г. Тула
18 августа 2011 г. |
Дело N А62-1992/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2011 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от ООО "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение" (г. Смоленск, ОГРН 1056758347271, ИНН 6729031047) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Департамента Смоленской области по лесному хозяйству (г. Смоленск, ОГРН 1076731007143, ИНН 6730069856) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по лесному хозяйству на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21 июня 2011 года по делу N А62-1992/2011 (судья Алмаев Р.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение" (далее - ООО "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение", общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Департаменту Смоленской области по лесному хозяйству (далее - Департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 21.04.2011 N 73 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.06.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент Смоленской области по лесному хозяйству обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Оспаривая решение суда первой инстанции, административный орган указывает, что в силу п. 3 норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 N 549, средства пожаротушения под номерами 1 - 5, 10 - 24 должны находиться в пунктах сосредоточения постоянно, а под номерами 6 - 9 закрепляются на пожароопасный сезон и должны быть в постоянной готовности для использования при тушении лесных пожаров. Автомашины и тракторы для перевозки цистерн, вездеходы оборудуются для установки навесных насосов. Поскольку общество не имело в местах использования лесов пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, что подтверждается материалами дела, следовательно, ООО "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение" правомерно привлечено к административной ответственности.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Смоленской области проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Департаментом Смоленской области по лесному хозяйству и ООО "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение" заключен договор аренды лесного участка N 105 от 01.12.2008.
В соответствии с подпунктами 3.4.6 и 3.4.7 пункта 3.4 указанного договора общество обязано: обеспечивать пожарную и санитарную безопасность в лесах, охрану лесных участков, предоставленных в аренду от пожаров, от загрязнения, от незаконных рубок леса; осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запросов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно проекту освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду ООО "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение" в Ярцевском лесничестве - филиале ОГУ "Смолупрлес" Смоленской области на 2009-2018 годы, положительному заключению экспертизы на проект освоения лесов и корректирующей записке на проект, на пункте сосредоточения средств пожаротушения должны быть: пожарная автомашина - 1 шт., автомобили бортовые повышенной проходимости - 1 шт., мотопомпы пожарные переносные - 1 шт., напорные пожарные рукава 300 погонных метров, трактор с плугом - 1 шт., мотоциклы - 1 шт., ранцевые огнетушители - 5 штук, лопаты - 10 шт., топоры - 10 шт., мотыги - 10 шт., грабли - 10 шт., пилы поперечные - 5 шт., ведра брезентовые объемом до 20л - 5 шт., бидоны или канистры для питьевой воды - 2 шт., бензопилы - 6 шт., радиостанции возимые - 1 шт., носимые - 1 шт., мобильные телефоны - 5 шт., электромегафоны - 1 шт., дежурная спецодежда комплект каждому члену команды, аптечка первой помощи комплект - 5 шт., индивидуальные перевязочные пакеты по числу участвующих в тушении пожаров, защитные очки по числу участвующих в тушении пожаров, респираторы по числу участвующих в тушении пожаров, кружки для питья по числу участвующих в тушении пожаров, рукавицы по числу участвующих в тушении пожаров.
Приказом от 02.03.2011 N 47-П "Об обеспечении пожарной безопасности арендованных лесов в Явцевском лесничестве" в соответствии с Проектом освоения лесов на участок лесного фонда, переданный в аренду ООО "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение" в Ярцевском лесничестве, определено размещение пожарной техники, оборудования и инвентаря согласно приложению N 1.
Приказом от 31.03.2011 N 58-П "О создании пожарно-химической станции" в целях предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров на арендованных лесных участках определено размещение пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи и вспомогательных материалов, закрепленных за ПХС-2 согласно приложению N 3.
В ходе проверки, проведенной 16.03.2011 Ярцевским лесничеством филиал ОГУ "Смолупрлес" совместно с Ярцевской межрайонной прокуратурой, установлено, что у общества имеются не все вышеуказанные средства пожаротушения.
