в Управление 10-ти заявкам на выдачу фитосанитарных сертификатов соответствующие заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подлежащей вывозу на экспорт лесопродукции обществом приложены не были.
Поскольку в соответствии с пунктом 16 Порядка основанием для отказа в выдаче фитосанитарного сертификата является непредоставление одного или нескольких документов, необходимых для выдачи фитосанитарного сертификата, отказы Управления в выдаче фитосанитарных сертификатов являются законными и оснований для признания их недействительными апелляционным судом не установлено.
Не основаны на нормах действующего законодательства и доводы общества о нарушении Управлением запрета, установленного частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при наделении Хабаровского филиала ФГУ "ВНИИКР" полномочиями по проведению досмотра, лабораторных анализов и экспертизы подкарантинной лесопродукции, выдачи заключений о карантинном фитосанитарном состоянии лесопродукции.
Так, согласно положениям статьи 14 Закона N 99-ФЗ подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, и при необходимости лабораторным анализу или экспертизе. Лабораторные анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) проводятся в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния. Такие исследования проводятся органами и организациями Государственной службы карантина растений Российской Федерации.
Организацией, уполномоченной на выдачу заключения о фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, является ФГУ "ВНИИКР", основной целью и видом деятельности которого являются решение задач по организации необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, установление фитосанитарного состояния подкарантинных объектов, а также проведение работ по их обеззараживанию.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, понимается деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, осуществляемая по запросам заявителя в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих услугу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2009 N 984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг" анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в целях выдачи фитосанитарного сертификата или карантинного сертификата отнесены к платным услугам, оказываемым организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.
Следовательно, выполнение ФГУ "ВНИИКР" государственных услуг по проведению лабораторных анализов и экспертизы подкарантинной лесопродукции, выдаче заключений о карантинном фитосанитарном состоянии лесопродукции согласуется с действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда первой инстанции о том, что мероприятия по фитосанитарному надзору не подпадают под положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку при осуществлении деятельности по выдаче фитосанитарных сертификатов осуществляется проверка состояния конкретной подкарантинной продукции, а не проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя. Кроме того, выдача фитосанитарного сертификата носит заявительный характер и осуществляется по обращению заинтересованного лица, а указанным Федеральным законом установлены иные основания организации и проведения проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя.
С учетом изложенного, судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.06.2011 по делу N А73-4905/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4905/2011
Истец: ООО "Кербирегион-лес"
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, ЕАО, Сахалинской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной и Сахалинской областями
Третье лицо: ФГУ "ВНИИКР", ФГУ "Всероссийский центр карантина растений"
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-608/12
26.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-608/12
08.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5348/11
15.08.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3195/11