Постановлением от 08.04..2011 Ярцевским межрайонным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение" по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Усмотрев в действиях общества состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, Департамент Смоленской области по лесному хозяйству вынес постановление от 21.04.2011 N 73 о назначении административного наказания заявителю в виде штрафа в размере 31 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на пункт 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, в соответствии с которым сроки пожароопасного периода обозначены со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах, и указал, что, поскольку в Правилах не указаны четкие сроки начала и окончания пожароопасного периода, а проверка проводилась в феврале, следовательно, событие административного правонарушения по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ на момент возбуждения административного дела прокурором отсутствовало.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами Арбитражного суда Смоленской области, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей (в редакции от 07.02.2011, действовавшей на момент проведения проверки).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется, в том числе, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности (часть 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Частью 5 статьи 53.1 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Аналогичное положение закреплено в подпунктах "а" и "б" пункта 3 Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
Согласно подпункту "в" пункта 13 названных Правил (в редакции от 30.06.2007, действовавшей на момент проведения проверки) юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
В соответствии с п. 3 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 N 549, на пунктах сосредоточения средств пожаротушения юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины, не имеющих структурных подразделений по заготовке древесины, должны находится: 1. Лесопожарное модульное оборудование (съемные цистерны, в том числе собственного производства) или резиновые емкости для воды объемом 1500 л; 2. Лесопатрульные пожарные машины; 3. Мотопомпы пожарные переносные с оснасткой производительностью до 600 - 800 л/мин.; 4. Напорные пожарные рукава; 5. Торфяные лесопожарные стволы; 6. Бульдозеры на тракторах свыше 100 л.с.; 7. Тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием; 8. Автомобили бортовые повышенной проходимости или вездеходы; 9. Катера речные, грузоподъемностью не менее 2 т (только для районов, где имеются водные пути); 10. Зажигательные аппараты; 11. Смачиватели, пенообразователи; 12. Ранцевые огнетушители; 13. Воздуходувки; 14. Ручные инструменты: лопаты, топоры, мотыги, грабли, пилы поперечные; 15. Ведра или иные емкости объемом до 20 л; 16. Бидоны или канистры для питьевой воды емкостью до 20 л; 17. Бензопилы; 18. Электромегафоны; 19. Радиостанции носимые, возимые УКВ или КВ диапазона; 20. Дежурная спецодежда; 21. Аптечка первой помощи; 22. Индивидуальные перевязочные пакеты; 23. Защитные очки; 24. Респираторы; 25. Кружки для воды.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки 15.02.2011 установлено, что на пунктах сосредоточения средств пожаротушения ООО "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение" отсутствуют: мотопомпа пожарная переносная, напорные пожарные рукава, зажигательные аппараты - 4 штуки, смачиватели, пенообразователи - 20 кг, мотыги - 5 шт., электромегафон, воздуходувка.
При вышеуказанных обстоятельствах судом апелляционной инстанции установлено, что в действиях ООО "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение" присутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Суд первой инстанции в своем решении отмечает, что в Правилах не указаны четкие сроки начала и окончания пожароопасного периода, а проверка проводилась в феврале, следовательно, событие административного правонарушения по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ на момент возбуждения административного дела прокурором отсутствовало.
Данные выводы суд апелляционной инстанции считает ошибочными, поскольку в соответствии с п. 3 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов средства пожаротушения под номерами 1 - 5, 10 - 24 должны находиться в пунктах сосредоточения постоянно, а под номерами 6 - 9 закрепляются на пожароопасный сезон и должны быть в постоянной готовности для использования при тушении лесных пожаров. Автомашины и тракторы для перевозки цистерн, вездеходы оборудуются для установки навесных насосов.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
При вышеуказанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Смоленской области подлежит отмене, а заявленные требования - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21 июня 2011 года по делу N А62-1992/2011 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение" о признании незаконным и отмене постановления Департамента Смоленской области по лесному хозяйству от 21.04.2011 N 73 о назначении административного наказания отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1992/2011
Истец: ООО "Смоленское лесохозяйственное производственное объединение"
Ответчик: Департамент Смоленской области по лесному хозяйству
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3479/11